Преимущества нетрадиционного урока в развитии познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заявка
Фамилия Имя Отчество Згибнева Евгения Николаевна
Учебное заведение ГБПОУ ИО ЧТПРИС
Должность Мастер производственного обучения
Дата рождения 09.09.1983
Образование Среднее-специальное
Учебное заведение которое окончила, когда Ангарский механико- технологический техникум легкой промышленности. 2004 год
Группа обучающихся
Оператор швейного оборудования, из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тема статьи Преимущества нетрадиционного урока в развитии познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогический стаж
2 года
Фамилия Имя Отчество Згибнева Евгения Николаевна
Учебное заведение ГБПОУ ИО ЧТПРИС
Должность Мастер производственного обучения
Тема статьи Преимущества нетрадиционного урока в развитии познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Телефон, почтовый адрес, электронный адрес.
89501285058, г. Черемхово переулок Пролетарский 1-14, evgeshayurtina@mail.ru Рецензия
Одной из важнейших задач мастера производственного обучения является поиск наиболее эффективных форм обучения, которые могли бы активизировать познавательную деятельность умственно-отсталых обучающихся. В статье описаны нетрадиционные уроки используемые для детей с ограниченными возможностями здоровья.Статья
Преимущества нетрадиционного урока в развитии познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего, увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнять работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком рабочих с нарушением интеллекта. Для самостоятельной качественной работы умственно-отсталый обучающийся должен обладать способностью, усваивать новые знания и приемы работы, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть сформировать трудовую мобильность. Поэтому одной из важнейших задач мастера производственного обучения является поиск наиболее эффективных форм обучения, которые могли бы активизировать познавательную деятельность умственно-отсталых учащихся.
Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт который очень помогает мастеру производственного обучения в осознании целей и задач обучения, поиске новых методов и приемов организации учебного процесса. Урок – наиболее гибкая форма организации обучения, так как включает разнообразное содержание, в соответствии с которым мастер может использовать необходимые методы и приёмы обучения. Различные формы проведения уроков производственного обучения не только разнообразят учебный процесс, но и вызовут у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда.Были рассмотрены способы активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с помощью использования разнообразных форм проведения уроков производственного обучения: план-конспект урока -конкурса профмастерства и технологическая карта урока производственного обучения с применением элементов проектной технологии, а также дидактические материалы к данным урокам.
Основной формой традиционной организации производственного обучения является урок в учебных мастерских училища. На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Данная система организации обучения оказалась наиболее устойчивой, выдержавшей испытание временем. Достоинствами традиционного урока являются чёткая организационная структура, простое управление, последовательность и систематичность, научность и доступность (от известного к неизвестному). Основные целевые ориентации такого урока состоят в усвоении обучаемыми знаний, умений и навыков и воспроизведении их на уровне нетворческого применения. Вместе с тем, данной методике присущи и ряд недостатков - репродуктивная деятельность, обучение по готовому образцу, методами готовых знаний, что приводит к отсутствию самостоятельности обучающихся на уроке. На традиционном уроке обучающийся является объектом обучающих воздействий, а мастер занимает авторитарную позицию и зачастую является единственным инициативным лицом. Существенным недостатком такого урока является также трудность учёта индивидуальных особенностей обучаемых и организации индивидуальной работы с ними по темпам и методам обучения, что особенно важно для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. На однообразных традиционных уроках умственно отсталые обучающиеся, имеющие характерное недоразвитие в познавательной сфере, теряют интерес и становятся пассивны.
Поэтому современная личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения, при которых преподавание направлено не на трансляцию информации и показ готовых способов действия, а на стимуляцию процессов осмысления учения. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для обучающихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к будущей профессии, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы для активизации мыслительной деятельности обучающихся - необходимо. Это не замена старых уроков, а их переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.