Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информатика и ИКТ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ростовской области
«Зимовниковский сельскохозяйственный техникум
имени Бабаевского П.А.»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
____________Е.А. Дорошенко
«_____»_______________2015г.
Методические рекомендации
по выполнению
самостоятельной внеаудиторной работы
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
для студентов среднего профессионального образования
по профессии:
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Разработчик: преподаватель
Симоненко Инна Александровна
Зимовники, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов по профессиям технического профиля.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 54 часа.
В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
- практические умения и навыки:
умение оперировать данными на информационном рынке;
умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
умения обрабатывать информацию средствами информатики.
- учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- специальные учебные умения:
осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
организовывать работу на компьютере;
выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
излагать информацию средствами информатики.
Виды заданий для самостоятельной работы
Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач в MS Excel, создание презентации в MS Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.
Формы самостоятельной работы
Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Исследовательская работа.
Составление информационных моделей объектов и их анализ.
Критерии оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы студентов:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, при защите рефератов.
Контроль сообщений осуществляется на уроках.
Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и конференциях внутри колледжа.
Правила оформления списка литературы
Книга:
Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2000.
Статья из сборника:
Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.
Статья из журнала:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. - С.52 - 63.
Источник, взятый из Интернета:
http://xxx.iter.ru/
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Перечень самостоятельных внеаудиторных работ
Тема
Содержание
самостоятельной работы
Результат
Кол-во часов
1.1
«Поколения ЭВМ»
доклад
1
1.2
Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи»
конспект
1
1.2
История возникновения чисел десятичной системы
реферат
1
2.1
«Представление информации в двоичной системе счисления»
конспект
1
2.1
«Представление информации в различных системах счисления»
конспект
1
2.2
Алгоритмы, их свойства и способы их описания
построение алгоритмических структур
2
2.2
«Система объектно-ориентированного программирования Delphi»
реферат
2
2.2
Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов
исследование
2
2.2
Применение графических редакторов в деятельности человека
реферат
1
2.3
«Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»
конспект
1
2.3
Автоматические и автоматизированные системы управления
сообщение
2
3.1
«Многообразие компьютеров»
конспект
1
3.1
«Устройства обработки видео- и аудиоинформации»
доклад
1
3.1
Устройство компьютера
кроссворд
1
3.1
«Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера»
доклад
1
3.2
«Сетевые операционные системы»
доклад
1
3.2
«Администрирование локальной компьютерной сети»
презентация Power Point
2
3.3
Безопасность и гигиена при работе с компьютером
сообщение
1
3.3
Антивирусные программы
сообщение
1
4.1
«Системы искусственного интеллекта»
конспект
2
4.1
Издательские системы
сообщение
1
4.2
«Основы работы в издательской системе PageMaker»
презентация PowerPoint
2
4.3
Решение задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств
отчет
3
4.4
Многотабличная база данных «Техникум»
база данных
3
4.4
Работа в MS Excel
решение задачи в программе MS Excel
2
4.5
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения
фильм в Windows Movie Maker
3
5.1
«Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа»
реферат
2
5.1
Глоссарий
глоссарий
1
5.2
«Видеоконференция, интернет-телефония»
презентация PowerPoint
2
ВСЕГО
45
Самостоятельная работа № 1
«Поколения ЭВМ»
Задание: изучите историю развития электронно- вычислительных машин и их поколения.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 2
Законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи»
Задание: изучите справочную литературу законодательства РФ «О правовой охране ЭВМ».
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 3
«Представление информации в двоичной системе счисления»
Задание: изучите самостоятельно тему «Представление информации в двоичной системе счисления».
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 4
«Представление информации в различных системах счисления»
Задание: изучите тему «Представление информации в разных системах счисления»
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 5
«Алгоритмы, их свойства и способы их описания»
Задание: изучите самостоятельно тему «Алгоритмы, их свойства и способы их описания», постройте алгоритмы для решения следующих задач:
Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Выведите на экран "Молодец", если их сумма равна или более 9, иначе - "Подтянись".
Рис расфасован в два пакета. Вес первого - m кг, второго - n кг. Определить какой пакет тяжелее - первый или второй?
Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют 20 лет рабочего стажа и возраста не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.
Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.
Самостоятельная работа № 6
«Система объектно-ориентированного программирования Delphi»
Задание: изучите информацию о системе ООП Delphi.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 7
«Сравнительная характеристика растровых и векторных
графических редакторов»
Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:
Параметры для сравнения
Растровые ГР
Векторные ГР
1. Краткая характеристика
2. Способ описания изображения
3. Изменение качества при изменении масштаба
4. Примеры
Форма выполнения задания: исследование.
Самостоятельная работа № 8
«Применение графических редакторов в деятельности человека»
Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами.
Форма выполнения задания: реферат
Самостоятельная работа № 9
«Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»
Задание: изучите тему «система автоматизированного тестирования и контроля знаний»
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 10
«Автоматические и автоматизированные системы управления»
Задание: изучите АСУ различного назначения, приведите примеры их использования
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 11
«Многообразие компьютеров»
Задание: изучите многообразие компьютеров, назначение и приведите примеры
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 12
«Устройства обработки видео- и аудиоинформации»
Задание: изучите устройства обработки видео и аудиоинформации
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 13
«Устройство компьютера»
Задание: изучите устройство компьютера и создайте кроссворд.
Форма выполнения задания: кроссворд.
Самостоятельная работа № 14
«Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера»
Задание: изучите тему «Утилиты- обслуживание и оптимизация компьютера»
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 15
«Сетевые операционные системы»
Задание: изучите историю развития операционных систем, операционные системы, сетевые операционные системы.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 16
«Администрирование локальной компьютерной сети»
Задание: изучить тему «Администрирование локальной сети» и разработать презентацию.
Форма выполнения задания: презентация в MS Power Point.
Самостоятельная работа № 17
«Безопасность и гигиена при работе с компьютером»
Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 18
«Антивирусные программы»
Задание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:
Касперский.
Avast.
Nod32.
Avira.
Dr.Web.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 19
«Системы искусственного интеллекта»
Задание: изучите информацию об искусственном интеллекте.
Форма выполнения задания: конспект.
Самостоятельная работа № 20
«Издательские системы»
Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 21
«Основы работы в издательской системе PageMaker»
Задание: изучите издательскую систему PageMaker, принципы художественного и технического редактирования подготовленных на компьютере оригиналов-макетов книг, этапы компьютерной верстки книг с учетом правил оформления макетов книжных изданий, дизайнерские решения оригиналов-макетов.
Форма выполнения задания: презентация Power Point.
Самостоятельная работа № 22
«Решение задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств»
Задание: Создайте таблицу расчета суммарной выручки по образцу:
Расчет суммарной выручки
Дата
Отделение 1
Отделение 2
Отделение 3
Всего за день
1 май,2004
1245,22
1346,26
1445,30
?
2 май,2004
4578,25
4326,97
4075,12
?
3 май,2004
2596,36
7308,68
1060,12
?
4 май,2004
1547,87
4628,74
6705,25
?
5 май,2004
3254,68
1948,80
7709,80
?
6 май,2004
1618,28
1245,85
6128,33
?
7 май,2004
3425,14
4685,21
10112,55
?
8 май,2004
921,08
8124,59
4547,48
?
9 май,2004
4689,12
11563,45
2965,97
?
10 май,2004
3687,98
4592,84
1384,75
?
11 май,2004
1617,65
7592,89
5928,24
?
12 май,2004
12458,45
4758,36
10471,72
?
13 май,2004
7295,69
6281,49
6459,99
?
14 май,2004
8283,47
3495,82
3784,56
?
15 май,2004
6161,85
710,50
1108,12
?
16 май,2004
9425,18
2845,03
3475,86
?
17 май,2004
9564,36
1675,22
6185,50
?
18 май,2004
2927,87
6425,40
9675,65
?
19 май,2004
6127,69
1327,60
13165,25
?
20 май,2004
6127,36
10256,32
3287,95
?
Итого:
?
?
?
?
В ячейке А4 задайте формат даты (1 май, 2004), при помощи автокопирования заполните ячейки до даты 20 май,2004.
Произведите расчеты в ячейках по знаком (?), пользуясь формулой для расчета:
Всего за день = Отделение 1+Отделение 2+ Отделение3
В ячейке Е4 наберите формулу = В4+С4+D4 enter
Форма выполнения задания: отчет.
Самостоятельная работа № 23
«Многотабличная база данных «Техникум»
Задание: составьте при помощи программы MS Access многотабличную базу данных. В базе данных должны храниться следующие сведения:
Группы (№ группы, Специальность/профессия, Количество человек, Классный руководитель/мастер п/о);
Студенты (№ группы, ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № СНИЛС, Дата поступления); Приказ о зачислении, Примечание);
Преподаватели (ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Стаж, Категория, Дата приема на работу, Примечание).
Заполните базу данных произвольными данными.
Создайте связи таблиц. Сохраните в своей папке под именем «Техникум».
Форма выполнения задания: база данных.
Самостоятельная работа № 24
«Работа в MS Excel»
Задание: решите задачи, используя программу Microsoft Excel:
1. Изумруды
У царя было семь сыновей. В сундуке лежали изумруды. Пришел первый сын и взял половину того, что было. Пришел второй сын и взял половину того, что осталось и т.д. Каждый из сыновей приходил и забирал половину того, что осталось. Наконец, пришел последний, седьмой сын и увидел почти пустой сундук – с двумя последними изумрудами. Сколько изумрудов было первоначально?
2. Клетка
В лаборатории положили клетку в колбу в 6 часов утра. Каждые 3 часа каждая клетка делится на 5 клеток и одна клетка погибает. Через сколько суток в колбе будет 1 000 000 клеток?
3. Перевод валюты
Выясните курс доллара. Переведите рубли в доллары от 2 рублей до 200 рублей с шагом в 5 рублей.
4. Модель распространения слухов
Один человек в 8 утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал об этом. В течение следующих 15 минут каждый из этих троих тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?
Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.
Самостоятельная работа № 25
«Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного
программного обеспечения»
Задание: создайте фильм (на 1-3 минуты) на одну из следующих тем:
Моя Родина – Российская Федерация.
Моё будущее.
Мой родной город (село, деревня ).
форма выполнения задания: фильм в Windows Movie Maker.
Самостоятельная работа № 26
«Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа»
Задание: изучите материал о защите информации в глобальных и локальных компьютерных сетях, о несанкционированном доступе
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 27
«Глоссарий»
Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов)
Форма выполнения задания: глоссарий.
Самостоятельная работа № 28
«Видеоконференция, интернет - телефония»
Задание: изучите тему «Видеоконференция, интернет-телефония» и создайте презентацию.
Форма выполнения задания: презентация Power Point.
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 215