«Современные технологии обучения: опыт, применение, результаты, эффективность»


Сарыкольский район
Барвиновская средняя школа
Педагогический совет
(декабрь 2014 г.)
Потапова А.Ф. учитель музыки

ДОКЛАД
«Современные технологии обучения: опыт, применение, результаты, эффективность.»
Двадцать первый век-это век информационных технологий. И современные информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. В настоящее время большое количество современных технологий применяется в учебном процессе. Использование информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки– это использование мультимедийной установки. Одними из многих инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint(для создания и редакции презентаций) и проигрыватель WindowsMedia (для прослушивания музыки), которые можно эффективно и творчески использовать в обучении. В программе PowerPoint составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, а также позволяют учителю иллюстрировать свой рассказ, делая его более увлекательным и концентрировать внимание учащихся на обучении. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать предложенный материал. Так можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в нашей жизни. Широкое распространение сети Интернет дает возможность использовать ее в образовательном процессе. Современный учитель музыки, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для использования на уроке.
Я в своей практике часто даю ученикам 5 и 6 классов, задания найти определенный материал в интернете, сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыки различных стилей, и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных музыкальных произведений и песен.
Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то я даю им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и даю задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни. Подобное задание даю и по прослушиванию классической музыки. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.
Для подобных заданий я рекомендую следующие сайты: http://www.sovmusic.ru/; \www.classic-music.ru; www.tchaikov.ru; www.vkontakte.ru, и другие.
Подобные задания я считаю важными потому что, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен. И я считаю важным, что задача учителя – направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезные сайты, научить правильно добывать и обрабатывать информацию.
Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, иногда прошу подкрепить свое сообщение презентацией. Так например в 6 классе , по теме: «Картины природы в музыке и поэзии» ребятам было дано задание на опережение, подготовить сообщение с презентацией картин и музыкальных отрывков. Такой вид заданий очень полезно давать группам обучающихся, потому что, для подготовки презентации ученики должны провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученики проявляют свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт группового творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится им дальнейшем.
Если проанализировать разные подходы к применению современных компьютерных технологий в области музыкального образования в средней общеобразовательной школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:
– прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;
– вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен)
– изучение истории и теории музыкального материала,
– внеклассная работа
– получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.
Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:
– личностному развитию учащихся;
– повышению интереса школьников к урокам музыки;
– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;
– Формированию у школьников основ теоретического мышления,
Заключение
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя современные информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.
Таким образом, современные технологии обучения позволяют учителю развивать у учащихся критическое мышление, формируют у них чувство ответственности, сплоченности, дают возможность самостоятельно мыслить и рассуждать, тем самым способствуя развитию всесторонне гармонически развитой личности.