Урок по русскому языку в 5-ом классе «Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида»
МБОУ «СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов села Большой Кукмор»
Кукморского района Республики Татарстан
Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида
(конспект открытого урока по русскому языку в 5-ом классе)
Учитель русского языка
и литературы
Галяветдинова Г.М.
2014 г.
Дата:
№ урока:
Тема: Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида
Тип урока: комбинированный (урок усвоения и закрепления новых знаний, умений, навыков); с использованием современных информационных технологий, структур сингапурской методики (использование структур Inside-Outside Circle, Think-Write-Round Robin, Take off-Touch Down)
Форма урока: урок-практикум
Цель: формирование умений употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, определять вид глаголов
Задачи:
- дать понятие об употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида;
- сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи;
- совершенствовать умение определять вид глаголов, образовывать видовые пары;
- развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, активизировать познавательную деятельность.
- воспитывать дружелюбие, толерантность, коммуникативность;
- воспитывать культуру речи;
Оборудование: учебники, словари, дидактический материал, карточки, экран, ноутбук, таймер, мэнэдж мэт
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя, ознакомление с темой урока, целями и задачами урока (слайд 1)
Запись учащимися в тетради числа и темы урока
II. Актуализация прежних знаний (слайд 2)
Фронтальный опрос: (Использование структуры Inside-Outside Circle:
Ученики становятся в 2 круга - Учитель задает вопрос и дает время подумать (3-5 секунд)– Внешний круг отвечает внутреннему (1 минута) – Внутренний круг отвечает внешнему (1 минута) – Повернуться налево, отсчитать 4 человека и дать «пять» новому партнеру. Работаем с новым партнером так же как и с первым)
Вопросы для работы с использованием данной структуры:
- Какого вида бывают глаголы?
- Какое действие называет глагол несовершенного вида?
- Какое действие называет глагол совершенного вида?
- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?
- Что такое видовые пары?
- Какого вида глаголы с суффиксами –ыва-, -ива-?
- Молодцы! Вы знаете все о видах глагола! А сейчас проверим домашнее задание (упр.494)
(слайд 3)
Проверка домашнего задания.
(Слайд 4-6) Выпишите из стихотворения А.С.Пушкина глаголы и распределите их по видам:
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.
Проверяем себя по слайду.
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили вид глаголов в стихотворении А.С.Пушкина
- Ребята, а вам все слова понятны? Давайте узнаем, что такое нега, взор, Аврора, иней
3. Словарная работа: (слайд 7)
- Найдите в словаре слова и определите их значения.
Нега – ласка, довольство, бережный уход
Взор – взгляд, зрение, глаза
Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии, астероид, полярное сияние
Иней – вид твердых атмосферных осадков, тонкий слой кристаллического льда
Физкультминутка (на экране) (слайд 8)
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
(слайд 9)
Работа по учебнику (упр.498)
- Прочитайте выразительно текст. В каком предложении выражена его основная мысль?
Озаглавьте текст.
- Основная мысль текста выражена в последнем предложении.
- Можно озаглавить текст «Дружба», «Друзья»
- Правильно! Молодцы!
- Ребята, а какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
- Друг познается в беде.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Молодцы! А сейчас спишите предложения из учебника и подчеркните глаголы, обозначающие одновременность действий. Поставьте к ним вопросы и определите их вид.
- Это глаголы несовершенного вида. Они обозначают одновременность действий.
- Теперь спишите вторую группу предложений и найдите глаголы, обозначающие последовательность действий. Поставьте к ним вопросы и определите их вид.
- Это глаголы совершенного вида. Они обозначают последовательность действий.
- А теперь, ребята надо подумать, записать и обсудить ответ на такой вопрос:
- Глаголы какого вида употребляются в тексте, если действия происходят одновременно и глаголы какого вида употребляются, если действия происходят последовательно, то есть друг за другом? (Использование структуры Think-Write-Round Robin) (слайд 10)
(слайд 11) Запомните!
Одновременность действий - Глаголы несовершенного вида
Последовательность действий - Глаголы совершенного вида
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
(Слайд 12)
Работа с дидактическим материалом (упр. 400, стр. 106) (индивидуальная работа)
- Прочитайте. Из какого произведения эти отрывки?
- В каком отрывке глаголы указывают на одновременное действие, а в каком на последовательное?
- Какого вида эти глаголы?
- Правильно! Молодцы!
(слайд 13)
Определите вид глаголов (Использование структуры Take off-Touch Down: учитель произносит утверждение, а ученики встают, если это правда)
Например: написал - это глагол совершенного вида (ученики встают)
3. (слайд 14) Подбери парный глагол
Читать - прочитать записать - писать
сочинять научить
играть построить
думать выдумать
копать рассказать
сажать приклеить
решать открыть
чертить спеть
выступать нарисовать
С помощью каких морфем образуются видовые пары?
V. Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Запомнить!
Одновременность действий - Глаголы несовершенного вида
Последовательность действий - Глаголы совершенного вида
Оценки за урок.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мой любимый урок», используя глаголы совершенного и несовершенного вида
15