Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ОБПОУ «Рыльский социально – педагогический колледж»
Утверждаю :
Директор _________Т.А.Варфоломеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
по специальности среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рассмотрена на заседании ПЦК социально-гуманитарного цикла
Протокол № ___ от «11» января 2016 г.
Председатель ПЦК _______________
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик:
ОБПОУ «Рыльский социально- педагогический колледж»
Разработчик: Зиновьев Павел Вячеславович, преподаватель общественных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Программа учебной дисциплины может быть использована в подготовке специалистов СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена, общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области образования в профессиональной деятельности;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие и основы правового регулирования в области образования;
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;
- социально-правовой статус учителя;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда педагогических работников;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 73 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 49 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
73
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
49
в том числе:
практические занятия
18
теоретические занятия
31
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
Итоговая аттестация в форме диф. зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел I. Основы образовательного права
Тема 1.1. Основные понятия теории права.
Право, норма права, источники права, форма права, правовая культура, система права, отрасль права, нормативный правовой акт, Конституция РФ, кодифицированные и текущие федеральные законы.
2
1
Тема 1.2. Международные и российские правовые нормы в образовательной организации
Международные правовые акты универсального и регионального характера, международные договоры и соглашения, физическое лицо, юридическое лицо, родительские права и обязанности.
2
1
Практическая работа № 1
Правовые нормы в образовательной организации.
2
2
Практическая работа № 2
Правовые аспекты проведения аттестации обучающихся и оценка качества образования.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Опыт реализации Россией международных соглашений в области образования»; «Россия в Болонском процессе: проблемы вхождения, задачи и перспективы модернизации образования»; «Международные организации и проблема глобализации образования».
2
3
Тема 1.3. Образовательное право России: принципы, формы существования.
Образовательное право; задачи правового регулирования отношений в сфере образования; совокупность принципов образовательного права.
1
1
Тема 1.4. Правовое регулирование получения образования в России.
Правовое регулирование в области образования; принципы государственной политики в образовании; правовой статус, компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации; сетевые сообщества (объединения) образовательных и иных организаций; управление образовательной организацией; управление системой образования; уровни образования.
2
1
Практическая работа № 3
Правовое регулирование получения образования в России.
2
2
Тема 1.5 Требования к приёму граждан на обучение в образовательные организации.
Промежуточная и государственная итоговая аттестация обучающихся; единый государственный экзамен; федеральный государственный контроль качества образования; независимая оценка качества образования; требования к приёму граждан на обучение в образовательные организации.
2
1
Практическая работа № 4
Приём граждан на обучение в образовательные организации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Российское образование в начале XXI века: опыт и перспективы модернизации и инновационного развития»
2
3
Тема 1.6. Права, свободы и ответственность участников образовательных отношений
Правовой статус педагогических работников; права и социальная поддержка педагогических работников; правовой статус педагогического работника; обязанности и ответственность педагогических работников; физическое и психическое насилие над ребёнком; права и социальная поддержка обучающихся; права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2
1
Практическая работа № 5
Правовой статус педагогических работников.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Управляющий совет образовательной организации: от содействия к управлению»; «Управляющий совет как стратегическая команда в общеобразовательной организации»
2
3
Тема 1.7. Охрана прав детей в образовательной организации
Декларация прав ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; принципы Конвенции о правах ребёнка; государственный минимальный социальный стандарт основных показателей качества жизни детей; основные права детей; социальная защита детей-сирот и детей-инвалидов; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; уполномоченный по защите прав ребёнка; школьные службы примирения.
2
1
Практическая работа № 6
Правовой статус обучающихся.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Сайт образовательной организации – инструмент информационной открытости и партнёрства»
2
3
Раздел II. Правовое обеспечение деятельности работников в образовательной организации
Тема 2.1. Правовые аспекты развития образовательной организации
Приоритетные цели и задачи образования; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; направления совершенствования нормативной правовой базы развития образования; государственно-общественное управление образованием; правовое обеспечение приносящей доход деятельности; правовые основы формирования целевого капитала; казённые, бюджетные и автономные образовательные организации; коммерческие и некоммерческие организации.
4
1
Практическая работа № 7
Приоритетные цели и задачи развития образования.
2
2
Практическая работа № 8
Правовые аспекты составления договора пожертвования между гражданином и образовательной организацией.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Создание, реорганизация и ликвидация бюджетных образовательных организаций»; «Правовые основы размещения заказов образовательной организацией для государственных и муниципальных нужд (открытый конкурс, аукцион, запрос котировок цен)»
2
3
Тема 2.2. Трудовые отношения в образовательной организации: работодатель и работники.
Регулирование трудовых отношений в образовательной организации; работодатель и работник.
1
1
Тема 2.3. Трудовой договор: правовое оформление отношений работника и работодателя в образовательной организации.
Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения.
1
1
Тема 2.4. Нормативное правовое регулирование трудовых отношений работников за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Установленная продолжительности рабочего времени; нормативное регулирование продолжительности рабочего времени.
1
1
Тема 2.5. Правовое регулирование дисциплинарных воздействий работодателя на работников в образовательных организациях.
Регулирование дисциплинарных воздействий работодателя на работников.
1
1
Практическая работа № 9
Порядок наложения дисциплинарных взысканий.
2
2
Тема 2.6. Правовые основания изменения трудовых отношений в образовательной организации.
Основания изменений трудовых отношений.
1
1
Тема 2.7. Правовые нормы прекращения трудового договора с работником в образовательной организации.
Прекращение трудового договора.
1
1
Тема 2.8. Время отдыха и отпуска работников образовательных организаций.
Время отдыха и отпуска работников образовательных организаций.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Трудовой кодекс РФ об обеспечении прав работников образовательных организаций на охрану труда»; «Права, социальные гарантии и ответственность работников образовательных организаций»
2
3
Тема 2.9. Профессиональная педагогическая деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Сущность профессиональной педагогической деятельности; личностно-профессиональное развитие педагога; порядок и правила оплаты труда работников; Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как правовой регулятор профессиональной деятельности учителя; аттестация учителей.
2
1
Тема 2.10. Рабочие программы учебных курсов и дисциплин.
Структура программ учебных курсов и дисциплин; назначение программ учебных курсов и дисциплин.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Системы оплаты труда работников образовательных организаций: нормативные правовые основы»; «Правовые основы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций»
2
3
Тема 2.11. Нормативно-правовые аспекты профессиональной деятельности руководителей в образовательной организации
Основная образовательная программа; учебный план образовательной организации; выбор, разработка и экспертиза учебных программ; дисциплинарная и материальная ответственность работника; виды административных правонарушений; административная ответственность; гражданско-правовая ответственность; дисциплинарные проступки и взыскания; нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав; досудебный порядок разрешения споров.
4
1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка выступлений по теме «Правовые основания и модели конструирования рабочей программы учебных предметов, дисциплин (модулей)»; «Элективные курсы: правовые основания разработки и экспертизы», «Учебные программы: правовые основания разработки, экспертизы и утверждения», «Правовые основания построения и экспертизы учебного плана общеобразовательной организации»
2
3
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: нормативно-правовое обеспечение учебной дисциплины
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы с учётом Законов об изменениях полномочий Президента РФ и Государственной думы РФ
Основные источники:
- Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Конституция от 12 декабря 1993г. С учётом законов об изменении срока полномочий президента РФ и Государственной Думы. М. К65 «Проспект» 2011г.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ». М., 2012г. (в редакции от 29 декабря 2012г. М. 2012 г.).
- Закон «Об образовании в Курской области» № 121-ЗО от 09.12.2013г.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. М., Международные отношения, 1989г.
- Конвенция о правах ребёнка 1989г. Международное право в документах: Учебное пособие. Н.Г. Блатова, Г.М. Мелков – М. – ИНФРА – М., 1997г.
- Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, 1996г.
Дополнительные источники:
Макаров Г.П., Коршунов Ю.Н. «Имущественные и трудовые права несовершеннолетних», М. Юрист 1996г.
- Уголовное право России. Особенная часть: учебник под редакцией профессора А.И. Рарога. М. Институт международного права и экономики «Триада» 1996г.
- Гражданский кодекс РФ М. ИНФРА. – М. НОРМА, 1996г.
Международное право в документах. Учебное пособие. Н.Г. Блатова, Г.М. Мелков ИНФРА – М., 1997г.
- Устав областного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Рыльский социально-педагогический колледж» Курской области от 07 июля 2011г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения,
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области образования в профессиональной деятельности;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения
Рефлексия.
Письменный контроль.
Текущий контроль.
Анализ и оценка практической деятельности.
Защита практической работы.
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие и основы правового регулирования в области образования;
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;
- социально-правовой статус учителя;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда педагогических работников;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
Рефлексия.
Самооценка.
Письменный контроль.
Текущий контроль.
Анализ и оценка практической деятельности.
Защита практической работы.
Контрольная работа.
13PAGE 15
Заголовок 115