Рабочая программа по истории России и новой истории 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по истории для 7-х классов.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории России и Всеобщей истории в 7 классе:
формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII –XVIIIвв., понимание ими мета и роли Московского царства XVIIвека и Российской империи XVIIIв. Во всемирно – историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII –XVIIIвв. И гордости за героические свершения предков;
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII –XVIIIвв.;
овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества, определение места и роли России во всемирно – историческом процессе в Новое врем и значение этого периода для развития страны;
воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки и их взаимодействию в новое время;
развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному прогнозированию, проектированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;
формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.
Количество часов:
по учебному плану 70 часов, в неделю 2 часа; 28часов отводится на всеобщую историю и 42 часа на историю России. В том числе 7 контрольных работ.
Учебно-методический комплект для учащегося:
1.Учебник Юдовская А.Я. и др. «Новая история 1500-1800 гг.». 7 кл, М., «Просвещение», 2012 г.
2.Учебник. Данилов А.А. «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012 г.
Формы организации учебного процесса:
урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом, урок обобщения и систематизации знаний.
Формы текущего контроля:
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится:
поурочно и по темам;
по учебным четвертям на основном общем уровне образования;
в форме: устных и письменных ответов, диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой), контрольных и (или) зачётных работ, тестов, защиты проектов, рефератов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля один раз в год с целью проверки освоения результатов освоения образовательной программы, в форме теста.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план
Класс: 7а,7б
Плановых контрольных работ
Плановых зачётов 6
Плановых практических работ
№
Раздел программы
Лабораторные, практические работы
Контрольные работы, зачеты
К- во часов
Дата
Введение
1
1
ТемаI.Россия на рубеже XVI –XVII веков
5
2
ТемII.Россия в XVII веке
9
3
ТемаIII.Россия в первой четверти XVIIIв.
9
4
ТемаIV.Россия в 1725-1762 годах
6
5
ТемаV.Россия в 1762-1801 годах
11
6
Итоговое повторение по курсу «История России XVII- XVIIIвв»,
1
Итого
6
42 часа
№
Содержание
Цели
Контрольные и измерительные материалы
К - во ч. по разд.
К -во ч. по теме
Дата
Введение
Тема1.Россия на рубеже XVI - XVII веков
Предпосылки Смуты, гражданская война, иностранная интервенция, окончание Смуты и ее последствия.
5
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Смута
Смута
Окончание Смутного времени
Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XVI -XVII веков»
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
ТемаII.Россия в XVII веке
Социально- экономическое, политическое развитие России в XVIIв, внешнеполитические задачи и их решение.
9
Новые явления в экономике
Основные сословия российского общества
Политическое развитие страны
Власть и церковь. Церковный раскол
Народные движения
Внешняя политика
Образование и культура в XVIIвеке
Сословный быт. Обычаи и нравы
Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке»
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
ТемаIII.Россия в первой четверти XVIIIв.
Россия при Петре1:предпосылки, содержание и значение реформ; основные направления внешней политики.
9
Предпосылки Петровских преобразований
Петр 1.Россия на рубеже веков
Северная война
Реформы Петра1
Экономика России в первой четверти XVIII века
Народные движения в первой четверти XVIII века
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XVIII века.»
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
ТемаIV.Россия в 1725-1762 годах
Внутриполитические и внешнеполитические задачи России эпохи дворцовых переворотов, пути их решения.
6
Дворцовые перевороты
Дворцовые перевороты
Внутренняя политика в 1725-1762 годах
Внешняя политика в 1725-1762 годах
Внешняя политика в 1725-1762 годах
Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 годах»
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
ТемаV.Россия в 1762-1801 годах
Предпосылки, содержание и общая характеристика внутренней и внешней политики Екатерины II. Россия при Павле I.
11
Внутренняя политика Екатерины II
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
Экономическое развитие России во второй половине XVII века
Внешняя политика Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II
Россия при Павле1
Наука и образование
Художественная культура
Художественная культура
Быт и обычаи
Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в 1762-1801 годах»
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
Итоговое повторение
Итоговое повторение по курсу История России XVII- XVIIIвв»,
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
Итого
6
42
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс: 7а,7б
Плановых контрольных работ 1
Плановых зачётов
№
Раздел программы
Лабораторные, практические работы
Контрольные работы
К-во часов
Дата
1
Глава I.Мир в начале Нового времени
14
2
Глава II.Первые революции Нового времени. Международные отношения.
3
3
Глава III.Эпоха Просвещения. Время преобразований
8
4
Глава IV.Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации.
3
Итого
1
28 часов
№
Содержание
Цели
Контрольные и измерительные материалы
К-во ч.по разд.
К-во ч. по теме
Дата
Глава I.Мир в начале Нового времени
Понятие «Новое время», хронологические рамки и этапы Нового времени, новые изобретения и усовершенствования, Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Великие гуманисты Европы. Рождение новой европейской науки. Реформация и контрреформация.
14
Технические открытия и выход к Мировому океану
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Усиление королевской власти XVI- XVII вв. Абсолютизм в Европе
Дух предпринимательства преобразует экономику
Европейское общество в раннее Новое время
Повседневная жизнь
Великие гуманисты Европы
Мир художественной культуры Возрождения
Мир художественной культуры Возрождения
Рождение новой европейской науки в XVI- XVII вв.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Глава II.Первые революции Нового времени. Международные отношения.
Революции Нового времени. Реформы английского парламента. Причины международных конфликтов в Европе в XVI –XVIIIвв.
3
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии
Международные отношения в XVI- XVIII вв.
Глава III.Эпоха Просвещения. Время преобразований
Великие просветители Европы, художественная культура эпохи Просвещения. На пути к индустриальной эре, техническая и социальная сущность промышленного переворота. Североамериканские колонии и война за независимость. Великая французская революция : причины, ход событий, итоги.
8
Век Просвещения. Стремление к царству разума
Художественная культура Европы эпохи Просвещения
Промышленный переворот в Англии
Английские колонии в Северной Америке
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской революции
Великая французская революция. От монархии к республике
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Глава IV.Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации.
Традиционные общества Востока в эпоху раннего Нового времени. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами.
3
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока. Начало европейской колонизации
Повторительно – обобщающий урок «Итоги и уроки Нового времени»
Итоги и уроки раннего Нового времени.
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
Итого
1
28 часов
Литература:
Новая история 1500-1800 учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина. - М.:Просвещение2012г.
История России XVI-XVII век: учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждении/А.А.Данилов .-М.:Просвещение2012г.
История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 классы. Тесты тематического и рубежного контроля. – Ростов н/Дону: Легион,2011
Современный справочник школьника: 5-11 классы. Все предметы/А.Н.Роганин, К.Э.Немченко и др. – М.: Эксмо,2012
Россия: иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2010
15