Прорамма по внеурочной деятельности (начальная школа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Пластилинография»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Васильева Ольга Олеговна
Педагог дополнительного образования:
Васильева Ольга Олеговна
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Художественное творчество помогает ребенку понять и выразить красоту. Развивает художественный вкус, эстетическое восприятие и привнести в наш мир радости и гармонию. Это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. Профессионально организованное занятие лепкой поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими детьми. Работа с пластилином развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание) С развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение. Работа детей с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Это работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию.
Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от лепки можно получить удовольствие. Помогает ребенку ощутить свое творчество интересным, другим, а значит нужным, помогает понять и выразить чувства. Школьники будут и художниками, скульпторами. Это значит, что на каждом занятии они будут создавать художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, поделок.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 34 часа.
Техника работы с пластилином:
Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
Выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов
Лепка вытягиванием
Лепка из целого куска пластилина. Обрубовка стекой или готовой формочкой с выемкой лишнего материала или без выемки
Путем кругового налепа полосками и лепка из шара Лепка объемных форм из отдельных деталей
Реалистическая лепка
Рисунок: пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой, с помощью одноразового шприца без иголки разогретым в теплой воде пластилином
Создание рельефов: низкий рельеф (барельеф),высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,многоплановый рельеф
Процарапывание, многослойное процарапывание
Расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания
Пластилиновая аппликация: обычная (примазывание на основу), обратная (примазывание на прозрачную основу-стекло, прозрачная крышка в зеркальном изображении),аппликации-половинки
Моделирование из пластилинового листа
Лепка на проволочном каркасе или на форме.
Торцевание на пластилине
Лепка в сочетании с бросовым материалом
Лепка в сочетании с природным материалом
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся должны получить теоретические знания, практические навыки работы с пластилином;
2.Работать на заданную тему;
3.Передавать форму по наблюдению натуры пропорции предметов, движение и характер;
4.Сознательно размещать предметы и действующие лица в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективе;
5.Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
6.Использовать навыки компоновки;
7.Добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии;
8.Выполнять элементы украшения (панно, аппликации и др.);
9.Стремиться верно и выразительно передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
10.Вести поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве;
11.Коллективно продумывать и воплощать в материале варианты декоративного оформления газет, праздничных вечеров;
12.Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своей группы.
Учебно-тематический план
7052310135001000№ п/п Разделы Темы занятий Количество
часов
Теоретические Практические Всего
1 2 3 4 5 6
1. Знакомство с пластилином. Техника лепки Знакомство с историей пластилина
Общее понятие о материале (пластилине). Исследование свойств пластилина. Подготовка материалов к работе. 1 1 2
2. Техника выкладывание рисунка жгутиками Знакомство с техникой выкладывание рисунка жгутиками, налепные украшения, спиральная техника из жгутов 1 1
Проект «Подарки осени». Виды овощей и фруктов. Изготовление корзины с овощами и фруктами. 1 1
3. Техника лепки вытягивания, лепки из целого куска пластилина. Знакомство с техникой лепки вытягивания, лепки из целого куска пластилина. 1 1
Дикие животные.
Виды диких животных. Значение животных в жизни человека. Изготовление фигурок животных из пластилина. 1 1
Проект «Корабли на море»
Изготовление разных изделий по одной технике из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий 1 1
4. Техника путем кругового налепа, полосками и лепка из шара Знакомство с техникой путем кругового налепа, полосками и лепка из шара1 1
Проект «Чайный сервиз»
Изготовление разных изделий по одной технике из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.
1 1
5. Техника лепки объемных форм из отдельных деталей Знакомство с техникой лепки объемных форм из отдельных деталей 1 1
Проект «Домашний двор»
Виды домашних животных. Значение животных в жизни человека. Изготовление фигурок животных из пластилина. 1 1
Изделие «Кошка»
Знакомство с видами кошек. Составление рассказа о любимом животном. 1 1
6. Техника расписной пластилин Знакомство с техникой расписной пластилин: способ разрезания, способ раскатывания 1 1
Изделие «Елочка пушистая» 1 1
Новый год.
История возникновения елочных игрушек и празднования Нового года. 1 1
7. Техника создания рельефов Знакомство с техникой создания рельефов: низкий рельеф (барельеф),высокий рельеф (горельеф), углубленный рельеф,многоплановый рельеф 1 1
Зима - краса 1 1
8. Техника моделирования Знакомство с техникой моделирования из пластилинового листа 1 1
Проект «Транспорт» Безопасность на дороге. Виды автотранспорта. Составление тематической композиции 1 1
Зимний пейзаж 1 1
Проект «Ромашковая поляна»
Виды ромашек. Значение и применение цветка. Составление тематической композиции. 1 1
«Защитник Отечества» Открытка для папы. 1 1
9. Техника процарапывания Знакомство с техникой процарапывания, многослойного процарапывания 1 1
Проект «Подводный мир»
Жители подводного мира, значение и жизнь. 1 1
«Букет для любимой мамы» 1 1
10. Техника пластилиновой аппликации Знакомство с техникой пластилиновой аппликации 1 1
Проект «Панно «Весенняя капель»
Вода и ее роль в жизни человека. Свойства воды. Значение воды. 1 1
11. Техника лепки в сочетании с природным материалом Знакомство с техникой лепки в сочетании с бросовым и с природным материалом 1 1
Проект «Космос» Совместная работа « Космическое пространство» 1 1
Совместная работа «Пасха» Праздничный стол: кулич, яйца. 1 1
День победы. Открытка ветерану. 1 1
12. Техника торцевания Знакомство с техникой торцевания на пластилине Проект «Сказки»
Виды сказок. Индивидуальная работа «Сказочное дерево» 1 1
Совместная работа. Проект «Летние забавы» 2 2
Выставка лучших работ 1 1 2
Всего: 11 25 36
Список литературы
Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007.
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008
Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009