Разработка урока Образование деепричастий

Тема: Образование деепричастий
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
6ЛР: находить признаки глагола и наречия у деепричастия, образовывать деепричастия с помощью суффиксов -а (-я) и -в (-вши, -ши) от глаголов, устанавливать характер основ (настоящего времени и неопределённой формы), от которых образуются деепричастия разных видов, отличать деепричастия от причастий, их сходство и отличие.


Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. На слайде представлены предложения.
Котёнок играет с бантиком на ковре, прыгая и кувыркаясь.
Распушив хвост и прыгая с ветки на ветку, мы увидели белку.
Распушив хвост, сидела она в развилке ствола и глядела на почерневшие гроздья.
Назовите деепричастия. На какие вопросы они отвечают?
Все ли предложения построены правильно?
Объясните характер ошибки во 2-м предложении.
Попробуйте перестроить предложение, чтобы оно стало правильным. (Распушив хвост и прыгая с ветки на ветку, белка быстро поднялась на дерево. Или Мы увидели белку, которая прыгала с ветки на ветку, распушив хвост.)
Приведите примеры деепричастий из домашнего упр. 19. Назовите глаголы, к которым они относятся. Покажите, к какому действующему лицу (производителю действия) они относятся.
2. Орфографическая пятиминутка.
Инстинктивно, привинченный, отброшен, удержался, скользнули, висевшим, восемнадцать, тревога, прерываемая, лишь, бегущих, свободной, наполнились в мгновение.
Назовите причастия. По каким признакам вы их опознаете?
К какому разряду и времени относятся эти причастия? Причастие какого разряда здесь не представлено?
Какие признаки совмещают в себе причастия?
3. Словарно-орфографическая работа.
Запишите слово рекомендовать. Подчеркните непроверяемые буквы гласных.
Образуйте форму 1 л. ед.ч. наст. времени. Какую особенность в характере основ вы отметите?
Какое орфографическое правило нужно применить, чтобы написать букву гласного в суффиксе глагола?
Проверяемой или непроверяемой будет эта буква гласного?
Опережающее задание: попробуйте образовать деепричастие от этого глагола. (Рекомендуя.) От какой основы оно образуется? (От основы настоящего времени.)

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.



Коммуникативные УУД
1. Владеть различными видами монолога и диалога.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.


III. Формулирование темы и целей урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Образование деепричастий».
- П°О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.

IV. Наблюдение. Теория.

- Расскажите по схеме:
- На какие группы делятся деепричастия?
Какие вопросы можно задать к деепричастиям несовершенного вида, а совершенного?
От чего зависит выбор суффиксов деепричастий? (От вида глагола.)
Как образуются деепричастия несовершенного вида? (От чего? С помощью чего?)
- Как образуются деепричастия совершенного вида? (От чего? С помощью чего?)
Работа в парах. Учебник упражнение 20, стр. 122
Образовать и записать деепричастия, указать морфемный состав Составить и записать 2-3 предложения с этими деепричастиями


Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Владеть технологией продуктивного чтения.
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу), соотносить информацию, представленную в разных формах.

V. Практика. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Упр. 21 – развивается умение отличать деепричастия от других глагольных форм.
Выполняется сначала устно.
– Как вы нашли деепричастия? (По вопросам и суффиксам.)
Затем ученики выписывают деепричастия, указывают вид, выделяют суффиксы. Чтение лингвистической кладовой

Познавательные УУД
1. Составлять алгоритм действий.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.



Физкультминутка

VI. Углубление изученного.
Упражнение 24 - работа с
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблицы).
2. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного).


Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Выступать с небольшими сообщениями в учебно-научном стиле.

VII. Итог урока.

С помощью каких суффиксов образуются деепричастия?
Входят или не входят эти суффиксы в основу слова.
Какими (формообразующими или словообразующими) являются суффиксы деепричастий? Почему? (Деепричастие – форма глагола, эти суффиксы образуют формы, следовательно, формообразующие.)
Что нового об образовании деепричастий вы узнали? (От какой основы образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида.)
Как вы думаете, почему деепричастия совершенного вида не могут образовываться от основ настоящего времени? (У глаголов совершенного вида настоящего времени нет, есть только прошедшее и будущее.)

– Оцените свою работу на уроке
– По каким критериям будете оценивать себя?







ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Упр. 23 или 25 (на выбор).














v Заголовок 5uђ Заголовок 6v Заголовок 715