Организация изучения биографии писателя
Организация изучения биографии писателя
В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается авторская позиция. Без усвоения ее обучающимися нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии - самая, пожалуй, сложная часть уроков литературы, поскольку личный жизненный опыт художника, условия его жизни, переживания, выпавшие на его долю, отражаются в художественных произведениях. Также встреча с писателем должна подготовить обучающегося к восприятию творчества писателя, к анализу текста.
Мне, как педагогу, важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на обучающихся. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются художником в его произведении.
Встреча с писателем должна подготовить обучающегося к восприятию его творчества, выявить концепцию жизни писателя, философскую основу бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включиться в сложнейший диалог с автором. Без этих знаний студенты не смогут подойти к объективному пониманию художественного текста.
Возросший в условиях модернизации российского образования интерес к личности писателя ставит перед педагогом ряд проблем.
Одна из них – это способ взаимодействия педагога и обучающегося, их роль в образовательном процессе.
Главное направление личностно-ориентированных технологий образования в современной педагогике – формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений обучающихся, их нравственное развитие, формирование критического мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
В соответствии с таким подходом педагог теперь создает условия для формирования личности обучающегося в учебной деятельности, вовлекает каждого в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых обучающийся может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем.
Современная «школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Он перестает быть пассивным наследником знаний педагога, а становится активным субъектом образовательной деятельности. Каждый обучающийся заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Уроки изучения биографии писателя открывают перед каждым студентом широкие возможности в выборе форм работы и проявлении своих индивидуальных способностей.
Попробуем с этой точки зрения посмотреть на организацию изучения биографии писателя.
Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. А вот сделать ее увлекательной и важной для студентов поможет самостоятельная работа при изучении биографии писателя. Она дает им возможность самим приблизиться к писателю, самим говорить и спорить с ним.
Если на уроках по биографии будет звучать только речь педагога, встречи обучающихся с писателями так и не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление? Как заставить обучающихся решать те задачи, которые ставила перед писателем жизнь? Очевидно, кроме вопросов, которые педагог обращает к классу, необходимо дать возможность обучающимся самим говорить и спорить с ним. С этой целью я предлагаю самостоятельно подготовить доклады «Друзья Пушкина», «Толстой в Яснополянской школе», «Чехов - врач» и др. Сближение с писателем ведет к тому, что уроки по биографии органически соединяются с внеклассной работой, помогают решать нравственные и эстетические вопросы, волнующие студентов.
При изучении биографии я тщательно обдумываю формы опроса и домашних заданий. Здесь находит место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции педагога, но и проведения викторины, словарная работа и т.п. Эмоциональному воздействию биографии писателя на обучающихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.
Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа педагога, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.
Портрет писателя на уроке дается в новом методическом решении. В одном случае психологический анализ картины является итогом классной работы, в другом сравнение портретов служит приемом активизации отношения обучающихся к биографическому материалу, в третьем я предлагаю им самостоятельно осмыслить художественное полотно.
Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается обучающимися, если ему предшествует рассказ педагога, чтение учебника, книг биографического жанра. Перед просмотром я предлагаю классу вопросы. Это побуждает студентов не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны быть разнообразны. Вот несколько вопросов, которые приложимы к разным биографическим фильмам:
-Что нового в жизни и творчестве писателя узнали вы из фильма?
- Какие кадры фильма вы считаете наиболее выразительными?
- Какие слова из отзывов современников или высказываний самого писателя вы могли бы сделать эпиграфом к фильму?
- Удачно ли, по-вашему мнению, отобраны отрывки из произведений писателя?
- Какой эпизод биографии наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя?
- Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять и почувствовать характер писателя настроение эпохи?
- Какие черты, характерные для личности писателя, вы хотели бы воспитать в себе?
Если после просмотра фильма в классе развернется обсуждение по этим и другим вопросам, то студенты не только активно отнесутся к увиденному, но и надолго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по биографии писателя.
Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес обучающихся, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.
Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропотливое и длительное.
Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности, в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ студентов.
Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен.
Следует помнить, что:
- положительным качеством заочной экскурсии является работа творческого воображения студентов;
- заочную экскурсию возможно проводить тогда, когда обучающиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя;
- для заочной экскурсии опасна излишняя детализация;
- заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете;
- студенты должны понять, какие стороны характера вызваны обстановкой его жизни.
Чтобы выступления студентов по содержанию и форме соответствовали требованиям, предъявляемым к жанру художественно-биографического рассказа, им целесообразно предложить для подготовки примерное установочное задание:
- Внимательно вчитайтесь в рекомендованные для рассказа материалы. Воссоздайте в своем воображении описанные события и картины жизни, попробуйте мысленно их пересказать, не упуская деталей.
- Выделите главное, что особенно может взволновать слушателей.
-Продумайте, какие чувства, и настроения вы хотите пробудить у слушателей своим рассказом и какими интонационными средствами будете их передавать.
- Продумайте, какие средства (интонационные, лексические и др.) помогут вам раскрыть в рассказе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] писателя, его индивидуальность.
- Продумайте, как лучше построить свое выступление, расположить в нем фактический материал, чтобы он дошел до разума и сердца ваших слушателей, затронул их за живое.
- Составьте примерный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказа.
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения.
Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние студенты гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать студентам необходимые знания, научить их самим искать новые знания и пользоваться ими. И самое активное участие в этой деятельности должны принимать сами обучающиеся, оформляя найденный материал не только в виде традиционных докладов и сообщений, но и в виде компьютерных презентаций.
Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.
Презентации дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Обучающиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. К тому же студент из простого слушателя превращается в активного участника образовательного процесса.
Обучающиеся самостоятельно подбирают биографический материал, находят иллюстрации, формируют план работы и готовят публичное выступление. Такая работа способствует формированию многих языковых компетенций: умение анализировать текст, выделять основные мысли, выбирать интересные факты и делать выборочное изложение, совершенствовать ораторское мастерство и навыки публичных выступлений.
Работы получаются неплохие, я ими пользуюсь из года в год при подготовке к урокам. Благодаря систематической работе у меня накопился большой материал. Всё это у меня собрано на компьютере в разделе «Уроки литературы». Каждая работа представляет собственный взгляд обучающегося на биографию того или иного автора, характеризуется творческим подходом в изложении материала и претендует на оригинальность. Но, несмотря на это, все работы строятся примерно по одной схеме: знакомство с личностью писателя, его детские годы, период учебы, начало творчества, личная жизнь, характеристика основных произведений, итоги жизни, значение творчества писателя в истории страны и литературе.
Все это помогает студентам, познакомившимися с этими материалами, глубже и полнее понять художественный мир писателя, а мне – подготовить современный урок литературы с применением новых технологий при минимальных затратах времени. Все работы, созданные студентами, выполняются под моим руководством.
Презентации можно использовать как готовый материал, так и частично, привнося свои изменения, но в любом случае урок литературы только выиграет и никогда не будет скучным.
Работа по созданию презентаций биографий писателей будет продолжена и в следующем году уже со студентами другого курса, которые привнесут новый взгляд на жизнь и творчество писателя, рассматривая связь биографии не только с творчеством писателя, но и с местом, где он жил, с людьми, которые его окружали. Будут создаваться презентации по местам жизни писателей, собираться аудио и видеоматериал.
Для полного представления студентов о жизни и творчестве писателей можно разработать виртуальные экскурсии по писательским местам. Полезность заочной экскурсии объясняется тем, что она вызывает интерес студентов, содействует развитию их творческого воображения, помогает прикоснуться к эпохе писателя.
Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроках музыки, живописи, кино. Студенты могут найти аудио и видеофайлы художественного исполнения произведений, фильмы о жизни и творчестве писателей, отрывки из кинофильмов и мультфильмы. Все это поможет сделать урок выразительным и эмоционально действенным.
Студенты очень серьезно и ответственно относятся к интеллектуальным играм, например, викторинам, которые проводились на материалах биографий А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и т.д.
При изучении биографии писателей можно также использовать технологию проектного обучения. В основе этой технологии лежат идеи американских ученых Дьюи, Лая, Торндайка, и наших отечественных ученых Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Они утверждали, что только в деятельности, свободно выбранной обучающимся, он увлеченно учится, усваивает и присваивает знания (не заучивает), приобретает умение применять и интерпретировать информацию, происходит его интенсивное развитие.
Виды проектов разнообразны. Например, информационный и исследовательский проект, в работе над которым учащиеся исследуют, например, биографию А.С.Пушкина. Результатом их работы могут стать литературные газеты «Детство и отрочество поэта», «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицейские годы), «На шум пиров и буйных споров» (Петербург 1817-1820гг.), «В мой жестокий век восславил я свободу», «Лети, корабль, неси меня к пределам дальним по грозной прихоти обманчивых морей» (Южная ссылка), «Хочу сказать, что все люблю я» (Любовь в жизни Пушкина), «В обители пустынных вьюг и хлада мне сладкая готовилась отрада» (Ссылка в Михайловское), «И пробуждается поэзия во мне» (Болдинская осень), «На свете счастья нет, но есть покой и воля»(Дуэль).
Одной из форм проектной технологии являются экскурсия по литературным местам. Студенты готовят презентации о литературных музеях в Тарханах, в Константиново, Ясной Поляне, в Воронеже, в Ельце, в С-Петербурге, в Москве.
В последнее время в процессе обучения литературе все более активно используется Интернет. Наибольшее распространение в Интернете получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе).
Виртуальный музей – это собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей бывает как плоским, так и трехмерным, позволяющим пройти по залам и посмотреть экспонаты под разными углами.
Электронные библиотеки – рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библиотек. Существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим классическим произведениям.
И нельзя не сказать о мультимедийных программах в качестве поддержки процесса обучения. Это и первая в России электронная универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, и мультимедийная энциклопедия « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». В последней представлена биография и родословная поэта, музеи и памятники Пушкину, портреты и автопортреты поэта и многое другое.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что, применяя инновационные технологии в изучении биографий русских писателей, мы не только развиваем личность обучающегося, его интеллектуальные и коммуникативные умения, но и формируем социально значимые надпредметные умения.
Литература:
Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии.- Воронеж: ВОИПКРО. 2005. с.62-86
Васильев В.В., Анохина Г.М. Современные педагогические технологии.- Воронеж: ВОИПКРО, 2003. – с. 25
Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10- й класс. Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.- с.17-33
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно- практическое пособие для учителей.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.- с. 163-166
Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы.- М.: Эксмо, 2007.- с.322
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15