Конспект урока по литературному чтению на тему: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ.


Предмет: урок литературного чтения во 2 классе.
УМК «Начальная инновационная школа»; Авторы: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова;
Автор: учитель начальных классов Доцоева Залина СолтановнаМесто работы: МБОУ СОШ № 11 г. ВладикавказаТема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ.
(Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)
Целевая установка урока:
Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;
развивать умения: читать текст вслух, целыми словами, правильно и выразительно;
отвечать на вопросы; на основе прочитанного делать выводы;
формулировать свое отношение к произведению; различать понятия «фантазер» и «лгун»;
анализировать поступки и характер героя;
развивать творческие способности, логическое мышление, память;
развивать интерес к творчеству Р.Э. Распэ.
Понятия:
Рассказ, отрывок из произведения, герой произведения, главная мысль произведения.
Фантазер, обманщик, лгун.
Предметные результаты:
Научатся: правильному, осознанному чтению текста целыми словами;
вчитыванию в художественный текст и анализу произведения; составлению характеристики героя произведения;
определению главной мысли произведения;
выразительному чтению рассказа; составлению устного и письменного рассказа на заданную тему.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
Познавательные:
понимать содержание прочитанного художественного произведения;
выявлять смысл поступка героя на основе анализа его внутреннего состояния;
находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде;
объяснять и сравнивать слова «фантазировать» и «обманывать»;
ставить вопросы к тексту;
формулировать несложный вывод о прочитанном.
Коммуникативные:
участвовать в парной работе по составлению характеристики главного героя;
формулировать свое отношение к прочитанному;
составлять устный и письменный рассказ о том, как прошел самый интересный день каникул.
Личностные результаты:
Интерес к творчеству Р.Э. РаспэОборудование:
презентация ПК; интерактивная доска ; учебник литературного чтения, рабочая тетрадь.
Содержание и технология урока:
Этапы урока;
задачи в деятельности обучающисяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Актуализация знаний обучающихся.
Установка на восприятие.
музыкальная заставка — запись песни «Где водятся волшебники…», муз. М. Минкова, стихи Ю. Энтина. Организационный момент
+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
+Я предлагаю вам встать, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.
+Девиз нашего урока:
«Было бы желание, а путь найдётся!»
Прослушав музыкальную заставку – Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?
2 слайд. Самоконтроль готовности к уроку
- Высказывания детей
- Объяснение девиза.
- Ответы детей
- О волшебниках, фокусниках, выдумщиках…
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные (логические)
2.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий
+На предыдущем уроке было дано задание: найти интересные факты о бароне Мюнхгаузене, связанные с жизнью этого человека.
+Посмотрите на доску и скажите:
+Как вы думаете кто это? 3 слайд
+О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 8 (по закладке), прочитайте тему урока
+Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?
+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
+Для чего вам это нужно?
+Давайте наметим план наших действий
А сейчас послушайте, кто же такой Рудольф Эрих Распэ.
Немецкий писатель Рудольф Эрих Распе (1737—1794) родился в Ганновере (Германия). Обучался в Геттингенском и Лейпцигском университетах, служил университетским библиотекарем, а в 1767 году был назначен хранителем ландграской библиотеки 16 Касселя. В 1769 году Распе был избран членом Королевского литературного общества. Он был замешан в скандале, связанном с
кражей бриллиантов из кассельского собрания, и вынужден был покинуть Англию. Р. Распе перебрался в Ирландию, где умер в Макросе в 1794 году.
В 1781 и 1783 годах в Германии вышел сборник «Спутник веселых людей». Сюжеты, восходящие к фольклорным, античным и восточным анекдотам, были сгруппированы вокруг фигуры реально жившего барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена, который служил в русской армии. Распе перевел эту книгу на английский язык, дополнил ее сюжетами из английской истории и издал ее анонимно. Автором он объявил К.Ф. Мюнхгаузена. В России книга вышла в 1923 году в переводе под редакцией К.И. Чуковского.
+Все факты о бароне Мюнхгаузене• Его полное имя Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен. В русских документах его фамилия писалась и произносилась по-разному: Минихгоузин или Минигаузин.
• Родился барон Мюнхгаузен 11 мая 1720 года в Германии.
• Предки Мюнхгаузена были богатыми людьми. Они владели десятками замков в Германии.
• В 1739—1754 годах Мюнхгаузен состоял на русской военной службе, затем был помещиком.
• Его охотничьи истории дополняли собственными фантазиями три немецких писателя — Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря им Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище Барон-враль, и это немало отравляло его жизнь.
• Самый яркий эпизод службы барона — встреча на российской границе в феврале 1744 года проезжавшей в Петербург 15-летней принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики, будущей императрицы Екатерины II, в сопровождении матери.
• В жизни прямой и правдивый человек, «барон» обладал особым свойством — когда он начинал рассказывать, то сочинял, терял голову и сам был убежден в правдивости всего, что говорит.
• Обычно барон начинал рассказывать после ужина. Он жестикулировал, крутил руками на голове свой маленький паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии.
4 , 5 слайды к рассказу учителя
6 слайд на доске намеченный план:
-Познакомиться с произведением
-Узнать новое
-Научиться читать выразительно
7 слайд
+В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Какие черты характера помогали Мюнхгаузену в самых трудных и неожиданных ситуациях»? (на доске)
+Что мы уже с вами сделали? Ответы детей
Рудольф Эрих Распе«Волк наизнанку».
(Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».Высказывают свои предположения
Ответы детей
+Познакомиться с рассказом, узнать, кто является главным героем, научиться читать рассказ выразительно, находить в нём крылатые выражения, узнать новые слова.
+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов
+1. Прочитать или прослушать рассказ
+2. Ответить на вопросы учебника
+3. Перечитать рассказ
+4. Поработать над содержанием рассказа
+5. Подготовить выразительное чтение
+6. Оценить свою работу на уроке
- Слушают рассказ учителя
+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий Познавательные (информационные - извлечение информации)
Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
Познавательные:
понимать содержание рассказа
Регулятивные:
принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
3.Открытие новых знаний
Познакомиться с рассказом;
Чтение и работа с материалами учебника
Терминологическая минутка +Какова наша 1 цель?
+Я предлагаю вам два варианта знакомства с рассказом: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя
- Слушание рассказа (учебники закрыты)
- Первичное восприятие:
+Понравился вам рассказ?
+Какой следующий пункт плана наших действий?
+Беседа по вопросам учебника (№ 1-4, с.9).
+Найдите в тексте фрагмент и объясните, чем барон Мюнхгаузен поразил вас?
8 слайд
+Фрагмент – часть текста. (на доске – учитель даёт необходимые пояснения
9 слайд
+Задание в «Рабочей тетради» (№ 1, с. 9).
10 слайд
+Задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9).
+Вот мы и ответили на проблемный вопрос урока.
+Чем песня «Где водятся волшебники…», муз. М. Минкова, стихи Ю. Энтина близка рассказам Р.Э. Распе о бароне Мюнхгаузене? Дайте развернутый ответ.
+Какой следующий пункт плана?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?
+Какие непонятные слова встретились вам в этом рассказе?
+Кто может объяснить значения этих слов?
+А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?
+Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?
+Познакомиться с произведением
+Мы хотим, чтобы вы прочитали
Высказывания детей
Ответить на вопросы учебника
Высказывания детей
Ответы учащихся.
Работа в рабочих тетрадях
Сначала вопрос обсуждается устно, потом письменно выполняется задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9).)По желанию ученики зачитывают ответы.
Дети пробуют объяснить значение слов «фантазировать», «обманывать».
Ответы детей
Перечитать рассказ
Ответы детей
Обратится к словарю.
+Узнали много нового (пометить на доске)
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные: формулировать свое отношение к прочитанному;
Познавательные:
понимать содержание прочитанного художественного произведения; выявлять смысл поступка героя на основе анализа его внутреннего состояния; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде;
Коммуникативные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Коммуникативные
Познавательные (информационные – представление информации)
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться читать выразительно
+Что значит прочитать выразительно?
+Я предлагаю поработать в группе над составлением характеристики главного героя.
+На ваших партах лежат «Волшебные ступеньки». Какие критерии выберем для самооценки?
+Предположите, как вы справитесь с составлением характеристики?
+Начинаем подготовку
+Проверим работу
+Отметьте на «Волшебных ступеньках» результаты работы
+Встаньте те, у кого совпали?
+Встаньте те, у кого выше?
+Встаньте те, у кого ниже?
+Выскажите друг другу пожелания
+Какую важную работу мы с вами проделали? +Научиться читать выразительно
+Обдумывание характера героя.
Помечают
Работа в группе
Помечают (самооценка)
Высказывания детей
+Учились составлять характеристику главного героя (пометить на доске) Регулятивные
Познавательные: участвовать в парной работе по составлению характеристики главного героя;
Регулятивные (контроль, оценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
5.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя +Подведём итоги урока
+Какой рассказ читали?
+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
Самооценка
+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
11 слайд
Рудольф Эрих Распе«Волк наизнанку».
(Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».Ответы детей
Ответы детей
Самооценка Личностные
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные
6. Домашнего задания - Нарисуйте иллюстрации к своему рассказу.
- Задание в «Рабочей тетради» (№ 4, с. 10).