Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: Цветик-семицветик
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы
«Детский сад № 36»
Занятие по математике с элементами рисования в нетрадиционной технике («граттаж»)
в подготовительной к школе группе
«Цветик – семицветик».
Воспитатель: М. В. Артамонова
Кострома 2013
Тема : «Цветик – семицветик»
Программные задачи : обобщить и закрепить знание детьми числового ряда в пределах 10 ; знание геометрических форм и умение находить и вычленять их количество в разных конструкциях ; закрепить умение складывать из частей целое ; учить решать несложные математические задачи ; воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание прийти на помощь игровым персонажам, развивать интерес к математическим играм.
Материал, инструменты и оборудование: «цветик-семицветик», игра-лабиринт, начерченная модель самолета, набор цифр на каждого ребёнка, конверты с 8 треугольниками и карточки-схемы на каждого ребёнка, восковые дощечки и заострённые деревянные палочки для рисования в нетрадиционной технике.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», изготовление восковых дощечек для рисования в нетрадиционной технике «граттаж».
Ход занятия.
Воспитатель - Дети, вы помните сказку В. Катаева про волшебный цветок и девочку Женю? Какая она была? Добрая, милая, но очень часто отвлекалась по пустякам: любила считать ворон за окном, читать вывески на зданиях, гуляя по улице. И помните, что с ней произошло? Давайте вместе с Женей придумаем свою сказку. И так…
Жила-была девочка Женя. Как-то раз послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и пошла домой. Идет по сторонам зевает, вывески читает и не заметила, что собака съела все её баранки. Она бросилась догонять вредную собаку, но не смогла. Остановилась, посмотрела вокруг и поняла, что заблудилась. Женя заплакала, но тут из калитки сада появилась добрая старушка. Она дала Жене красивый цветок с 7 лепестками. Вот такой! (воспитатель показывает цветок)
- Он не простой, а волшебный, если оторвать один лепесток и сказать слова:
Лети, лети лепесток через запад на восток
Через север , через юг возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли быть, по-моему вели…
- Все желания исполнятся. Старушка исчезла, а Женя снова осталась одна и заплакала, она забыла спросить, как найти дорогу домой, но вспомнила про волшебный цветок. Ребенок отрывает красный лепесток, на обороте читает задание:
1. Помоги Жене найти дорогу домой, узнай, в доме под каким номером она живёт? (Игра – лабиринт «К какому дому вихрь принесет Женю?»
Задание у доски выполняет один ребёнок. Пока он проходит лабиринт, воспитатель работает с группой. – Ребята, скажите, чтобы не заблудиться на улице на самом деле, что нужно знать? Верно, домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры, телефона. А для этого нужно дружить с цифрами и хорошо их знать. Сейчас проверим, как вы знаете числовой ряд в пределах 10.
-Разложите карточки с цифрами по порядку от 1 до 10. Я буду давать задание, вы внимательно слушаете, думаете и поднимаете нужную цифру, а потом кто-то один по моей просьбе дает полный устный ответ.
-Какое число стоит до (после) числа 6…
-Покажи и назови соседей числа 4, 7, 6…
-Какое число больше 6, но меньше 8….(разные варианты)
-Молодцы! Проверим задание у доски. И так, оказалось, что Женя живёт в доме №1. Пришла Женя домой и решила поставить цветок в любимую мамину вазу. Ваза стояла на шкафу, Женя потянулась за ней и уронила…
Ребёнок отрывает 2 лепесток оранжевый. На обороте задание
2. Помоги Жене, сложи из разрезанных кусочков вазу. (двое детей собирают вазу у доски) Воспитатель дает группе задание отгадать ребус.
4 1 2 3
ЯЖЕН
-Дети, расставьте буквы по порядку, тогда узнаете, что воскликнула женина мама, услышав звук разбитого стекла.
После этого Женя решила погулять, вышла во двор, а соседские мальчишки строят из досок самолёт и собираются лететь на нем на Северный полюс. На доске вывешивается модель самолета. Отрываем 3лепесток, жёлтый. Читаем задание:- Сколько и какие геометрические фигуры есть в этой конструкции? Задание у доски выполняет один ребёнок (называет, обводит, считает количество), дети проверяют, исправляют ошибки, дополняют.
Мальчики не приняли Женю в свою игру. Тогда она оторвала лепесток, зелёный, и вихрь перенёс её, как была в летнем сарафане, в сандалиях прямо на Северный полюс к белым медведям. Медведи рассердились на незваную гостью, которая нарушила их любимую игру: из льдинок они складывали разные фигуры. Белые медведи непременно бы съели Женю, но она оторвала лепесток, на обороте читаем задание:
4 задание - Помоги Жене, поиграй в любимую игру белых медведей «Сложи фигуру» У каждого ребёнка набор из 8 треугольников и разные схемы фигур.
Женя вернулась домой, на носу у неё висела сосулька. Отрываем 5 лепесток, а там «Музыкальная разминка» (Колыбельная из м/ф «Умка»)
Пошла Женя дальше. Идёт, думает, чтобы ей ещё пожелать, ведь осталось только два лепестка. И тут она увидела мальчика, он сидел на скамейке и читал книжку. Звали его Витя.
- Давай поиграем в салки!- предложила Женя.
- Не могу, я хромой.- ответил Витя. Отрываем 6 лепесток, а там шестое задание - Реши задачи из Витиной книжки, и тогда он выздоровеет. (Воспитатель задаёт 3-4 задачи на логическое мышление из книги З. А. Михайловой « Игровые занимательные задачи для дошкольников»).
Дети, вот и у нас остался один последний лепесток. Давайте оторвем его и посмотрим, что же он нам приготовил.
7 задание - Если бы у вас был такой волшебный цветок, чтобы вы загадали? Нарисуй свою мечту, желание. Дети рисуют в технике «граттаж» - процарапывание палочкой по восковой дощечке. Во время рисования звучит музыка. По окончании работы дети рассказывают о своей мечте.