Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии в средней школе
Здоровьесберегающие технологии в средней школе
Радченко С.А.
МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Еще в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сейчас необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями. Причем наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и каждой школы в отдельности.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье человека определяется как состояние
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье – это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье – это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье – это право каждого»
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Есть такие группы здоровьесберегающих технологий как: медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации); физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ); экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим); техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Отдельной группой выделим здоровьесберегающие образовательные технологии.
Их можно разделить на:
*Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей);
* Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
* Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих
образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на уроках ОБЖ использую следующие технологии:
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детейё снижению уровня тревожности.
Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Методы активного обучения. Это ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
количество видов учебной деятельности
их смена
длительность и чередование
отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
чтение;
письмо;
слушание;
рассказ;
работа с наглядным материалом;
ответ на вопрос;
просмотр видеосюжетов и презентаций.
Рекомендации:
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж активных точек;
речевая гимнастика.
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Поговорка;
Высказывание;
веселое четверостишие;
юмористическая или поучительная картинка.
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;
высота ножек стула должна равняться длине голени;
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов;
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
позвоночник опирается на спинку стула;
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
надплечья находятся на одном уровне.
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных;
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги и внеурочная деятельность дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья школьников.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного здоровья не может быть здорового человека.
15