Урок русской грамоты В. И. Даль «Старик-годовик» (1 класс)


Урок русской грамоты
1 класс
В. Н. КОВАЛЕНКО
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3
Г. ТАЛГАР
Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)
Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что может было,
А может быть, и нет.
- Ребята, а вы любите сказки?
Сообщение темы урока
- Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.
Рассказ о Владимире Ивановиче Дале
- Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)
1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.
2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.
3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.
- Что узнали о В. Дале?
-Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?
Изучение нового материала
- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.
1. Слушание текста (аудиозапись)
- Кто главный герой этого произведения?
- Подтвердились ли ваши предположения?
2. Чтение по абзацам учениками.
- Прочитайте первый абзац.
- Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Что произошло в природе?
- Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)
- Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.
- Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)
- Что произошло в природе с прилётом этих птиц?
- Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Это вторая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.
- Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)
- Перечислите названия летних месяцев.
- Что принесли эти птицы?
- Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)
- Это третья загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.
- Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)
- Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)
- Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.
- Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)
- Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)
- Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)
3. Физминутка
Игра «Бывает – не бывает»
- Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.
Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.
Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.
Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.
Осенью: листопад, дождь, туман, иней.
4. Продолжение работы над текстом
- Прочитайте последний абзац.
- Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)- Перечислите названия дней недели.
- Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)
- Итак, мы отгадали пятую загадку.
5. Определение темы и идеи текста
- А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)
- В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)
- Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?
- Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…
Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.
6. Закрепление
- Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.
- Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.
Имя учащегося:
ЗИМА
май
декабрь
ноябрь
июнь
сентябрь
август
февраль
март
январь
апрель
июль
октябрь
ВЕСНА
ОСЕНЬ
ЛЕТО - Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.
Зима
Морозы сковали землю.
Замёрзли реки и озёра.
Везде лежит белый пушистый снег.
На деревьях набухают почки.
В лесу зацветают подснежники.
Тяжело животным в зимнюю стужу.
Птицы летят ближе к жилью.
Стоят морозные дни.
Весна
Застучала за окошком звонкая капель.
Потеплел воздух, потемнел и осел снег.
На кустах и деревьях пожелтела листва.
Птицы возвращаются на родину.
На берёзах надулись клейкие почки.
Плывут по реке льдины.
Журчат шумные ручьи.
Лето
Наступило жаркое лето.
Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.
Поспела в лесу земляника.
Ягоды усыпали все лесные полянки.
На реке треснул лёд.
В июле на лугу идёт сенокос.
Трава выросла высокая, высокая.
Хлопья снега падают на деревья и кусты.
Птицы начинают вить гнезда.
Осень
Трава пожелтела и завяла.
Птицы тронулись на юг.
Льют холодные дожди.
С огородов и полей убрали последние овощи.
Весело распевают птицы.
Над цветами жужжат пчёлы.
Ветер шуршит сухими листьями.
- Проверяем вашу работу.
Домашнее задание
- Выразительно читать и пересказывать сказку «Старик-годовик».
- Отгадать загадки о временах года и месяцах.
Итог урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.
Загадки о временах года
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Зеленеют луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться… (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек,
Я… (Осень)
Загадки о месяцах
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано… (Январь)
После брата января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц… (Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл… (Апрель)
Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Расцвели в саду пионы,
В землянике – горок склоны.
Ветерок, прохладой дунь,
Чтоб не жарким был… (Июнь)
Солнце обжигается,
От жары все маются,
Что за месяц это
В середине лета? (Июль)
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он – последний месяц лета,
Осень рядом, близко где-то. (Август)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)