Презентация по ФГОС Основные проблемы формирования универсальных учебных действий в поле учебного предмета


Выступление учителя истории и обществознания Глушенковой А.В. Основные проблемы формирования универсальных учебных действий в поле учебного предмета  Основной приоритет системы образования РФ.Способ повышения качества образования: создание современных психолого-педагогических, материально-технических условий, обновление содержания образования на основе системно-деятельностного подхода (новый образовательный стандарт), совершенствование структуры и механизмы процесса образования, введение современных технологий, интерактивных форм и методов обучения и т.д. Возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.Способ формирования общей картины мира.Конкурентоспособность на рынке образования и труда и т.д. Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А.Р. Мудрик, В. В. Давыдова. Дальнейшим развитием данных научных направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А. Г. Асмолова.Учителя исследователи: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную.Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт фиксирует не само содержание образования, а результат образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ - Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта; - совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса. признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач целенаправленная организация и планомерное формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся интеграция школьных дисциплин СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙПОДХОД критическое мышление; самооценка и собственная оценка происходящего; самостоятельный поиск информации и ответов на возникающие вопросы. собственный социальный опыт. Обеспечении возможностей учащегося:самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. УУД == носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.  Основные блоки УУД Личностные УУД регулятивные УУД (включая саморегуляцию) Познавательные УУД Коммуникативные УУД. - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;- действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания, реализуемые на основе знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищения результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение корректив в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  общеучебные действия, включая знаково –символические, логические действия и действия постановки и решения проблем: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методик информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); логические действия:анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ мотивированность инаправленность на активное и созидательноеучастие в будущем в общественной и государствен-ной жизни; заинтересованность нетолько в личном успехе, но ив развитии различныхсторон жизни общества; ценностные ориентиры,основанные на идеяхпатриотизма, любви иуважения к Отечеству; наотношении к человеку, егоправам и свободам как высшейценности, на убежденностив важности семьи и семейныхотношений и т.д. Регулятивные:умение сознательно организовыватьсвою познавательную деятельность(от постановки цели до полученияи оценки результата);инициативность и самостоятельность Коммуникативные:овладение различными видами публичныхвыступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций (анализа, сравнение, обобщение), классификации, установления аналогий, подведения под понятие; объяснение изученных положений наконкретных примерах Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ВИДЫ УУД ТИПЫ ЗАДАНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:Умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение;Умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах.Умение формулировать проблему и находить пути ее решения, умение выдвигать гипотезы и находить аргументы, умение строить доказательство. Составление планов. «инсерт», «синквейн», «фишбоун», кластер, графо-схема, опорный конспект, таблица и др. поиск лишнего, соотнесение, логические цепочки, сравнение и др. работа с диаграммами, статистической информацией, документами. подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций. решение кроссвордов, ребусов. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи. умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты). умение задавать вопросы. придумать вопросы и задать одноклассникам. написать отзыв на работу одноклассника составить рассказ, описание, подготовить презентацию, написать эссе. выполнение различных заданий в парах и группах. ролевые игры и деловые игры.Диспуты, дискуссии, круглые столы. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:Умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию. Работа с памятками, алгоритмами; учебно-исследовательская и проектная деятельность. взаимоконтроль, взаимооценка. «ищу ошибки».дифференцированные задания. сообщения, доклады, рефераты, презентации.игры работа в группах, парах. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: навык оценочной деятельности. ценностная ориентация смыслообразование дать оценку явлению, личности, поступку, ситуации. как бы ты поступил? задай вопрос. проекты и т.п. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: организовать деятельность ученика, направленную на достижение результатов образования Организует деятельность ученика в информационно -образовательной среде САМ осуществляет деятельность по усвоению содержания образования УЧЕНИК УИТЕЛЬ