ИКТ компетентность учителя начальных классов


УДК 37.013.46               
ИКТ компетентность учителя начальных классовКудакова Наталья Сергеевна,
Самсонова Татьяна Николаевна
Арзамасский филиал федерального государственного автономного
образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского»
г.Арзамас
E-mail: kkudakova@mail.ruMuraveva89@inbox.ruВ статье раскрывается вопрос о важности ИКТ-компетенций в работе учителя, что включает в себя ИКТ-компетентность. Содержание компетенции играет большую роль. Учитель начальной школы сейчас – это незаменимый работник образования. Его задача – это обучение чтению и письму, формирование основных понятий и представлений об окружающем мире. В статье представлены рекомендации для учителей по формировании ИКТ-компетенции.
Ключевые слова: ИКТ-компетенция, компьютерная грамотность.
В современном Российском образовании на этапе развития общества происходят существенные изменения. Все происходящие реформы в системе образования замыкаются на конкретном исполнителе - учителе. Педагог является главной фигурой в реализации на практике всех нововведений.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения впервые в метапредметных результатах учащихся указывается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из компетенций, которую начальная школа должна дать своим выпускникам. В этом документе указаны требования к использованию средств информациооно- коммуникационных технологий для решения познавательных и коммуникативных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием компьютера[1].
В настоящее время информационные технологии уже стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение этими технологиями ставится наряду с умением писать и читать. Вследствие этого, формирование информационно-коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса становится необходимым фактором в образовании.
Начальная школа – это первые главные шаги ребенка по дорогам наук и открытий. И именно здесь закладывается фундамент знаний, на котором будет строиться дальнейшее образование. В результате обучения выпускник современной школы должен получить способность к получению знаний и умений, инициативу и самостоятельность.
Сегодня вопрос ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса и в частности учителя становится одним из важных.
Новый образовательный стандарт начального общего образования предполагает создание единой информационной образовательной среды. Решение профессиональных и учебно-познавательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий участниками образовательного процесса является главной составляющей данной среды. В федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается формирование универсальных учебных действий (УУД) как один из результатов освоения ООП НОО. Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в современной информационной образовательной среде является эффективным для формирования УУД. Учитель должен учить детей грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, способствуя формированию у них ИКТ-компетентности. Следовательно, одна из важнейших задач педагога состоит в создании условий обучения, в которых дети могли бы раскрыть свои возможности уже в начальной школе, а так же мы должны подготовить их к жизни в конкурентном информационном мире[2].
При этом необходимо помнить, ИКТ-компетентность как учителя, так и ребенка, явление более значимое, и оно не должно сводиться только к компьютерной грамотности.
Исходя из сказанного, считаем, что главными приоритетными направлениями новых стандартов образования должны быть направлены на развитие ИКТ грамотности и формирование ИКТ компетентности, которая включает в себя использование цифровых технологий, инструментов сети для получения доступа к информации, ее интеграцию, управление информацией.
ИКТ-компетентность, по нашему мнению, заключается в приобретении умений искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять информацию, моделировать объекты и процессы, проектировать, а так же – собственную деятельность и работу коллектива, используя современные средства ИКТ.Несколько лет назад в учебном процессе появилось нововведение, которое сейчас носит всеобъемлющий характер-это создание портфолио. Портфолио, в том числе и электронное, – это багаж достижений учащегося во всех областях его жизнедеятельности. Для того чтобы постоянно пополнять этот багаж, необходимо участвовать в различных конкурсах викторинах, олимпиадах, сетевых коммуникационных проектах. Перед учителем же стоит задача, которая заключается в правильной организации работы учащихся в рамках этих участий.
Содержание материала в начальной школе, должно быть более простым, понятным для освоения, в связи с этим учителю необходимо уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал, обобщать, сравнивать, противопоставлять, преобразовывать личные данные.
Для того чтобы сформировать у учащихся необходимую ИКТ- компетентность, учитель для начала должен сам обладать ею в совершенстве.
Учитель начальной школы сейчас – это незаменимый работник образования. Его задача – это обучение чтению и письму, формирование основных понятий и представлений об окружающем мире.
Таким образом, к ИКТ-компетентности учителя можно отнести знание электронных пособий по предмету, таких как электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в интернете. Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать необходимую информацию в соответствии с поставленными учебными задачами так же является неотъемлемой частью содержания. Кроме того, чтобы найти и отобрать информацию, ее нужно правильно преподнести учащимся, а для этого необходимо уметь устанавливать программы на компьютер, пользоваться проектором и интерактивной доской, уметь создавать собственный электронный дидактический материал.
Основываясь только на традиционных педагогических технологиях невозможно соответствовать высоким запросам образования. Для решения этой проблемы необходимо найти новые подходы к организации обучения младших школьников, опирающиеся на информационно-коммуникационные технологии.
Учителю в своей работе необходимо представлять различного рода материалы, необходимые в учебном процессе, такие как: тематическое планирование, материалы для урока, мониторинги и отчеты по своему предмету, анализ процесса обучения и так далее. В связи с этим учитель должен уметь выбирать и пользоваться программным обеспечением Microsoft Office.
Для того чтобы «идти в ногу со временем», учителю необходимо заниматься постоянным самообразованием, самовоспитанием, самообучение. Считаем, что современный учитель должен поставить для себя на первый план задачу по формированию у себя ИКТ компетентности.
Очень важным фактом в образовании является обучение учителей эффективно пользоваться компьютером, интерактивной доской и другими информационными средствами для самостоятельного проектирования учебного процесса. В школе должны существовать разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ компетентности. Среди них можно выделить следующие: недели педагогического мастерства, семинары, наставничество.
По мнению большинства учителей сегодня, пришло время комбинировать привычные приемы работы с новыми инструментами, подаренными нам техническим прогрессом, и тогда даже жизнь на уроке заиграет новыми красками! При этом процесс освоения новых возможностей программного обеспечения и технологии работы с аппаратными новинками, несомненно, внесет вклад в развитии ИКТ – компетентности педагога.
Список используемых источников:
Электронный ресурс удаленного доступа
1.pandia.ru – интернет-издание, посвященное знаниям и разным взглядам на жизнь, представляет собой рубрицированию порталами информацию в отраслях жизнедеятельности человека. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/454/21817.phpСтатья из сборника конференций
2.Савельева Оксана Анатольевна. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО//Повышение ИКТ-компетентности педагога: материалы  XXV международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – ИТО-Троицк.
ICT competencies of primary school teachers
Kudakova N.S.,
Samsonova T.N.
The article presents the importance of the ICT competencies in the teacher's role, which includes ICT competence, competence plays a big role. Elementary school teacher now is an essential employee education. Its task is learning to read and write the formation of the main concepts and notions about the world. The article presents recommendations for teachers on the formation of ICT-competence.Keywords: ICT competence, computer literacy.
Заявка
Фамилия, имя, отчество автора Самсонова Татьяна Николаевна, Кудакова Наталья Сергеевна
Название статьи ИКТ компетентность учителя начальных классовНазвание секции Категория обсуждения прочих аспектов современной науки
Место работы, учебы Самсонова Татьяна Николаевна
Место учебы - Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
Кудакова Наталья Сергеевна
Место работы - Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
Должность, ученая степень, звание Самсонова Татьяна Николаевна – магистр
Кудакова Наталья Сергеевна - заместитель декана по учебной работе (очная форма обучения) кандидат педагогических наук, доцент
Почтовый адрес Нижегородская область, город Арзамас, проспект Ленина дом 192 квартира 1. Индекс 607220. Получатель - Самсонова Татьяна Николаевна.
Телефон 89043919741, Muraveva89@inbox.ru
Необходимость в получении сертификата участника конференции. 2 штуки.
Самсонова Татьяна Николаевна, Кудакова Наталья Сергеевна
Версия сборника Электронный вариант