Поурочная разработка по окружающему миру для специальных (коррекционных) классов VIII вида на тему Дикие животные. Медведь.


Урок 47. Дикие животные. Медведь.
Задачи:
1. Закрепить знания о еже.
2. Расширить представления учащихся о группе диких животных на примере ознакомления с медведем.
3. Развивать словарный запас учащихся, внимание, зрительное восприятие, память, монологическую речь.
4. Воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы-опоры, карточки-слова; магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц» (№ 34); карточки с представленными загадками, шаблоны животных; цветные полоски.
Словарь: медведь, медведица, медвежонок, медвежата; огромный, бурый, косолапый, сильный; шерсть густая, рычит, питается травой, ягодами, мёдом; зимой спит.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Упражнение на развитие зрительной памяти.
Учитель демонстрирует учащимся предметные картинки с изображением диких животных (7–8 штук).
– Запомните, на какой картинке изображено животное, с которым ознакомились на прошлом уроке.
2) Упражнение на развитие зрительного восприятия, внимания.
– Рассмотрите картинку. Сколько ежей заметили?

II. Повторение.
1) Задание: перед вами лежат карточки с представленными загадками. Прочтите загадки и найдите картинку-отгадку.
В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу.
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу.
(Белка.) Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ногами
За жуками и мышами.
(Ёж.)
Зимой спит,
Летом улья ворошит.
(Медведь.) Не портной,
А всю жизнь
С иголками ходит.
(Ёж.)
Рыжая, пушистая
Бегает зимой,
Заметает след метлой.
(Лиса.)
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле.
(Белка.)

2) Узнавание и определение ежа. Беседа.
– С каким животным мы познакомились на прошлом уроке?
На доске остаётся картинка с изображением ежа (остальные убираются).
– Встаньте, если услышите фразу о еже. Если произнесённая мною фраза не о еже – топните ногами.
• Он живёт в доме у человека.
• Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
• Питается он мёдом, вареньем.
• Он любит молоко, ящериц, змей, букашек, мышей.
• У него есть два крыла.
• Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног.
• Это животное очень маленькое, хрупкое и умеет летать.
• Зимой он забирается в тёплый уютный домик под деревом – в норку и спит всю зиму.
Задания:
– Выберите из предложенных трафаретов животных тот, который напоминает ежа.

– Подберите из данных цветных полосок ту, которая напоминает цвет его иголок.
– Напишите на доске, что любит есть ёж.
– Составьте рассказ о нашем колючем друге по схеме:
Один в лесу.
Он любил собирать , .
У ежа и ежихи были ежата.
Родители приносили им домой , .
Когда наступает опасность, мама ежиха в .
Можно пересказать рассказ по памяти. Схема при этом закрывается.
III. Изучение нового.
1) Вводная беседа.
– Сегодня мы продолжим рассказ о диких животных. А вот о каком животном пойдёт речь, вы мне скажете сами. Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проспавшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (медведь).
– Назовите тему урока.
2) Сообщение темы.
– Тема нашего урока – «Дикие животные. Медведь». Вы ознакомитесь с особенностями этого зверя, с его повадками, образом жизни. Узнаете о том, какие бывают медведи.
3) Рассматривание картинки, анализ.
– Найдите картинку, изображающую медведя.
– Какой медведь?
– Назовите и покажите части тела медведя.
– Чем покрыто тело медведя?
– Подберите цветную полоску, которая напоминает цвет шерсти медведя.
– Какое тело у медведя?
– Какие лапы? Сколько их?
– Что есть на лапах у медведя?
– Какой хвост?
– Какая голова?
– Что расположено на голове у медведя?
– Что вы знаете о медведе?
4) Рассказ учителя.
– Медведя знают все. Это «хозяин» леса. Громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Ещё в народе называют медведя «босоногий мужик».Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея мохнатая, короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Вот вам и портрет Михаила Потаповича.
Мишка – герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток. Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка, Топтыгин или Михаил Потапович». Сказочный медведь – зверь могучий, но добрый и незлобный, а порой доверчивый и простодушный. Помните сказку «Маша и медведь»?
– Машенька напекла пирогов, залезла в большую плетёную корзину, а сверху укрылась пирожками. Медведь понёс корзину в деревню, где жила девочка. Притомился косолапый, только хотел сесть на пенёк и съесть пирожок, а Маша ему из корзины кричит: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенёк! Не ешь пирожок!»
Медведь не догадался, что девочка сидит в корзине, поверил, что и вправду она издали видит, не сел на пенёк, не стал пирожки есть, а послушно понёс тяжёлую корзину в деревню.
Вот такая сказка. Народ верно приметил в ней спокойный и миролюбивый мишкин нрав. Ведь в самом деле медведи очень редко нападают на домашний скот и тем более на людей. Опасен только медведь-шатун, которого что-то разбудило среди зимы. Не вовремя вылезший из берлоги, злой и голодный, шатается он по лесу в поисках пищи.
Хорошо живётся медведю щедрой летней порой. В сосняке собирает мишка грибы, на болотных кочках – чернику, бруснику, голубику, а в малиннике лакомится спелой малиной. Ловит он молодых, неопытных птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнёзда. Если набредёт на муравейник, то разворошит, раскопает его, а потом всунет туда свой длинный язык, который тотчас и облепят муравьи. Медведь – раз-два и проглотит их всех разом. Но самое любимое Мишкино лакомство – сладкий пчелиный мёд. Найдёт он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мёд, а укусы пчел косолапому нипочём! От их острых жал спасает мишку толстая шуба.
Медведь ещё и заядлый рыболов. Часами может сидеть на берегу лесной реки или ручья с поднятой лапой и поджидать, когда подплывёт к берегу большая рыба. Как заметит мишка рыбину, сильной лапой ловко и метко бьёт её, вытаскивает из воды и пирует.
К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. То заберётся в спелый овёс и обсасывает сладкие метёлки, то найдёт калиновый куст с сочными ягодами, то лакомится золотистыми опятами, облепившими старый пень. Любит медведь и алые гроздья рябины, спелые орехи и жёлуди.
Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще на берегу лесных рек и ручьёв, под откосами заросших бузиной оврагов или под корнями вывернутой буреломом старой сосны. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых ёлочек. Поздней осенью, когда с неба полетят первые снежинки, мишка укладывается в свою мягкую постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо, и мишка сладко заснёт, посасывая лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосёт, а всю зиму живет».
– Как вы понимаете это выражение?
– Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата – маленькие тёплые комочки. Чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, залезают ей на спину. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой мохнатой мамой – медведицей. Весной она выйдет из берлоги и выведет чуть подросших малышей, будет учить их лесным обычаям.
– Понравился вам рассказ?
– Чем понравился?
– Что особенно запомнилось?
– Что нового узнали из моего рассказа?

Цели: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности, общих речевых навыков.
В ЛЕСУ
Шла медведица к реке
С медвежонком бурым.
Повалялась на песке,
Отряхнула шкуру.
Сына дальше повела,
Поискала броду,
Поискала и нашла,
И полезла в воду.
Смотрит маленький медведь,
Хмурится упрямо,
А потом давай реветь:
– Как же я-то, мама?
А медведица идёт,
Прибавляет ходу,
Сына ласково зовёт
За собою в воду.
Мишка в воду не полез,
Мать окликнул снова
И на весь зелёный лес
Закатился рёвом!
Оглянулась мать, ворча,
И вернулась к мишке,
Мокрой лапой сгоряча
Шлёпнула трусишку.
Мишка в воду угодил,
Забарахтался, поплыл!
Ну а если плавать начал,
Нет причины плакать, значит!
IV. Закрепление.
1) Обобщающая беседа.
– О каком животном я вам рассказала?
– К какой группе животных он относится? Почему?
– Как выглядит медведь?
– Почему его называют косолапым?
– Чем питается зверь?
– Можно ли медведя назвать хищником? Почему?
– Какое любимое лакомство медведя?
– Как называется жилище косолапого?
– Как медведь зимует?
– Когда у медведицы появляются медвежата?
– Когда просыпается медведь?
– Почему это животное получило название «медведь»?
– Имя своё наш косолапый получил из-за того, что он очень любит мёд.
– Всмотритесь в слово, записанное на карточке.
– Какое слово можно увидеть в этом слове? (Мёд.)
– Мед-ведь – ведает, где мёд. Вот так и получил себе имя наш лесной хозяин.
2) Лексические упражнения.
– Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, добродушный, бурый, лохматый, огромный, сильный.)
– Чьё это? (Учитель показывает на части тела медведя – лапы, хвост, туловище, голову, шерсть; отвечая на вопрос, учащиеся образуют притяжательные прилагательные.)
– Что делает медведь? (Спит, ходит, бродит, шатается, сосёт лапу, питается.)
– Составьте предложение и закончите его:

V. Итог урока.
– С каким животным мы сегодня познакомились на уроке?
– Что любит медведь?
– Почему это животное назвали медведем?
– Назовите членов семьи медведя.
– Как называется жилище медведя?
Поскольку практически все учащиеся любят разукрашивать, можно в конце урока подарить им картинки для раскрашивания с изображением медведя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Медведь – очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно в зимнее время) животное. В высоту он может достигать 2–3 метров. Бывают белые медведи, которые живут в снегах, и бурые, которые живут в лесах. Зимой медведь спит: у него в это время появляется потомство. Детей медведя называют медвежата. Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком матери медведицы. Весной медведица с медвежатами выходит из берлоги. Медведь – опасный хищник, пожирающий всё: от маленьких мышей до лосей. Однако любит медведь и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь – большой лакомка. В малиннике он может сидеть весь день. И очень любит мед.
Примечание. Дополнительный материал можно использовать при рассказе либо попросить детей прочитать самостоятельно на этапе изучения нового. Тот материал, который включён в рассказ учителя, может сократиться (в зависимости от особенностей класса).