Внеклассное занятиеПриключения барона Мюнхгаузена


Выполнила Сухарева Т.Е. учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Андреевка
Внеклассное занятие
«Приключения барона Мюнхгаузена»
( литературно – спортивная викторина)
Цели: * в игровой форме повторить знания учащимся о книге
Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена;
привить любовь к книге, воспитывать интерес к чтению;
учить детей активному отдыху;
развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание;
формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
Оборудование: выставка «Книга – юбиляр» (различные издания), иллюстрации Рюстова Доре, выставка рисунков «Великий хвастун»; спортивные снаряды: мячи, скакалки, спортивные палки, кегли, платки, обручи, барьеры.Библиотекарь:
- В 2011 году в нашей стране будет отмечаться 220 летний юбилей со дня выхода в свет книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Книга о баснословных приключениях безудержного хвастуна и враля барона Мюнхгаузена – одна из популярнейших в детском чтении, но написана была не для детей.
Рассказы о хвастливом бароне впервые появились в 1781 году в немецком юмористическом альманахе «Спутник весёлых людей». Предполагают, что сочинителем рассказов был сам же герой похождений Карл Фридрих Мюнхгаузен (1720 – 1797), известный в своё время остроумец и краснобай. Некоторое время он находился на службе в России, участвовал в русско- турецкой войне 1735 – 1739 гг. невероятные подвиги хвастуна и определяют содержание рассказов. – 1-
Рождение барона Мюнхгаузена как литературного персонажа произошло в
1786 году, когда немецкий литератор и ученый Рудольф Эрих Распэ (1737 – 1794), бежавший от судебного преследования в Англию, выпустил анонимно на английском языке небольшую книжку «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Не ограничившись переложением первоначального текста, Распэ добавил кое – что от себя и ещё больше оттенил небывальщину. Изданная в Лондоне книжка немедленно привлекла внимание.
Первое русское издание книги Распэ появилось в 1791 году в переводе Н.П. Осипова под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай». С тех пор «Приключения барона Мюнхгаузена» выходили по–русски не менее
семидесяти раз. Особую ценность книги придают иллюстрации Рюстова Доре, которые выполнены в 1853 году и как бы срослись с текстом. Гравюры Доре украшают и пересказ «Приключения барона Мюнхгаузена», сделанный классиком советской детской литературы К.И.Чуковским в 1923 году. В пересказе Чуковского книга Э.Распэ выдержала много изданий.
Учитель физкультуры:
- Я знаю, что многие из вас уже знакомы с этой книгой и хорошо знаете главного героя. Сегодня мы решили проверить насколько внимательные читатели. А может быть и среди вас тоже есть ловкие и сообразительные, как барон Мюнхгаузен. Для этого мы предлагаем провести литературно-спортивную викторину. Сейчас мы разделимся на две команды. Каждый, кто сможет продолжить название приключения становится членом одной из команд.
-2-
Библиотекарь:
* Слепая …(свинья) * Бешеная ….(шуба)
* Сырный … (остров) * Меткий … (выстрел)
* Необыкновенный … (олень) * Чудесная … (куртка)
* Оттаявшие … (звуки) * Восьминогий … (заяц)
*За … (волосы) * Искры из … (глаз)
* Лисица на … (иголке) * Волк … (наизнанку)
Учитель физкультуры:
- Каждая команда выбирает командира и придумывает название. Оценивать буду по двум критериям. Знание содержание книги. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Вопросы будут задаваться по очереди. Команда обсуждает, командир отвечает. За победу в спортивном конкурсе команда получает 2 балла. За нарушение правил игры три штрафных балла.
Библиотекарь:
- Итак, первый конкурс.
Полконя.
В сражался храбрый барон Мюнхгаузен в данной главе? (с турками)Почему конь долго не мог напиться? (была отрезана задняя часть)
Где барон обнаружил заднюю половину коня?
Чем военный врач сшил половинки коня? (лавровыми прутьями)
Через какой срок над седлом образовалась беседка? (через месяц)
-3-
Учитель физкультуры:
- Члены команды по очереди преодолевают дистанцию «верхом» на спортивной палке между стойками. Каждая сбитая стойка одно штрафное очко.
Библиотекарь:
Удивительная охота.
На кого охотился Мюнхгаузен в этом приключении? (на уток)
На что барон поймал всех уток? (на сало на верёвке)
Как Мюнхгаузен донёс уток домой? (утки подняли его в воздух)
Как ему удалось опустится вниз? (свернул нескольким уткам голову)
Куда Мюнхгаузен попал, когда опустился вниз? ( в трубу кухни)
Учитель физкультуры:
Капитан первый преодолевает дистанция, держа в руках скакалку, постепенно увеличивая число «уток» пойманных на скакалку. Если кто-то из членов команды выпустил скакалку, команда теряет одно очко. Библиотекарь:
Восьминогий заяц.
Произошла эта историй? (в России)
Сколько времени продолжалась охота на зайца? ( три дня)
Почему заяц так долго мог бежать без отдыха? (У него было по четыре ноги на спине и животе)
Как звали собаку барона Мюнхгаузена? (Дианка)
Что с ней случилось после этой охоты? (через час она умерла)
-4-
Учитель физкультуры:
Вся команда делится на пары. Захватив руки товарища за своей спиной. Участники преодолевают дистанцию бегом, по переменно выступая в роли ведущего.
Библиотекарь:
Верхом на ядре.
Против кого воевал Мюнхгаузен? (турок)
Что надо было узнать командиру Мюнхгаузена? (много ли пушек у противника)
На чем барон попал в неприятельский лагерь? (верхом на ядре)
Какой пытки испугался Мюнхгаузен? (повесят на ближайшей виселице)
Как барону удалось вернутся назад? ( на встречном ядре, пущенного турками)
Учитель физкультуры:
- Участники команды, зажав мяч между лодыжками ног, бегут до финиша. Обратно бегут взяв мяч в руки. Потеряв мяч, игрок должен продолжить бег с места падения.
Библиотекарь:
- Подведём предварительные итоги. Слово жюри. Следующие главы потребуют от участников большего внимания и сноровки.
Слепая свинья.
Где произошла описанная история? (в чаще дремучего леса)
Кого повстречал барон Мюнхгаузен в лесу? ( дикого поросёнка и свинью)
-5-
Почему свинья не убежала после выстрела? (она была слепа)
Как же свинья могла гулять по лесу? (держась за хвост поросёнка)
Как Мюнхгаузен доставил свою добычу на кухню? (за хвостик поросёнка)
Учитель физкультуры:
- Капитан команды проводит своего игрока с завязанными глазами при помощи звуковых команд (направо, налево, вперёд, пять шагов вправо и т.д.)
Библиотекарь: Меткий выстрел.
Какую крепость осаждали испанцы? (Гибралтар)
На стороне каких войск воевал барон Мюнхгаузен? (англичан)
Куда угодило ядро испанцев? (обратно к испанцам, оторвав голову испанскому пушкарю и шестнадцати солдатам и сбила мачты у трёх испанских судов)
Что произошла в крестьянской лачуги за 214 миль от крепости? (оно угадило в рот спящей старухи)
Где оказалось ядро англичан? (на военном корабле испанцев и пустило его на дно)
Учитель физкультуры:
- Участники команды по очереди выбивают мячом кегли из круга. Подсчитываются все выбитые кегли.
Библиотекарь: - Итак, мы подошли к финальному конкурсу. Что бы ответить на вопросу участники должны будут показать не только хорошее знание глав книги Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» , но и свою эрудицию.
-6-
Между крокодилом и львом.
На каком острове разворачивается описанное приключение? (о. Цейлон)
В каком океане находится этот остров? (в Индийском океане)
Кто пригласил барона Мюнхгаузена на охоту? (старший сын цейлонского губернатора)
Почему Мюнхгаузен потерялся во время охоты? (жаркое солнце и горячий песок мешал быстро идти)
Кого встретил Мюнхгаузен оставшись один? ( сзади – лев, впереди крокодил, слева – озеро, справа – болото , кишащее ядовитыми змеями)
Учитель физкультуры:
- Заключительная эстафета. Первый этап – пробежать по извилистой дорожке, второй этап – перепрыгнуть через болото, третий этап – попасть мячом в цель, четвёртый этап – проползти под барьером для бега с препятствием.
Библиотекарь:
- Вот и подошёл к концу наш праздник книги и спорта. Думаю, многие из вас поняли, как важно внимательно читать книгу, обращать внимание на различные детали.
Учитель физкультуры:
- Но не менее важно быть ловкими, быстрыми и дружными. Только все вместе вы смогли одержать победу в каждом из конкурсов. А значит надо постоянно тренировать не только свои руки и ноги, но и умственные способности: внимание, память, сообразительность, воображение и ассоциацию. А сейчас предлагаю послушать итоги. Слово жюри.
Литература:
Распэ Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена / В пересказе для детей К.Чуковского/ Предисловие В.Муравьева; Комментарий Е,Брадиса. – М.: ТЕРРА, 1996. – 688 с.: ил. – (Зарубежная классика – детям).
-7-
- 6 -