Презентация по литературе на тему Война и мир в новелле Пышка Ги де Мопассана (11 класс)


Фрагмент урока литературы на тему: «Война и мир в новелле «Пышка» Ги де Мопассана» «Нередко поступок, сам по себе достойный осуждения, становится похвальным благодаря намерению, которое его вдохновляет.» Ги де Мопассан Цели урока: знакомство с новеллой «Пышка» Ги де Мопассана, его тематикой, проблематикой; углубление знаний о франко-прусской войне 1870 - 1871 годов и об отношении к ней французского общества; выработка нравственных, литературных и эстетических вкусов; развитие навыков самостоятельной работы с книгой, умения анализировать произведение, оценивать его с точки зрения художественности; воспитание любви к книге. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос « Что я знаю о писателе?» Ги де Мопассан – непревзойденный мастер новелл: Пышка Заведение Телье / La Maison TellierБуатель История служанки с фермыВ семье/En famille Мадемуазель ФифиГоспожа Батист МароккаКровать Сумасшедший?Слова любви Парижское приключение / Une aventure parisienneОпыт любви Две знаменитости Перед праздником Плакальщицы Прогулка верхом ХитростьДва друга ВорНормандская шутка МенуетПьеро ОрляИветта ОжерельеМать уродов Отец СимонаЛунный свет Жюли РоменБесполезная красота ОранжереяОливковая роща УтопленникИспытание МушкаМаска ПортретСоветы бабушки Дуэль Страничка теории литературы Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа. Место новеллы «Пышка» в творчестве писателя Новелла «Пышка» (1880) - одно из самых ярких произведений писателя, в один день прославившее Ги де Мопассана. Здесь он описывает события, произошедшие во время Франко-прусской войны. В одном дилижансе он свел «приличных» господ и падшую женщину, показал ханжество, лицемерие, продажность первых - и подлинный патриотизм, открытость, готовность к самопожертвованию второй. «Пышка» произвела эффект разорвавшейся бомбы, и каждая последующая книга Мопассана восторженно встречалась читателями и коллегами-литераторами. Страничка истории Франции Франко-прусская война 1870—1871 — военный конфликт между империей Наполеона III и германскими государствами во главе с добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Война, спровоцированная прусским канцлером О. Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Франции, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю. Отто фон Бисмарк Наполеон III Используя цитаты из текста, определите отношение Ги де Мопассана к войне Предполагаемые ответы: «Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину…» «Ненависть к Чужеземцу искони вооружает горсть Бесстрашных, готовых умереть за Идею…» «Землетрясение, уничтожающее горожан под развалинами зданий, разлив реки, несущий утонувших крестьян вместе с трупами волов и сорванными стропилами крыш, или победоносная армия, которая вырезает всех, кто защищается, уводит остальных в плен, грабит во имя Меча и под грохот пушек возносит благодарение какому-то богу, — все это страшные бичи, которые подрывают веру в извечную справедливость и во внушаемое нам упование на покровительство небес и разум человека…» В новеллах о франко-прусской войне чувствуется гнев писателя, который он бросает в сторону тех государств и народов, которые затевают войну. Но в них же присутствует в полной мере и тема патриотизма того народа, который сражается за свою независимость и который не хочет отдать свою родную землю на поругание захватчикам. Но подчеркнем: именно народа, простого народа, который в силу своих природных качеств не лишен национальной гордости, национального самосознания. По мнению Мопассана, у буржуа, у так называемого цвета французской интеллигенции, напрочь отсутствует элементарное чувство национальной гордости. Только людям из народа присуща истинная национальная гордость, только у них есть подлинное чувство национального достоинства, считал писатель. Цитата: «Но чем нормандский коммерсант богаче, тем сильнее страдает он от малейшего ущерба, от зрелища того, как малейшая крупица его достояния переходит в другие руки…» Некоторые выводы! Давайте познакомимся с пассажирами дилижанса! Что вы о них можете рассказать? «Постепенно рассветало. Легкие снежинки, которые один из пассажиров, чистокровный руанец, сравнил с дождем хлопка, перестали сыпаться на землю. Мутный свет просочился сквозь большие темные и грузные тучи, которые еще резче подчеркивали ослепительную белизну полей, где виднелись то ряд высоких деревьев, подернутых инеем, то хибарка под снежной шапкой. При свете этой унылой зари пассажиры стали с любопытством разглядывать друг друга…» Давайте и мы с не меньшим любопытством их рассмотрим! Питерский театр "На Литейном" Итак, встречайте первого пассажира – г-на Луазо! «— Этот Луазо прямо-таки неподражаем!»Докажите! Объясните почему! Анатолий Горюнов Владимир Васильевич Тимофеев Давайте охарактеризуем госпожу Луазо! Какой себе вы ее представляете? «Его жена, рослая, полная, энергичная женщина, отличавшаяся резким голосом и решительным нравом, была душой порядка и счетоводства в торговом доме, тогда как сам Луазо оживлял его своей жизнерадостной суетней…» Фаина Георгиевна РаневскаяКадр из фильма «Пышка» Следующая семейная пара – господа Карре-Ламадон! Татьяна Окуневская и Петр Репнин Что вы можете о них сказать? « Возле них, с явным сознанием своего достоинства и высокого положения, восседал г-н Карре-Ламадон, фабрикант, особа значительная в хлопчатобумажной промышленности, владелец трех бумаго-прядилен, офицер Почетного Легиона и член Генерального совета. Во все время Империи он возглавлял благонамеренную оппозицию с единственной целью получить впоследствии побольше за присоединение к тому строю, с которым он боролся, по его выражению, благородным оружием. Г-жа Карре-Ламадон, будучи гораздо моложе своего мужа, служила утешением для назначенных в руанский гарнизон офицеров из хороших семей. Она сидела напротив мужа — маленькая, хорошенькая, закутанная в меха — и сокрушенно разглядывала жалкую внутренность дилижанса…»Какие художественные приемы использует Ги де Мопассан, рисуя данное семейство? Почему данное семейство вызывает особый смех у читателей новеллы? Подтвердите цитатами! Заслуженный артист России Игорь Кравченко — Граф де Бревиль Лауреат премии «Седьмая Галактика» Екатерина Черятникова — Графиня де Бревиль «Эти шесть персон занимали глубину кареты и олицетворяли богатый, уверенный в себе и могущественный слой общества, слой людей влиятельных, верных религии и твердым устоям.» Кто им противопоставлен? Почему? Опишите каждого из них. Беседа по новелле «Пышка» Расскажите об обстановке внутри дилижанса. Как реагировало «высшее общество» на «низшее»? В чем это проявлялось? Почему путешествие затянулось и не приносило удовольствия большинству пассажиров?Расскажите эпизод с фляжкой рома Корнюде. Почему напряжение в дилижансе росло? А когда оно достигло апогея?Давайте зачитаем данный отрывок!!! «Все взоры устремились к ней. Вскоре в карете распространился соблазнительный запах, от которого расширялись ноздри, во рту появлялась обильная слюна и мучительно сводило челюсти возле ушей. Презрение дам к «этой девке» превращалось в ярость, в дикое желание убить ее или вышвырнуть вон из дилижанса в снег с ее стаканчиком, корзинкой и провизией…» Давайте проследим за внутренней борьбой каждого пассажира, страстно желающего кушать и также сильно презирающего «эту девку»? Что перевесит: голод или принципы? Беседа по тексту! О чем после плотного обеда стали разговаривать все пассажиры дилижанса?Какова истинная причина того, что Пышка уехала из Руана? Как это ее характеризует?Какова была реакция Корнюде на рассказ Пышки? Как это его характеризует?Где остановился дилижанс? Кто уже встречал пассажиров?Расскажите о том, как вел себя каждый, выходя из дилижанса? Какой вывод можно сделать? Небольшие выводы «Пышка» — замечательное произведение критического реализма, полное широких социальных обобщений. Сатирический талант Мопассана разносторонне проявился в этой повести — и в ее острых сюжетных конфликтах, и в забавных соотношениях действующих лиц, и в авторских характеристиках последних. Рукою мастера рельефно, лаконично обрисованы фигуры персонажей, каждый из которых вполне самобытен и типичен. Отношение Мопассана к персонажам собственнического лагеря — явно критическое и открыто ироническое. Более сложно его отношение к Пышке. Писатель не без иронии обрисовывает вульгарность ее внешнего облика, неуклюжие мещанские манеры, но с симпатией отмечает ее положительные черты — отзывчивость, искренность, доброту, неподдельный патриотизм. И если его враждебность к другим спутникам Пышки остается открытой и неизменной до конца, то ироническое отношение к Пышке принимает особую, скрытую форму, а впоследствии исчезает вовсе. Но об этом уже на следующем уроке! Спасибо всем за внимание и работу на уроке!!! Подготовила:учитель русской филологии Донецкой классическойгуманитарной гимназииЧаленко Ольга Витальевна