Опыт работы «Современные подходы в преподавании физики на базовом уровне»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Сарафанниковой Татьяны Ивановны
«Современные подходы
в преподавании физики
на базовом уровне»
МКОУ СОШ № 9 с. Розовка
Минераловодского района
ноябрь, 2012 год
Реформы, проводимые в области образования, требуют новых подходов в преподавании физики. Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 9 – 11 классам) на преподавание физики привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить не только ряд тем учебных программ курса физики, но и проведение лабораторных работ. Физический эксперимент всегда был значимым в учебном процессе. Но в настоящее время задачи физического эксперимента существенно изменились. Несмотря на существенное сокращения часов в преподавании физики, роль последнего возросла. И это обусловлено, прежде всего, с включением эксперимента в ЕГЭ. С демонстрационного эксперимента начинается воспитание устойчивого внимания, умения наблюдать за опытом, проводить анализ, делать выводы. Наличие компьютера в кабинете физики позволяет разнообразить урок, продемонстрировать те явления и процессы, которые представить ребятам сложно, компьютерные демонстрации могут заменить недостающие опыты для правильного восприятия учениками темы. Компьютер дает возможность не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления. В декабре 2007 года школа получила «кабинет физики». С помощью программного обеспечения «Лаборатория L-микро» можно проводить эксперименты по всем темам курса физики средней школы. Практические умения формируются на лабораторных работах. Новый набор оборудования для лабораторных работ помогает учащимся качественно проводить измерения искомых величин. Наибольшую наглядность для учащихся представляют интерактивные модели по всему курсу физики, параметры такой модели можно изменять, что позволяет перейти от компьютерного наблюдения, к компьютерному эксперименту. Эксперимент важен в понимании многих физических явлений, так как физика наука – экспериментальная. Все модели в зависимости от использования на уроке я разделила на несколько групп:
1. Модели – конструкторы. Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. С использованием данной модели я предлагаю ученикам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, используя приборы. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения.
2. Модели установок. Например, модель ядерного реактора, она не только заменяет старую таблицу, где указаны рабочие элементы установки, но и позволяет продемонстрировать принцип действия ядерного реактора.
3. Модели различных физических явлений. Например, видеофрагмент – ядерные превращения. Мои ученики 9 класса при изучении темы “Атомное ядро” научились правильно находить неизвестный продукт ядерной реакции, но не всегда верно определяли реакция синтеза или деления произошла в данном случае. Эту проблему мы разрешили с помощью данного видеофрагмента. В 11-м классе изучая явление дифракции, мы говорим, что согласно теории Френеля при определенных размерах и расстоянии от отверстия до источника света и экрана в центре светлого пятна находится темное пятно. Ребенку представить это сложно, модель не только это наглядно демонстрирует, но и позволяет изменять размеры отверстия и наблюдать, как при этом изменяется дифракционная картина.
4. Модели опытов. Например, опыты Фарадея по электромагнитной индукции.
Работая над проектом, создавая презентацию по заданной теме, ученики подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления, защищая свои работы перед одноклассниками. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребенка. На опыте я убедилась, что использование приборов на уроках физики, демонстрации через компьютер процессов физики, презентаций, способствуют повышению интереса учащихся, развитию исследовательских навыков, навыков работы с дополнительной литературой, ораторских способностей, повышению качества знаний и обученности. Ребята учатся работать в группе, развиваются.
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на «формирование их общей культуры и связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации». Основной целью своей педагогической деятельности я считаю развитие личности, под которым понимаю развитие ума, воли, чувства, наблюдательности, мышления. Учу школьников решать следующие задачи:
освоение знаний о методах научного познания природы, современной физической картине мира;
применение знаний для объяснения явлений природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Мои уроки носят репродуктивный, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый, творческий характер. Широко практикую изучение нового материала самостоятельно по записанному на доске плану. Учащиеся делают выводы, обсуждают и выделяют главное в изученном материале. На различных этапах урока провожу разнообразные разноуровневые самостоятельные работы, используя возможности компьютера и мультимедийных продуктов: при изучении нового материала, при закреплении ЗУН, при проведении контроля. Так, на уроке физики в 8 классе по теме «Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания» при изучении нового материала использую самостоятельную работу по изучению нового материала для объяснения принципа работы двигателя внутреннего сгорания по интерактивной компьютерной модели, затем школьники репродуктивного уровня работают по учебнику с определениями, а сильные – отвечают на вопросы творческого характера и самостоятельно решают качественные задачи с последующей взаимопроверкой. Самостоятельные работы включают как тестовые задания с выбором ответа, так и задания с кратким и развёрнутым ответом, используются традиционные дифференцированные самостоятельные работы, карточки-подсказки.
Создан банк тематических тестов, самостоятельных работ на 10 вариантов, разноуровневых контрольных работ на 4 варианта с 7 по 11 класс. В арсенале имеются компьютерные варианты тестов с ответами, что способствует быстрой проверке и получению результата. Такая организация проведения обучающих и творческих работ способствует более полному усвоению материала, воспитанию компьютерной грамотности у учащихся, развитию и реализации их индивидуальных творческих способностей и практических навыков, развивает логическое мышление, умение применять знания в нестандартной ситуации. После проведения самостоятельной работы провожу анализ допущенных ошибок, разбираю возникающие затруднения, что способствует более полному усвоению знаний всеми учащимися. Так, на уроке решения задач в 8 классе по теме «Законы последовательного и параллельного соединений» школьникам была предложена разноуровневая самостоятельная работа по вариантам из дидактических материалов. Для сильных учеников было предложено задание: начертить схему электрической цепи и по этой схеме собрать цепь из 2 ламп, каждую из которых можно включать своим выключателем. После проведения работы ученики обменялись мнениями по способам соединения и исправили допущенные ошибки. Такая форма организации обучающей самостоятельной работы формирует устойчивые ЗУН учащихся.
На своих уроках я применяю опорные конспекты, схемы, планы, рисунки - все это помогает учащимся ориентироваться в большом объеме информации, выбирать главное (опорные схемы «Строение атома и атомного ядра», «Характеристики электрического поля» и др.). Работу учащихся на уроках провожу и в группах. Причем, групповая форма работы позволяет эффективно получать знания, воспитывая чувство коллективизма. Так при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» в 8 классе, разбиваю весь класс на группы по 4 человека в каждой – это экипаж самолета. Задаю цель – задание: изучить материал параграфа: «Агрегатные состояния вещества» и ответить на вопросы в конце параграфа. Внутри каждого экипажа выбираются командир (сильный ученик), штурман и 2 пилота. Прочитывается материал параграфа. Командир ведет рассказ всему экипажу и отвечает на вопросы, затем это выполняет штурман. Оба пилота ведут рассказ: один - командиру, а другой – штурману. Итак, один и тот же материал каждый прослушает 4 раза. Производят оценивание в группе самостоятельно и результаты сдают учителю. Следующий этап – жеребьевка. У меня 4 жребия: все (рассказ ведут все по цепочке), делегат (группа решает, кто будет отвечать, подтверждая поставленные ими же оценки), выбор (выбирает отвечающего учитель) и доверие (все поставленные данной группой оценки учитель переносит в журнал без опроса). Если отвечающий не подтверждает свою оценку, то всей группе автоматически снижается оценка на один балл.
Групповую работу применяю и при проведении экспериментальных и лабораторных работ. Такая работа помогает повысить активность учащихся на уроках, более осознанно подойти к рассмотрению поставленных проблем, умению обобщать и делать выводы. Комплексное применение разных методов и средств обучения позволяет мне добиваться максимальной эффективности урока, оптимально развивать способности каждого учащегося. Всегда дифференцирую домашние задания: даю задания базового уровня и задания продвинутого уровня. Причем ученик сам выбирает, в каком уровне он их будет выполнять. Самостоятельное выполнение дифференцированного домашнего задания направлено на закрепление и обобщение изученного на уроке материала и включало: создание презентации по теме, написание сообщений или рефератов, работу по учебнику, выполнение упражнений. Чёткие указания учителя о целях работы, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов, являются залогом успешного выполнения работы. Для стимулирования работоспособности учащихся я провожу следующие типы уроков:
уроки изучения нового материала (лекции, беседы, рассказы, уроки самостоятельного изучения нового материала, уроки-игры, уроки с использованием ЦОР),
тренировочные уроки (уроки решения задач под руководством учителя, самостоятельные работы и исследования, лабораторные и экспериментальные работы),
уроки – презентации,
уроки повторения (обобщающие лекции, сообщения учащихся, уроки – соревнования, уроки-консультации),
уроки проверки знаний (уроки-смотры знаний, с использованием фронтального опроса, тестов, зачетные уроки, семинары),
интегрированные уроки.
Физику изучают 7-11 классы в количестве 68 человек, из них 27 – воспитанники детского дома № 2 «Золотой ключик», детей девиантного поведения с очень малым запасом знаний, низким интеллектом и уровнем развития. Я не забываю о том, что ученик – это формирующаяся личность со своими потребностями и способностями, что нет необучаемых детей, просто нужно к каждому найти свой индивидуальный подход. И именно поэтому делаю процесс обучения интересным, добиваюсь от учащихся желания работать и получать новые знания. А сделать это можно, используя на уроке нетрадиционные подходы к обучению. Однако добиться высоких результатов качества знаний и обученности учащихся в моих условиях не всегда реально.
В старшей ступени обучения перешла к блочно-модульному построению планирования учебного процесса. Новизна «блочной» системы преподавания заключаются в том, что обучаю учащихся работать с источниками учебной информации. Например, начинаю лекцию с того, что обозначаю её тему, формулирую образовательные задачи и обсуждаю с учащимися, каким образом их можно решить. После этого называю источники с указанием страниц, которые рекомендую прочитать по теме и раздаю пособия, или соответствующие распечатки, которые необходимо использовать на лекции. По такой же схеме провожу и семинарские занятия, начало которых – актуализация знаний – представляет собой вычленение ведущих идей (главных мыслей) в учебном материале, а не репродуктивную беседу. Для того, чтобы старшеклассники на занятиях были активными участниками, использую такие современные методики, которые наиболее полно учитывают особенности и потребности учащихся старшего возраста:
организация самостоятельной познавательной деятельности: индивидуальной и групповой;
проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;
применение исследовательского метода обучения и метода проектов.
В своей деятельности я применяю уроки с элементами занимательных материалов и фактов по физике. Для этого привлекаю учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, которые получают опережающее задание и готовят занимательные и фактические материалы ко многим темам физике. К такой творческой деятельности привлекаю учащихся, начиная с 7 класса. Так при изучении темы «Инерция» даю детям заранее проблемные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся работать с дополнительной литературой, требуют самостоятельной подготовки, углубляют и расширяют не только знания учащихся, но и их умственный и познавательный кругозор. Урок я основываю на самостоятельной деятельности учащихся, главным принципом урока считаю взаимопонимание и доверие, поэтому я осуществляю личностно-ориентированный подход, который позволяет учащимся реализовать свои способности и возможности, не унижая достоинства каждого ребенка.
При индивидуальном и дифференцированном подходе использую карточки. Карточки разбиты по уровням сложности, причем выбор остается за учеником: карточки-форточки, карточки-липучки, карточки - мозаика, карточки, требующие анализа знаний, ответы на вопросы различного уровня сложности. Этот вид деятельности формирует у учащихся мыслительную деятельность, развивает логику. Использую разнообразные формы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять задание сами. Среди дифференцированных заданий широко использую задания различной направленности, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме и подводящие их к ее изучению. При планировании на уроке единства и взаимосвязи деятельности учителя и учащихся заполняю таблицу:
Текущее время урокаДействия учителяДействия обучаемыхРезультатсильные учащиесясредние учащиесяслабые учащиесяВ графе «Действия учителя» предложения могут начинаться так: «Ставит вопросы…», «Предлагает поставить эксперимент…», «Просит высказать своё мнение…», «Предлагает пронаблюдать…», «Просит решить задачу…», «Просит сформулировать вывод…» и т.п. В графе «Действия обучаемых» предложения могут начинаться с глаголов: «Отвечают…», «Высказывают предположения…», «Читают учебник…», «Ведут наблюдения…», «Решают задачу…», «Делают вывод…» и т.п. В графе «Результат действия» предложения могут начинаться так: «Создаётся мотив к познанию…», «Узнали, что…» (называется добытое учащимися новое для них знание), «Научились…» (называется умение, которым овладели ученики). Несомненно, образование не может быть личностно значимо для ученика, если его результаты не востребованы в жизни. В современном постоянно меняющемся мире успешность адаптации выпускника школы напрямую зависит от приобретённой им в процессе обучения «устойчивой способности к деятельности» (Е.Н. Огарёв).
Не прожитое деятельностно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах. Не забываю о том, что обучение на деятельностной основе – это совместная работа моя как организатора деятельности учащегося и школьника, выполняющего эту деятельность. Чтобы человек начал действовать, он должен иметь способность определять то, что он хочет делать (порождение идеи или принятие для себя чьей-то идеи), инициировать возникновение круга людей, которые эту идею совместно могут реализовать, уметь проектировать ход реализации идеи, уметь анализировать ситуацию, уметь просчитывать ресурсы, уметь представить весь ход работы, уметь выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, иметь способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей. Становление перечисленных ключевых компетентностей – дело не одного дня. В системе обучения учитель только «закладывает» их основы. Совершенствование полученных умений осуществляется человеком в процессе всей его дальнейшей жизни.