Технологическая карта и проект индивидуального занятия на автоматизацию звука [Л]

Приложение 2
к Положению о районном конкурсе «Лучший видео урок»
Технологическая карта логопедического занятия
Организационная информация

Предмет
логопедия

Класс
3 «К» класс по адоптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью

Тема
Автоматизация звука [Л]в слогах, словах и предложениях

Автор урока (ФИО, должность)
учитель-логопед Алексеева Екатерина Николаевна

Образовательное учреждение
МБОУ «Краснополянская СОШ»

Описание урока

Тип занятия
Автоматизация звука

Время реализации занятия
20 минут

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)
Закрепление правильного произношения звука Л в словах и предложениях.


Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
Предполагается, что к окончанию занятия у учащегося:
Закрепятся знания о механизме образования звука, его акустических особенностях,
Будут формироваться умение строить связное высказывание при анализе звука
Закрепиться словарь по теме «Дикие и домашние животные»
Будут формироваться навыки языкового и фонематического анализа c опорой на графическую схему
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию:
Мелкой моторике
Подвижности артикуляционного аппарата
Формированию кинестетических ощущений и правильных артикуляционных движений на данный уклад
Развитию умения производить анализ артикуляции звука
Развитию фонематических процессов.
Развитию слухового и речевого внимания;
Развитию слухоречевой и зрительной памяти
развитию мышления
развитию интереса к речевой деятельности
  Воспитательные:
Способствовать созданию условий обеспечивающих:
Воспитанию любви к животным
Воспитанию усидчивости
Воспитания умения сосредотачиваться на занятии.
Воспитанию умений делать самооценку

Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Предметные:
Знать
Правильную артикуляционный уклад при произношении звука Л
Акустическую характеристику звука Л
Уметь
Правильно произносить звук Л изолированно, в слогах, в словах и в фразе
Самостоятельно выполнять элементарные формы звукового анализа
С опорой на графическую схему выполнять языковой и сложный фонетический анализ
Самостоятельно составлять предложения
Обобщать и подбирать слова на лексическую тему «Дикие и Домашние животные»
Личностные:
Умения оценивать себя
Развитие самоконтроля
развитие адекватных представлений о собственных возможностях
развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:
1. развивать умение высказывать свое предположение;
2. учить принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:
1. развивать умение слушать и понимать других;
2. учитывать в сотрудничестве со взрослым.

Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить)
Технические средства обучения: презентация для артикуляционной гимнастики
Раздаточный материал: 1. Карточки с заданием «Дикие и домашние животные»
Карточки с заданием «Составь предложение по картинке»
Слоговая таблица
Карточка с заданием на развитие внимания «Вычеркни букву Л»
Предметные картинки.
Оборудование: 1. Зеркало
2. Салфетки для выполнения артикуляционной гимнастики
3. схема предложения, слова, слог, звук.
4. изображение лилипутика с сапожками и шляпками










Проект урока

Этапы урока
Планируемые результаты каждого этапа урока
(предметные, личностные)
Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I Этап
Мотивации
- создать условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебный процесс,
беседа
Логопед здоровается с ребенком, представляет гостей и объясняет их роль на занятии


II Сообщения темы и цели занятия
настроить ребенка на продуктивную работу.

беседа
- Какой звук мы с тобой учились произносить?
- сегодня мы продолжим учиться правильно и красиво произносить звук Л

Звук Л

III. Дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Способствовать развитию:
Мелкой моторике
Подвижности артикуляционного аппарата
Формированию кинестетических ощущений и правильных артикуляционных движений на данный уклад

Презентация для проведения артикуляционной гимнастики. Загадки и предметные картинки.
- А помогут нам в этом наши помощники, а кто, ты узнаешь, когда отгадаешь загадки.
1) День закончился, затих.
Ты легла, закрыла их
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула
Гимнастика для глаз:
- Не поворачивая головы, посмотри направо, налево, вверх, вниз.
- «Пробежать» глазами по кругу.
- «Подремать» - закрыть глаза на минутку и расслабиться.
2) Следующие помощники
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором
Пальчиковая гимнастика
Пальчик, пальчик,
Непоседа!
Где ты бегал, где обедал?
- Я с мизинцем
Ел калинку,
С безымянным
Ел малинку.
Ел со средним
Землянику,
С указательным –
Клубнику.

Следующий помощник
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это

3) Артикуляционная гимнастика (Презентация №1)

Выполняет дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

IV. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам.
Предполагается, что у учащегося:
Закрепятся знания о механизме образования звука, его акустических особенностях,
Будут формироваться умение строить связное высказывание при анализе звука


Схема в тетради.
Изображение лилипутика
Одежда для лилипутика
Зеркало.
- К нам сегодня на занятие пришел в гости лилипутик, он пока не умеет произносить звук Л, но очень хочет научиться, поэтому он пришел к нам чтобы послушать и поучиться.
- Давай расскажем и покажем ему как нужно произносить звук Л
- Посмотри, когда мама собирала нашего лилипутика к нам она забыла обуть и одеть его, давай ему поможем.
- Звук Л поется или нет?
- Как мы называем поющиеся звуки?
- Звук Л какой, твердый или мягкий?
- раскрась один сапожок в синий цвет, другой в зеленый.
- звук Л звонкий или глухой? (какую шляпку оденем)

Ребенок дает артикуляционную характеристику звука Л и произносит звук Л


Ребенок одевает лилипутика и дает акустическую характеристику звука Л

V. Закрепления звука Л в слогах.
Способствовать:
Закреплению правильного произношения звука Л в слогах
Развитию фонематических процессов.
Развитию слухового и речевого внимания;
Развитию слухоречевой и зрительной памяти
развитию мышления

Картинка с изображением яблони с яблоками
- Теперь наш дружок обут и может отправляться на прогулку.
- Лилипутик пришел в сад, в котором растут яблони, давай поможем лилипуту собрать яблоки в корзину, а для этого нужно правильно прочитать слоги
Ребенок читает слоги на яблоках правильно произнося звук Л

VI. Закрепление звука Л в словах
Способствовать:
Закреплению правильного произношения звука Л в словах
Развитию фонематических процессов.
Развитию слухового и речевого внимания;
Развитию слухоречевой и зрительной памяти
развитию мышления
Воспитанию любви к животным
Воспитанию усидчивости
Воспитания умения сосредотачиваться на занятии.


Картинка с изображением зоопарка.
- Дальше наш лилипутик отправился в зоопарк, но вот беда он не знает где дикие, а где домашние животные, давай поможем ему в этом разобраться.

- Скажи кто рождается у волка козла белки и.т.

- Зверята решили поиграть в прятки. Ты закроешь глазки, а я спрячу одно животное, а ты должен назвать какого животного нет на картинке.

Ребенок разделяет животных на диких и домашних





Называет детенышей животных

Называет животное которого не стало на картинке.


VI. Закрепление произношения звука Л в предложениях.
Способствовать:
Закреплению правильного произношения звука Л в предложениях
Развитию слухового и речевого внимания;
Развитию слухоречевой и зрительной памяти
развитию мышления
Воспитанию усидчивости
Воспитания умения сосредотачиваться на занятии.

Сюжетные картинки.
-Лилипутику так понравилось гулять, что после зоопарка он отправился в парк. Составь предложение по картинке.









Ребенок составляет предложение по картинке.

VII. Языковой и фонематический анализ
Способствовать:
Развитию фонематических процессов
формированию навыков языкового и фонематического анализа c опорой на графическую схему
Развитию слухового и речевого внимания;
Развитию слухоречевой и зрительной памяти
развитию мышления
Воспитанию усидчивости
Воспитания умения сосредотачиваться на занятии.
Графическая схема предложения, слова, слога, звука











Предметные картинки
-Давай сделаем анализ одного из предложения (сколько в предложении слов? Положи столько палочек, сколько слов. Какое первое слово в предложении? Сколько в нем слогов? Положи столько кубиков сколько слогов. Какой первый звук в слове ? дай ему характеристику и положи квадратик нужного цвета. И.т.д.
- Лилипутик вернулся домой и увидел в комнате беспорядок, давай поможем ему навести прядок и разложить игрушки по полочкам: на первую полочку мы положим игрушки, в которых звук Л стоит в начале слова, на вторую полочку мы положим картинки, в которых звук Л стоит в середине слова, а на третью полочку игрушки, в названии которых звук Л стоит на конце слова.

Ребенок делает языковой и звуковой анализ с опорой на графическую схему, при оказании помощи.










Ребенок определяет место звука в слове и раскладывает картинки по полочкам.


Создать условия для:
Развития слухового и речевого внимания;
Развития слухоречевой и зрительной памяти









Карточка с заданием














- Лилипутик узнал, как произносится звук Л, а как же написать этот звук? Для этого существует специальная буква. Какая буква обозначает звук Л? Найди букву Л. (из разрезной азбуки)
- На этой картинке буква Л спряталась, найди ее. Зачеркни все буквы Л







Ребенок вычеркивает букву Л из ряда других букв.

IX. Итог занятия и рефлексия



















Создать условия для:
- Воспитания умений делать самооценку.










Карточка со смайликом
- Наша встреча с лилипутам закончилась его дома, уже ждет мама. Он очень рад, что пришел сегодня к нам в гости, потому что узнал много нового.
- Какой звук мы с тобой сегодня учились произносить?
- Что тебе понравилась на занятии?
- Что было сложно сделать
- Оцени сегодняшнее занятие, если тебе понравилось, было легко и у тебя все -получалась, нарисуй улыбающуюся рожицу, а если нет, то гарусную.
- За хорошую работу лилипут дарит тебе наклейку.

Ребенок делает самоанализ.
























Приложения

Рабочие материалы для учащегося (карточки, картинки, геометрические фигуры и др. раздаточный материал)




























13PAGE 15


13PAGE 14415




Объект 1Объект 2