Методы диагностики учащихся в период адаптации пятиклассников


Методы диагностики учащихся в период адаптации пятиклассников
1. Незаконченные предложения ( Ж. Нюттен- А.Б.Орлов)
1.      Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
2.      Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3.      Больше всего я люблю, когда учитель…
4.      Больше всего я не люблю, когда учитель…
5.      Больше всего мне нравится школа за то, что…
6.      Я не люблю школу за то, что …
7.      Мне радостно, когда в школе…
8.      Я боюсь, когда в школе…
9.      Я не хотел бы, чтобы в школе…
10.  Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11.  Если я невнимателен на уроке, я …
12.  Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13.  Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14.  Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15.  Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16.  Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17.  Мне всегда интересно, когда на уроке…
18.  Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19.  Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
— Школа для меня —это... — Класс, в котором я учусь, - это... — Учителя для меня — это люди, которые... — Мои одноклассники — это... — Уроки для меня — это... — Предметы, которые мне нравятся, это... — Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективното исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы: — Школа, в которой учится мой ребенок, это.,. — Класс, в котором учится мой ребенок, это... — Одноклассники моего ребенка — это... — Выполнение домашних заданий для моего ребенка это... — Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку — это... - Предметы, которые не нравятся моему ребенку) это... 2. Анкеты
ДОРОГОЙ УЧЕНИК!
Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.1.В нашей школе мне больше всего нравитсяучиться, урокиучительницанаш класс, столовая, спортзалчто еще, допиши2.Я больше всего люблю уроки_______________________________ 3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________4. Моя учительница часто говорит, что я___________________ 5. Мои родители говорят о школечасто редко никогда6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________ 7. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________ С П А С И Б О!Примечание. Целесообразно,чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 - информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 - о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5,6 - об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 - об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.
Уважаемый пятиклассник! Продолжи, пожалуйста, следующие предложения, которые касаются твоей учебы в школе. Отвечай самостоятельно, нам очень важно знать именно твое мнение.
Меня зовут………………………….
Мне ……………..лет
Мне нравится когда ……..
Мне не очень нравится………………………………
Мои любимые предметы………………………………
Мое любимое занятие в школе……………………….
На перемене я …………………………………..
…………………………………………………………
Если бы я был волшебником, то…………………
Самое трудное в пятом классе………………………
В классе было очень весело, когда………………………
Я люблю…………………………………………………
Теперь я изучаю новые предметы…………………
Мне интересно общаться с ……………………………
Если мне трудно, я буду обращаться за помощью и поддержкой к …………………………….................................................
Если я получаю пятерку………………………………
Если я получаю двойку………………………………..
Опросник «Чувства в школе»
Выбери из всех слов и подчеркни только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе:
Я испытываю в школе да
Спокойствие Усталость Скуку Радость Уверенность в себе Беспокойство Нежелание сидеть на уроках Раздражение Сомнение Обиду Чувство унижения Страх Тревогу за будущее Благодарность Симпатию к учителям Желание приходить в школу 3. Проективные методики
Методика «Герб коллектива»
Цель: определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплочённости.
Материалы:
- символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др., - листы ватмана, листа А4;
- фломастеры, карандаши.
Ход проведения. Методика включает два этапа. На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема должна быть помещена в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка.
Оценка первого этапа.
Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.
Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.
Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.
Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.
Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.
Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.
На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание “укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.