Развитие логического мышления младшего школьника

Развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения математике
Лизина Н.Г., учитель начальных классов
Формирование логического мышления младших школьников – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовать. Поэтому мы предлагаем на уроках математики и во внеклассной работе вводить задания, направленные на развитие логического мышления учащихся. Работу, на наш взгляд, следует начинать с развития у детей умения подмечать закономерности, сходства и различия при постепенном усложнении заданий. С этой целью мы подбираем задания на выявление закономерностей, зависимостей и формулировку обобщения с постепенным повышением уровня трудности заданий: «Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило».
Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, анализировать полученные данные. Все это способствует не только осознанному усвоению материала учащимися, но и их умственному развитию.
В процессе обучения рассуждениям учитель побуждает учащихся к поискам новых заданий – примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, учит сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод.
Программой по математике предусмотрено решение таких задач, которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это простые и составные задачи, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз; прямые и обратные и т.д.. При сравнении прямых и обратных задач задаём следующие вопросы: Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач? Какие величины являются искомыми? Что общего и различного в решении прямой и обратной задач? Каким действием решена каждая из задач? Почему? Размышления одного ученика способствуют развитию умения у других учащихся.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
В работе с детьми часто используют дидактические игры. На первый план при этом выдвигается умственная задача, для решения которой следует прибегнуть к сравнению, анализу и синтезу. В этих играх дети должны делать умозаключения и высказывать суждения. Это будет содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.
Для автоматизации навыка устного счета можно использовать игры «Математический биатлон», «Четвертый лишний», «Поезд», «Какая геометрическая фигура исчезла?» и др.
Игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.
Для развития у ребенка логического мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации своих задатков. Особенно эффективными могут быть занятия факультатива по математике, занятий во внеклассной работе. Такие занятия следует проводить регулярно, где всем детям независимо от их уровня мышления, будет интересно.
Специфическое значение внеклассных занятий для развития логического мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для апробирования разных подходов, разных путей поиска.
На факультативных занятиях можно знакомить учеников с некоторыми необычными приемами устных вычислений.
1. Прием, основанный на использовании свойств арифметических действий (переместительное свойство сложения; переместительное свойство умножения; сочетательное свойство сложения; сочетательное свойство умножения; вычитание числа из суммы; умножение суммы на число; умножение разности на число).
2. Прием округления. Например: 399 + 473 = 400 + 473 – 1 = 872.
3. Прием умножения и деления на 5, 50, 500, 25, 250, 15, 125.
4. Приемы умножения на 9, 99, 11, 101,1001.
Используя разнообразные вычислительные приемы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления, важно показать учащимся красоту и изящество устных вычислений. Некоторые из таких приемов не предусмотрены программой начальной школы, а между тем детей довольно легко подвести к ознакомлению с ними.
Таким образом, систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных заданий, направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список использованной литературы.
Волошкина, М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики [Текст] / М.И. Волошкина  // Начальная школа. – 1999. - № 9/10. – С. 15-18.
Курбатов, В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов. -  Ростов на Дону: 1997. С.3
Орлова, Е.В., Гладин, Н.В., Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ - М.: «5 за знания», 2008.
Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо/ Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. – М., 1959.








13PAGE 15




Заголовок 515