Некоторые особенности при проведении социально-психологического тренинга с подростками 14-15 лет.


Некоторые особенности при проведении социально-психологического тренинга с подростками 14-15 лет.
Одно из приоритетных направлений в работе школьного психолога – профилактика нарушений. Своевременным вмешательством часто удается предотвратить завершение формирования личностных расстройств подростков, способствовать адаптации личности.
Обычно подростки крайне редко соглашаются на долгосрочную психокоррекционную работу с ними, так как она требует много времени, которое приходится “выкраивать” из учебы, встреч с друзьями, привычных занятий. Поэтому психокоррекционные занятия с подростками следует проводить, исходя из запросов и условий, от которых будет зависеть эффективностьоработы. Кулаков С.А. [10] выделяет несколько основных условий работы в краткосрочнойОгруппе:
Эмоциональные и поведенческие проблемы у подростка возникли недавно.
Его прежняя социальная адаптация была удовлетворительной.
На этапе предподготовки подросток хорошо раскрылся.
Собственная мотивация на работу в группе была высокой.
Во время первого интервью была сформирована реалистичная и достижимая цель.
Именно эти условия целесообразно взять за основу и примененять на практике.
А в качестве основных приемов выбирать те, которые направлены:
На создание у участников тренинга соответствующего эмоционального настроя (разминочные упражнения).
Например:
”Здравствуй”. Начинает один из участников и, обращаясь к соседу с чувством радости от встречи с ним, заканчивает фразу “Здравствуй…”, выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.
“Здравствуй, ты представляешь…”. Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный случай, смешной эпизод, который произошел с ним.
“Конвейер”. Один из участников представляет, что у него в руках симпатичный, пушистый котенок, он гладит его, ласкает, а затем передает соседу и т.д.
На развитие способности регулировать свои чувства. Например:
“Настроение”. Ведущий просит посредством воспоминания о плохом или хорошем дне вызвать определенное настроение и пережить его.
“Волшебный кувшин”. Ведущий просит членов группы представить, что они держат в руках кувшины, в которых находится какая-то жидкость, сообщает, что в них налито кофе, и просит выпить его; потом говорит, что в кувшине рыбий жир, горячий чай, касторка и пр. Затем организует обмен переживаниями.
“Одиночество”. Участникам предлагается вспомнить о времени, когда они были особенно одиноки в своей жизни, воскресить на 1-2 минуты это чувство снова. После этого организуется обмен переживаниями. В случае необходимости группа оказывает психологическую поддержку своим членам.
На развитие и совершенствование эмпатических способностей. Например:
“Согласованные действия”. Члены группы разбиваются на пары и по команде начинают имитировать различную совместную деятельность: пилку дров, греблю, работу в кузнице и т.д.
“Зеркало”. Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие-либо действия(например, причесывается), а другой пытается зеркально повторить их. И другие упражнения, такие как “Сиамские близнецы”, “Тень”, “Перетягивание каната”.
Эти и другие приемы, направленные, к примеру, на снижение агрессивности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и т. п. описаны в различных практикумах [1, 9,11, 13 ,14].
Кулаков С.А. в своей работе «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе» [9] выделяет особенности социально-психологического тренинга в школе: « Работа по принципу “здесь и теперь”, которая требует от ведущего эмоционального включения, наблюдательности и активности, собственной вовлеченности.
Подростки, несмотря на стремление к эмансипации, нуждаются в обучении: что делать с накапливающимся “психотерапевтическим материалом”, как раскрывать свои эмоции и расширять их словарь, как распознавать несовпадение вербального и невербального поведения.
Педагог-психолог должен обеспечить структурирование групповых занятий. Это включает в себя формулировку задач и правил работы группы, постоянное напоминание о следовании этим правилам, обучение подростков обобщению сути происходящего на занятии.
Одним из важных принципов в деятельности школьного психолога является оказание эмоциональной поддержки, положительного подкрепления.
Учитывая, что социально-психологический тренинг проводится в классе, где ребята хорошо знают друг друга, занятия на протяжении всего курса рекомендуется строить с обращением к позитивным сторонам личности подростков, не акцентируя внимание на негативных аспектах. Опыт показывает, что для детей и ведущего группы эта задача является достаточно трудной.
Поведение ведущего может стать моделью для подростков, реализуемой посредством имитации и идентификации. Нередко руководитель в сложных ролевых ситуациях по просьбе ребят может показать, как он решал те или иные проблемы в жизни. Это послужит примером для решения повседневных проблем.
Существенное внимание в обучении обращается на оптимальное сочетание вербальной и невербальной информации.
Например: вербальное сообщение в большей мере начинает осознаваться, если сопровождается различными невербальными приемами – пересаживанием участников, пространственной и предметной социометрией, пластическими и скульптурными группировками, разыгрыванием ролевых ситуаций и другими психотехническими приемами интегративного характера.
Основные принципы работы педагога-психолога, ведущего коррекционные занятия (социально-психологический тренинг), могут быть сформулированы следующим образом:
Принятие подростков такими, какие они есть.
Работа на протяжении всего курса на положительном подкреплении и выявлении ресурсов.
Работа с подростками в ролевой позиции “взрослый-взрослый”.
Присоединение к подросткам через свойственные им способы общения (речь, мимика, жесты).
Эталонное поведение – умение воспроизводить любые техники и игры, быть эталоном мужского и женского поведения в группе в зависимости от своего пола. Например, эталонное поведение мужчины: спокойствие, вера в себя, других, твердость и сотрудничество.
Поиск и предоставление информации для работы группы (умение обратить внимание на наиболее значимые моменты группы).
Использование подсказки и различных технических и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.
Резюмирование сути происходящего на занятии».
Выводы.
Необходимо как можно раньше готовить человека к эффективному освоению новых для него социальных норм. Именно на решение этой проблемы направлены действия школьного психолога в работе с подростками в группах тренинга.
Литература:
1.Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога. М., «Красная площадь», 1996
2.Дремов и др. Аддиктивные состояния человека. Томск, 2000
3.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Изд. «Норма-Пресс», М., 2000
4.Зеньковский В.О. Психология детства М., «Академия»,1999
5. Ильин Е.П. Психология воли. С-Пб, «Питер», 2000
6. Ильин Е.п. Мотивация и мотивы, С-Пб, «Питер», 2000
7. Кволс К.д. Воспитание, нацеленное на самоуважение. С-Пб,20008. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988
9. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе, С-Пб,1996
10. Кулаков С.А. Групповая психотерапия подростков: 10 лет спустя. Психологическая газета №12/63, 2000
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., «Владос» 1996
12. Рудестам К. Групповая психотерапия. С-Пб., «Питер», 2000
13. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск. Издатель В.П.Ильин, 1998
14. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.,1994