Конспект открытого урока окружающего мира на тему: « Дикие и домашние животные» 2класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №26»
Конспект открытого урока окружающего мира
на тему:
« Дикие и домашние животные»
2класс
УМК «Школа России»
40824153321051962153321057033260-7950207185660-642620
6880860-2590165Учитель: Зудина Любовь Михайловна
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №26, Богородицкий район, Тульская область.
Должность: учитель начальных классов первой категории
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Конспект урока
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Создать условия для развития у учащихся умений:
Находить связи в природе, между природой и человеком.
Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Выполнять действия по образцу.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
Слушать и слышать учителя, другого ученика;
Доносить до собеседника свою точку зрения;
Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
Осознание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Учиться выражать свое мнение.
Оборудование:
Компьютер.
Набор карточек « Дикие и домашние животные», «Дикорастущие и культурные растения».
Индивидуальные карточки с животными.
Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь»,
Методы:Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
Наглядный метод
Проблемно – поисковый метод.
Методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности
Применение ИКТ (презентация)
Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:организовать направленное внимание на начало урока,включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Ну-ка проверь дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5.
-Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.
-Я желаю вам извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.
Актуализация знаний.
Цель:актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
1.Перед вашими глазами девиз нашего урока, давайте его прочитаем. (2 слайд)
«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»
Как вы понимаете эти слова?
Давайте вспомним, а о чём мы говорили на прошлом уроке?
На какие две группы можно разделить все растения? (3слайд)
(Дикорастущие и культурные)
Как называется группа растений,которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.
(Дикорастущие)
А какие растения называют культурными?
Для чего их выращивают люди?
- Какие культурные растения распространены в нашем районе?(4слайд)
(Рассказ о культурных растениях «Богородицкого альянса»).
2.А сейчас проведём блиц-опрос о растениях по карточкам «Закончи предложение».
Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).
Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен,хлопок.
Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья).
Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).
(Вспоминают материал по вопросам одноклассников (ученик задает вопрос другому ученику, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос третьему и т.д.)3.А кто приготовил легенду о растениях?
III.Выявление места и причины затруднения.Цель:выявление и фиксация места и причины затруднения.
-Молодцы, так много узнали о растениях. А о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав зашифрованное слово.
( На доске анаграмма)ЕЫНТОВИЖ (Слайд5)
Расшифруйте анаграммуи скажите:кому будет посвящен наш урок?
Кто догадался, в чём секрет?(Слово записано наоборот).
-Вспомните, на какие группы делятся животные?
Животные
звери птицы рыбы насекомые земноводные
(На доске)
-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
Проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.Цель:постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 72 учебника.
(Слайд6)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.
V. Реализация построенного проекта.Цель:построение и фиксация нового знания.
-Но для этого давайте отгадаем загадки. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Слайд 7-8)
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.)
У кого рога длиннее хвоста? (Укозы.)
Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
—Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные)
-Как вы думаете, почему мы их называем домашними животными?
Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.
Каких домашних животных разводят в нашем крае?
А вы знаете, что у нас в селе раньше (5 лет назад) был племсовхоз «Восход», где разводили свиней и коров. А какие у нас известные люди работали! Например, Прелова Антонина Ивановна, Данилина прабабушка, известная свинарка, герой соцтруда, депутат Верховного Совета.
Для чего человек выращивает домашних животных? Чтобы ответить на этот вопрос,
рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.73.(моделирование)
Работа в группе.Ответьте на вопросы (стр.73).
(Кто будет отвечать?)
Примерный ответ. Животныедают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.
На доске появляется таблица. (Слайд 9)
Как человек заботится о животных?
Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.
— А какие еще есть животные? Отгадайте загадки.
Загадки о диких животных. (Слайд10)
Кто зимой холоднойХодит злой, голодный?(Волк)Зимой спит,
Летом ульи ворошит.(Медведь)
Водяные мастера
Строят дом без топора,Дом из хвороста и тины.И добротные плотины.(Бобры)
И по соснам, и по елямБыстро бегает она,Видит, шишки где поспели,И грибы видит она.(Белка)
-Как назовём этих животных?
(карточка со словом “дикие” появляется над группой картинок)
-Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Примерный ответ:Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
А домашних животных кормят люди, строят им жилища, заботятся о потомстве.
Физкультминутка. (Слайд 11)
Цель:снятие утомления через физическое напряжение.
Мы поработали. Пора отдохнуть.
Проблемный вопрос: А вы знаете, как появились домашние животные? (Слайды 12 - 17).
Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека средиживотных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель:применение нового знания в типовых заданиях.
-Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними. Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.
1.Игра «Назови детёныша» (Слайд18)
Свинья- (поросята).
Корова- (телята).
Гусь- (гусята).
Лошадь- (жеребята).
Овца-(ягнята).
Курица-(цыплята).
2.-Рассмотрите рисунки из учебника с. 72 и определите животных, которые там изображены.
— Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних.
— Что вы можете рассказать об этих животных?
VII.Самостоятельная работа.Цель:самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу.
1.Работа в группе. У вас на партах вы видите картинки животных. Вам необходимо их разделить по группам.
( дикие животные, домашние животные; животные, которые могут быть и дикими и домашними).
- Давайте проверим, что у вас получилось.
2.Выполнение заданий в рабочей тетради.№ 1 (с. 50).
(Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних).Проверка в парах.
№2 (с. 50).
(Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)
(Проверка в парах).
VIII.Включение в систему знаний и повторение.Цель:включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1). Работа с компьютером. Тест о животных.
2).Разноуровневые задания по карточкам. Предлагаю поработать в паре.
-У меня на столе лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданиями того уровня сложности, с которой вы можете справиться.
IX. Итог урока.
Цель:установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке.
-Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели?
- О каких животных мы говорили?(Слайд 19-21)
- На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных?
-Чем домашние животные отличаются от диких?
-Приведите примеры диких и домашних животных.
-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.
-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент-Экзюпери.
Человек — часть природы. По мере развития цивилизации люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Цель:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
-Был ли наш урок интересен?
-Что нового узнали?
- А теперь оцените свою деятельность на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему настроению. (Трех цветов). Узнали много нового и интересного, отлично поработали, получили оценку «5». ( Жёлтый).Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя, получили оценку «4». ( Зелёный). Не все получилось, получили оценку «3». (Красный.) Домашнее задание.-Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике материал о диких и домашних животных на с.72-75; в тетради выполните задание № 3 на странице 51.
Задание по выбору:
Найти легенды о животных;
Сочинить сказку о диких или домашних животных.