«Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»» речевое развитие


Конспект НОДОбразовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
1.Непосредственно образовательная деятельность.
2.Возрастная группа: подготовительная.
3.Образовательная область «Речевое развитие».
4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.
7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
8.Форма обучения на занятии: игра.
9.Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;
- уточнять знания детей о временах года;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитательные:
- воспитывать желание детей слушать произведение;
- воспитывать чувство уважения друг к другу;
- воспитывать желание познавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор). Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».
Проблема: «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».
Предполагаемые результаты:
- обогатится словарный запас и расширится кругозор;
- сформируются навыки диалогичной речи;
- возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;
- закреплены знания о временах года.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)
В:На одном боку цветы расцветают,
На другом  - листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом  - сучья подсыхают.
Д: времена года
В: Посмотрите в окошко. Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.дВ: Сколько всего времён года? Назовите их.
Д: зима, весна, лето, осень.
В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)
Лето: (слайд 2,3)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я ... (лето)
Осень: (слайд 4,5)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (осень).
Зима: (слайд 6,7)
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).
Весна: (слайд 8,9)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
Времена года выстраиваются друг за другом.
В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик» (слайд 11-16)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно. В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом) (слайд 17)
Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы
Зима: А назовите мои зимние месяцы.
Д: зимние месяцы - декабрь, январь, февраль
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Д: весенние месяцы - март, апрель, май.
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Д: летние месяцы- июнь, июль, август.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Д: осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: А ты как думаешь?
(дети повторяют ответ)В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (слайд 18)
Д: недели. В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (слайд 19)
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (слайд 20)
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 21)
Д: год.
В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности. (слайд 22)
В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.
Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Кулачки-бутоны сами
Так и брызнули цветами. 
(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики» Приседают на корточки.
Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку    выпрямляются, встают.
Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
В: Определение главной мысли сказки:
В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
В: Что сказочного?
Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.
Главная мысль, мораль.
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 23)
Дидактическая игра «Панно времен года»
В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).
В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.
В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.
(времена года благодарят детей)
Итог занятия
Что нового и интересного узнали  сегодня?
С каким автором вы сегодня познакомились?
Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
С какими новыми словами познакомились?
Что понравилось?
Что показалось трудным?
О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).
В: До свидания!