Рекомендация по написанию характеристики для постшкольного сопровождения (авторская разработка) Характеристика обучающегося


МБОУ «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Психологическая характеристика ученика Общие сведения об обучающемся(Для ежегодного написания в личное дело, в индивидуальную психологическую карту наблюдения и для постшкольного психологического сопровождения)Подготовила психолог Хозилкина В.Н.
2016г.
Психологическая характеристика ученика Общие сведения об обучающемся1.Анкетные данные
-ФИО________________________________________________________________________ - Дата рождения_______________________________________________________________ -Школа, класс, специализация школы_________________________________________
2.Семья - Условия проживания___________________________________________________________ - История раннего развития обучающегося_______________________________________________________________________________________________________________________ - Оценка семейной ситуации_____________________________________________________ – Взаимоотношение ребёнка с родителями_________________________________________ – Взаимоотношение ребёнка с сиблингами____________________________________
3.Сведения о состоянии здоровья - Часто ли болеет (часто, средне, редко). - Быстро утомляется, утомляется после длительной нагрузки, неутомим - Хронические заболевания (какие)______________________________________________ - Группа здоровья______________________________________________________________ - Физкультурная группа_________________________________________________________
4. У каких специалистов стоит на учёте - У невропатолога______________________________________________________________- У отоляринголога_____________________________________________________________- У офтальмолога_______________________________________________________________- У ревматолога________________________________________________________________- У ортопеда___________________________________________________________________- У Аллерголога________________________________________________________________- У ортодонта__________________________________________________________________- У эндокринолога______________________________________________________________
5.Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) – Трудности в обучении_________________________________________________________ - Любимый предмет____________________________________________________________- Не любимый предмет__________________________________________________________6. Особенности психических процессов и эмоций а). Внимание - Всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке. Ошибок, по невнимательности, не делает. - Достаточно внимательно слушает объяснения учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. - Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке. - Слушает внимательно только в том случае, когда появляется интерес, часто отвлекается, постоянно делает ошибки по невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. - Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя. Делает много ошибок по невнимательности, и не замечает их при проверке.
б). Память - При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания , запоминает легко. - При заучивании может запомнить лишь то. в чём предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания , даётся с трудом. - Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1 – 2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. - При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. - Для запоминания материала многократно механически повторяет его без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
в). Мышление - Быстро понимает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. - Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи. Иногда предлагает собственные оригинальные решения. - Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темп. Обычно собственных оригинальных решений не предлагает. - В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач. - Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны»
г). Эмоциональная реактивность - Всегда эмоционально живо реагирует на жизненные явления, его может глубоко до слёз, взволновать рассказ, кинофильм. - Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления. Но редко что его может взволновать глубоко. - Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. - Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
д). Общий эмоциональный тонус - Постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни, во всё вмешивается, берётся за всё. – Оживлён. В меру активен во всех сферах школьной жизни - Оживлён. Активен только в некоторых сферах школьной жизни. - В сравнении с товарищами менее оживлён и активен. - Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни. Не смотря на то, что практически здоров. - Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроений, стабилен в проявлении настроения - Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение
е). Эмоциональная уравновешенность - Всегда спокоен. У него не бывает сильных эмоциональных вспышек. - Обычно спокоен. Эмоциональные вспышки редки. - Эмоционально уравновешен. - Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям - Вспыльчив. Часты сильные эмоциональные реакции на дискомфорт, и даже по любому, незначительному поводу. - Имеются в наличии ночные страхи, беспричинные тревоги
7. Внешкольные занятия (систематические, эпизодические) - Занятия общественно полезным трудом _________________________________________ - Занятия художественной самодеятельностью ____________________________________ - Занятия в кружках, клубах ______________________________________________________ - Занятия спортом ______________________________________________________________ - Занятия организационной работой ______________________________________________
Проявление личностных качеств в поведении ребёнка
1. Направленность интересов - На трудовую деятельность - На художественно эстетическую деятельность - На достижения в спорте, туризме - На отношения с людьми
2. Отношение к делу а). Общественная активность - Активно участвует во всех общественных делах. Не считаясь с собственным временем - Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своё собственное время. - Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет - Редко принимает участие в общественных делах - Отказывается принимать участие в общественных делах
3). Трудолюбие - любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо. - редко берётся за работу сам - чаще всего старается уклониться от работы - всегда уклоняется от выполнения любого дела
в). Ответственность - Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет порученное ему дело. - В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу - Очень редко выполняет порученное ему дело - Никогда не доводит до конца порученное ему дело
г). Инициативность - Выступает начинателем многих позитивных дел, не стремясь, при этом, получить никакой благодарности, никакого признания. - Довольно часто выступает зачинателем нового дела - Редко сам начинает новое дело - Никогда не выступает зачинателем нового дела. д). Организованность - Всегда правильно распределяет свою работу и выполняет её согласно плану - В большинстве случаев правильно и в срок выполняет свою работу - Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться - Чаще не умеет распределить свою работу во времени, тратит время зря
е). Любознательность - Постоянно узнаёт что – то новое в разных областях науки и культры - В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культур - Редко стремится узнать что – то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний - Как правило не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний - Равнодушен ко всякого рода новым знаниям
ж). Аккуратность - всегда держит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут и за партой и у доски. Бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок - содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (книги, тетрадки, одежда). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) - Не проявляет большого стремления к поддержанию себя в порядке. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. - Часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих вещей, книжек, не бережёт имущество, даже портит его - совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке. Всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
4. Отношение к людям а). Коллективизм - Всегда проявляет заботу, по отношению к знакомым и не знакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. - Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично - считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества. Живёт под девизом «не лезть не в своё дело»
5). Честность, правдивость. - Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда ему не выгодно. - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.- Почти всегда говорит неправду ради своей выгоды.
в). Справедливость - Активно борется с тем, что считает несправедливым. - Не всегда борется с тем, что считает несправедливым - Редко выступает против того, , что считает несправедливым - Не добивается справедливости - Совершенно равнодушен к проявлениям справедливости
г). Бескорыстие - Всегда руководствуется соображениями пользы для дела или других людей. - Почти всегда руководствуется соображениями пользы для дела или для других людей. - Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы для дела или других людей, а не собственной выгодой. - Часто в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды - В своих поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды
д). Общительность - Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. - Как правило, с удовольствием общается с людьми - Стремится общаться с ограниченным кругом людей - Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха - Замкнут, необщителен
е). Чувство товарищества - всегда помогает товарищам в трудной работе и тяжёлые минуты жизни - Как правило, помогает товарищам - Очень редко помогает товарищам - Никогда не помогает товарищам в трудные минуты
ж). Отзывчивость - Всегда сочувствует другим, товарищи всегда делятся с ним своими заботами - Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён своими мыслями - Поглощён своими чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других - почти не умеет сочувствовать другим. Товарищи не любят «одалживать» у него
з). Вежливость, тактичность - Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим товарищам. - Почти всегда проявляет должное уважение к товарищам - Часто бывает невежлив, нетактичен - Часто недопустимо резок. Груб. Нередко затеивает ссоры - Всегда резок, не выдержан. Как в общении со сверстниками, так и с товарищами. В ссоре оскорбляет других, грубит.
6. Отношение к себе а). Скромность - Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг. Иногда, по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах - Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах. - Часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие - хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами
7. Уверенность в себе - Никогда не советуется с другими. Не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать - Все задания, поручения выполняет при помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости - Порой, выполняя трудную задачу обращается за помощью, хотя мог бы справиться и сам - Часто, при выполнении заданий. Поручений просит помощи, поддержке других. Даже если сам может справиться - Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других
в). Самокритичность - Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику. Настойчив в исправлении собственных недостатков - В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам - Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать - К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, старается исправить недостатки - Отвергает любую критику . Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления
г). Умение рассчитывать свои силы – Всегда трезво оценивает свои силы, выбирая дела и задачи по плечу, не слишком трудные, но и не слишком лёгкие - Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания - Иногда бывают случаи, когда обучающийся плохо измеряет свои силы и трудности порученного дела - В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела - Почти никогда не умеет соизмерять свои силы и трудности задания
д). Стремление к успеху, к первенству - Всегда и во всём стремится быть первым ( в учёбе, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается - Стремится быть в числе первых, во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой – либо одной области - Стремится в чём – то одном, особенно его интересующем. Добиться успеха, признания - Очень редко стремится к успеху в какой – либо деятельности, легко довольствуется положением середняка - Никогда не стремится быть первым, получает удовольствие от самой деятельности.
е). Самоконтроль - всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки - Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки - Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на везенье - Не контролирует свои слова и поступки, чаще проявляет себя импульсивно и не предсказуемо. – Имеются в наличии вредные привычки, от которых пытался отвыкнуть – Имеются в наличии вредные привычки, от которых воспитанник даже не пытается отвыкнуть - Имеет в наличии патологические поступки
8. Волевые качества а). Смелость - Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого - В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого - Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого - В большинстве случаев отступает перед силой - Всегда отступает перед силой, трусит
9). Решительность - Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственные решения - в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственные решения -Иногда колеблется перед ответственным решением - Редко решается принять какое – либо ответственное решение
в). Настойчивость - Всегда добивается выполнения намеченного , даже если требуются длительные усилия. Не отступает перед трудностями. - Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. - Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны, или требуют кратковременных усилий - очень редко доводит до конца задуманное. Даже если сталкивается с незначительными трудностями. - Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченноег). Самообладание - Всегда умеет подавить нежелательное эмоциональное появление - Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Ситуации противоположного характера единичны - Порой не умеет справиться со своими эмоциями - Часто не может подавить нежелательные эмоции - Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности или нервного срыва
10. Положение обучающегся в детском коллективе а). Авторитет в классе - Пользуется безусловным авторитетом практически у всех одноклассников. Его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. - Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников - Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только среди мальчиков или девочек) - В классе авторитетом не пользуется
б). Авторитет в школьных объединениях - Является признанным авторитетом в каком – либо школьном объединении - Пользуется авторитетом у отдельных членов школьного объединения - Является членом какого – либо школьного объединения, но авторитетом там не пользуется - Не является членом ни одного школьного объединения
в). Симпатия - Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки - В классе относятся к нему с симпатией - Пользуется симпатией только у части одноклассников - Пользуется симпатией у отдельных ребят - В классе его не любят
г). Авторитет во внешкольных объединениях - Является лидером в дворовом коллективе - Является полноправным членом дворового коллектива - В дворовом коллективе является безмолвным, безотказным исполнителем - Является негативным лидером в дворовом коллективе
11. Цель написания характеристики____________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения Москва 2000 2. Е.А. Екжанова Е.А. Стреблева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта М.»Просвещение»2003г 3. В.Вяткин(проф., отв. ред), Т.Я Лыкова, доц Е.А Силина, Проф. М.Р.Щукин « Психологическая служба в системе непрерывного образования». С.С. Хмелёва «Некоторые проблемы диагностики и обучения детей со сниженным интеллектом».Пермь 1994г 4. Е.Г.Дозорцева «Психологическая травма у подростков с проблемаи в поведении» Диагностика и коррекция Генезис Москва 2007 5. М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго, Н.А., Н.А. Светлова, М.И. Береславская Библиотека психолога – практика. Психолого – медико - педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов под редакцией М.М. Семаго ( Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ). Москва 1999г.