Тема: Результаты эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания.

ТЕМА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ.
(Урок в 11 классе)

Цели: углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания; реформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции; продолжить формирование умения использовать знания закономерностей для объяснения приспособлений, наблюдаемых в живой природе.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации, интерактивная доска.

Структура плана урока:
1.Актуализация знаний.
а/вспомнить термины, необходимые для дальнейшей работы на уроке: вид, наследственность, изменчивость, мутация, борьба за существование.
2.Изучение нового материала.
а/Приспособления. Относительные приспособления.
б/Формы приспособленности у организмов.

в/Лабораторная работа «Выявление приспособленности к среде обитания».

До Ч.Дарвина формирование приспособленности организмов к среде обитания объясняли по-разному:
*Карл Линей, например считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания;
*Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию.
*И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов. Каковы же эти причины?

-В процессе эволюции в результате мутаций внутри вида, борьбы за существование и естественного отбора возникают приспособления или так называемые адаптации.
-Сама эволюция есть по существу процесс образования адаптаций. Приспособления к среде обитания затрагивают разные стороны жизненных процессов /внешнее, внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, поведения/, поэтому может быть несколько форм.
-Все приспособления относительные.
/Пример: дятлы, куропатка, утки и др./

ФОРМЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСОБЛЕННОСТИ:

Морфологические физиологические биохимические
*форма тела *потеря воды ч/з *ядовитые веще
кожу ства
*перепонки между *характер активн.
пальцев
*густой шерстный *ныряют на глуби
покров ну
*длинные ноги *избавление от соли
*длинная шея *термолокация
*забота о потомстве
Примечание: Все эти иллюстрации находятся на столах у обучающихся.



Форма тела: обтекаемая /дельфины, рыбы, птицы/; Покровительственная окраска.



Предостерегающая окраска: яркая окраска /белая, желтая, красная, черная/



Мимикрия. Биохимические.




Поведенческие адаптации.


Угрожающая /отпугивающая/




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
«Выявление приспособленности к среде обитания».
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания на примере животных на иллюстрациях.



ХОД РАБОТЫ
1.Вспомните, что включает в себя понятие «приспособленность организмов» каким образом может проявляться приспособленность организмов к среде обитания; какие приспособительные особенности вы обнаружили у предложенных вам иллюстрациях животных.

2.Выберите не менее трех представителей, которые вы будете изучать.

3.Рассмотрите выбранные вами животные, вспомните образ жизни, среду обитания, определите формы приспособленности, подтвердите свое решение формы приспособленности.

4.Внесите свои результаты в таблицу.

Название
вида
животного
Образ жизни,
Среда поведения
Форма приспособленности
и ее характеристика














5.Сделайте выводы - раскройте биологическое значение приспособления в жизни животных.

Учитель биологии МБОУ «СШ № 19» г. Нижневартовска Квятковская Надежда Прокофьевна