Урок литературного чтения В. Даль Старик — годовик (3 класс)


Урок по теме «Старик-годовик» В.ДаляТема: В.Даль «Старик-годовик»
Цели:
формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.
Оборудование: карточки с загадками и сказками, учебник «Литературное чтение», интерактивная доска.
Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – топают ногами.
Персонажи: Баба-яга,  Дюймовочка,  Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.
II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока. 
(слайд 2)
1) Задание:
У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой, кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)
1. Гладишь – ласкается,дразнишь – кусается.На цепи сидит, дом сторожит.
2.  Козлятушки, ребятушки!Отопритеся, отворитеся!Ваша мать пришла – молочка принесла.Бежит молочко по вымечку,Из вымечка по копытечку,Из копытечка – во сыру землю!
3. Шубка – иголки,Свернётся – он колкий,Рукой не возьмёшь.Кто это?
4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки)
(слайд 3)
2) Игра «Доскажи словечко»
На уроке мы ребятки,Отгадали все … (загадки).
Не спеши катать салазки,А послушай лучше …(сказки)
3) А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой? (Обсуждают в группах)
Ваши предположения.
Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет, и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.
Шифровка
Т   А   С   И   К   Р   -   Д   О   Г   О   К   И   В2   3     1    5   6    4        3    4    1   2   7    6    5
(Старик-годовик)
Подумайте, о чем будет это произведение? (слайды 4)
4) Биография В.Даля (слайд 5)
III.  Работа по новой теме
1) Чтение произведения учителем.
– О чем это произведение?– Кто главный герой этого произведения?– Подтвердились ли ваши предположения?– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте задание в конце страницы.
 2)  Чтение по абзацам учениками.
Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. Прочитайте первый абзац и разгадайте его секрет.– Что поняли?  (Каждая птица – это один из зимних месяцев.) – Назовите зимние месяцы по порядку.– Как догадались, что речь идет о зиме?  («Повеял холод, мороз»)– Это первая загадка, которую мы разгадали.(Слайд 6)
Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.
–  О чем он? (О весенних месяцах)–  Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы»)–  Перечислите названия весенних месяцев.–  Это вторая загадка, которую мы разгадали.(Слайд 7)
– Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.
– О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах)– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах. («Стало жарко, душно, знойно, крестьяне стали рожь жать»).–  Назовите по порядку летние месяцы.–  Это третья загадка, которую мы разгадали.(Слайд 8)
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.–  Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»).– Перечислите по порядку осенние месяцы.– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.(Слайд 9)
1) И.З.Суриков «Зима»
Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится. 3) С.А. Есенин «С добрым утром!»
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
2) А.Н.Майков «Весна»
Уходи, зима седая!Уж красавицы ВесныКолесница золотаяМчится с черной вышины! 4)  И.А.Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой,  пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
– Прочитайте последний абзац. ( Слайд 10)–  Что поняли? («Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.)–  Перечислите названия дней недели.–  Итак, мы отгадали пятую загадку. А что же в этом произведении сказочного?  (Сам герой – старик-годовик)–  Каким вы его представляете?
IV. Итог урока
– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?».
Учитель:  У каждого человека есть свое любимое время года. А может два времени года любимых, а возможно и все четыре времени года. (Слайды 11 -15)– А какое любимое время года у вас, ребята?– А теперь послушайте домашнее задание. – Домашнее задание: напишите сказку-загадку или нарисуйте свое любимое время года (по выбору).