Конспект урока по окружающему миру на тему Осторожно-животные (3 класс)


Тема: Осторожно – животные!

Цель: Составить в совместной деятельности правила обращения с животными и запомнить их.

Задачи:
Приобщать детей к бережному отношению к животным.
Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
Воспитание умения работать в коллективе.
Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
Развитие навыков личной гигиены.
Развивать умение наблюдать, выделять главное.
Обобщить знания учащихся по правилам поведения в природе.
Повторить знания учащихся в классификации животных.
Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.
Способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания.

Планируемые результаты:

Предметные: знают отличия диких и домашних животных;
умеют называть и применять на практике правила обращения с животными;
умеют доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Метапредметные:
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить изменения в процесс деятельности с учётом возникших трудностей.
Познавательные: общеучебные - воспроизводить по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; использовать знаково-символические средства; логические –
анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.
Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное отношение к самостоятельной деятельности, проявляют старание в применении усвоенных знаний.



Ход урока.
1. Актуализация знаний.
1)- Какие группы животных вы знаете?

Моллюски.
Членистоногие ( ракообразные, пауки, насекомые)
Рыбы.
Земноводные (лягушки и жабы)
Пресмыкающиеся (ящерицы, змея, крокодилы, черепахи)
Птицы.
Млекопитающие.

2) Работа в группе.
- Обсудите в группе. (1 слайд)

- Каких животных следует опасаться? Есть ли такие животные среди членистоногих, пресмыкающихся, млекопитающих.
- Чем может быть опасно каждое животное?
скорпионов, пауков: каракута, тарантула. Ос, пчёл, шершней, шмелей.
змеи, крокодилы.
волк, тигр, лев и др.

- Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?

( Обратиться к врачу)

- Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зелёнкой и, конечно, обратиться к врачу.

- Найдите в учебнике правила поведения при укусах змей. Сам-но

( Нужно срочно сообщить взрослым. Лечь в постель и принять тёплое питьё. И, конечно, срочно вызвать врача.)

- Если приходтиться долго ждать, рану можно промыть раствором марганцовки и положить холод на место укуса. Что нужно делать при укусе насекомого?

( надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором перекиси водорода. Можно положить холод на место укуса

Фрагмент мультфильма о Вини-Пухе.
- На что я хотела обратить ваше внимание?
(- Почему пчёлы покусали Винни – Пуха?
- Значит, дикие животные могу защитить себя в случае опасности?
- А может ли такая ситуация, как с Вини-Пухом, произойти и с нами?
- Давайте вспомним правила поведения в лесу.)

2. Проблемный вопрос.
- А вот Миша с вами не согласился бы. Почему? Прочитайте диалог лены и Миши (по ролям).

- Что говорит Миша Лене? ( Любое дикое животное нельзя брать в руки, даже самое безобидное)

- А почему Миша так считает? Чем может быть опасен голубь?

Освоение нового материала.

Читаем правило обведённое в рамочку на с. 116 учебника.

2) Работа в паре.
- Рассмотрите рис. На с. 117, на которых ребята ведут себя правильно. Почему вы так считаете?
( Мальчик сделал кормушку, кормит птиц, помогает им пережить зиму)
( Девочка угощает белку орехами, но не трогает её)
( Брать в руки голубей и ежей нельзя)

3) Работа по тексту учебника.
- Чем же опасен голубь и ёж. Прочитайте в учебнике на с. 116-117.

- Здоровых голубей поймать трудно, если вы видите голубя, который не улетает от вас , значит, он болен. Чем могут заразить человека больные голуби.

( Очень серьёзным заболеванием - орнитозом)

- На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?

( Похоже на заболевание лёгких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.)

- Чем ещё опасны грызуны, лисы, ежи и другие.?

( Они переносят бешенство)

- Как проявляется это заболевание у человека?

(Оно поражает мозг человека, возникают судороги, человек начинает бояться воды.)


4)Работа в группе.
- Сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными.
1 Никогда не подходи к диким животным.
2. Никогда не бери диких животных в руки.
3. Если увидишь в лесу змею – не подходи к ней.
4. Если тебя укусило животное – обратись к врачу.

Проблемная ситуация.
- Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны? Что думают по этому поводу Миша и Лена? Прочитайте их диалог.с. 118

( Миша считает, что нужно быть осторожными с собаками, тем более с незнакомыми. Они могут укусить.)

- Собака – это домашнее животное, с которым мы чаще всего сталкиваемся в жизни. Нужно учиться понимать настроение собак. Рассмотрите рис. на с. 118.
Какие чувства проявляют собаки?

- На 1 рис. собака показывает дружелюбие.
На 2 рис. собака проявляет страх.
На 1 рис. собака показывает злость.

- Каких собак нужно избегать? ( Испуганных, злых)

- Что нужно делать человеку, если его укусила собака?
( действия те же , как если бы это было дикое животное. Промыть рану перекисью водорода, края раны смазать зелёнкой и обратиться к врачу.)

- Домашние животные дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесётся к незнакомому человеку.
Почему могут быть опасны коровы, быки , козы, бараны?

(у них есть рога, поэтому они могут бодаться.)
- Как нужно себя вести с лошадьми? Какое правило нужно соблюдать?

( Нельзя подходить к лошади сзади, она может лягнуть, ударить копытом.)

- Прочитайте правила поведения, обведённые в рамку на с. 118 и 119.

Закрепление
- Давайте вспомним правила безопасного поведения.
1. Никогда не подходи к диким животным.
2. Никогда не бери диких животных в руки,
3. Если увидишь в лесу змею - не подходи к ней
4. Если тебя укусило животное - обратись к врачу.
5.Нельзя махать руками, если к тебе подошла собака. Не следует гладить незнакомую собаку.
Самостоятельное применение знания.
Т. с. 58. -Что еще бы вы посоветовали своим товарищам при встрече с незнакомыми животными.
Итог урока.
- Что полезного для себя узнали на уроке?
Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает нас. Не нужно бояться дикой природы, нужно её знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать.
О чём эта песня?
Песня «Красная книга».
Осторожно: животные. Их нужно беречь.



На память о сегодняшнем уроке я хочу раздать вам памятки. Найдите в них те правила, о которых мы сегодня не говорили.


Запомните правила:
Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи, иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и вначале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Не бери и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветков нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙ о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.