Урок технологии 1 класс. Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок»
Муниципальное образовательное учреждение
Подгорненская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза Чиркина П.И.
село Подгорное
Романовского района
Саратовской области
Конспект урока технологии 1 класс
Исполнитель:
Горловая Л. С.,
учитель начальных классов
МОУ «Подгорненская СОШ»
2016 г.
Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок»
Цель урока: Создать условия для овладения различными приёмами лепки.
Задачи:
Формировать умение пользоваться различными приёмами лепки из пластилина.
Развитие мелкой моторики рук, глазомера, наблюдательности.
Воспитывать ответственность за результаты учебного труда при работе в группе.
Оборудование: образцы персонажей сказки, пластилин, доска для работы с пластилином, стека, салфетка, колпачок, учебник Е.А. Лутцева «Технология».
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Класс 1
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Друзья мои, я очень рада
В приветливый войти наш класс.
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок труда.
- Посмотрите, всё ли готово у нас к уроку и аккуратно лежит на краю стола?
Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы.
Коммуникативные:
Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
Познавательно-аналитическая беседа
Попробуйте из данных букв выложить слово. Какое слово получилось?
ЛПАНИЛСТИ
(пластилин)
- Сегодня мы будем работать с этим материалом.
- Что вы знаете о пластилине?
(мягкий, эластичный, если его размять в руках, разного цвета, из него удобно лепить разные фигурки)
- Из какого материала ещё можно лепить фигуры? (из солёного теста, глины)
- Ребята, а вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки?
- Откуда вы знаете сказки? (читаем, смотрим по телевизору, слушаем)
- А еще сказки можно узнать из кукольного спектакля, но для этого нужны куклы - герои сказки.
- Отгадайте загадки, где отгадки – герои сказок.
1. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.Он зубами щёлк да щёлк,Очень страшный серый (волк).
2. Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,Может дико зареветь,Потому что он... (Медведь)
3. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы?.. (Заяц)
4.
Что хитрей плутовки нет.Знает целый белый свет.Все облазила леса,Это рыжая... (Лиса)
- Назовите сказки, где героями являются волк, медведь, заяц и лиса?
- А скажите, а где живут эти животные?
-Значит, мы их можем назвать дикими животными.
-Отгадайте загадку:
5. С пылу с жару из печи,Ни минуты не молчит –По тропинке катится,Подвигами хвалится (колобок).
- Из какой сказки все эти герои?
(герои сказки «Колобок»).
Дети отвечают на вопросы учителя, опираясь на имеющиеся знания, отгадывают загадки.
Коммуникативные:
Формируем умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
Формируем умение анализировать объекты с целью выделения признаков
Регулятивные:
Формируем умение высказывать своё предположение
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Анализ изделия
Рассмотрите героев сказки (готовые образцы из пластилина).
Сравните колобка с другими героями.
В чём их отличие друг от друга?
Какую форму имеет колобок, кто с ним похож?
Какую же форму головы имеют другие герои сказки?
Что вы умеете делать?
Что у вас может вызвать затруднение?
В чём заключается затруднение?
Как его можно преодолеть?
- Имеют разные формы головы.
-Колобок имеет форму шара
- Другие герои имеют вытянутую форму головы.
- Умеем лепить шар.
- Затруднение в лепке других форм головы героев
Попробовать разные приёмы раскатывания пластилина.
Регулятивные:
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Открытие практического умения
Какую форму имеют другие герои сказки? (имеют форму похожую на конус)
Каким способом её можно получить? Скатать шар, затем раскатать его между ладонями взад – вперёд, нажимая на одну сторону.
Существуют приемы, которые помогут придать форму пластилину:
- скатывание
- раскатывание
- сплющивание
- вытягивание
- вдавливание
- сгибание
- прищипывание
- оттягивание
Как
·мы умеем соединять детали?
- прижимаем
- примазываем
Вспоминают приёмы - скатывание
- раскатывание
- сплющивание
- вытягивание
- вдавливание
- сгибание
- прищипывание
- оттягивание
Коммуникативные:
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном
Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
-Представьте, как будет выглядеть ваш сказочный герой.
Мы будем выполнять работу по группам.
Для работы нужны пластилин и стеки.
Будем пользоваться приёмами скатывания, раскатывания, вытягивания, сплющивания, оттягивания, вдавливания, сгибания.
Это изделие украсит выставку в классе.
Я научусь лепить героев сказки из пластилина.
Составим план работы по изготовлению персонажей сказки «Колобок».
Возьмите целый кусочек пластилина в руки. Разомните его.
Скатайте шар.
Вытяните мордочку и ушки (для зверей).
Скатать маленькие шарики для глаз, носа, рта, ушей.
Оформить мордочку.
А как изготовить головы других персонажей сказки?
(колобка, деда, бабки)
Ученики планируют последовательность действий при изготовлении изделия.
Регулятивные:
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные:
Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельно-практическая работа.
- Подготовьте рабочее место.
- Что нам понадобится для работы?
В учебнике на стр. 19 сравните предметы на верхнем и нижнем рисунках.
- Найдите лишние предметы, которые нам не пригодятся? Какие? Почему? При работе с каким инструментом нужно быть осторожным?
- Как правильно разместить рабочие принадлежности на столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?
- Вы работаете в группе, поэтому распределите свою работу так, чтобы не было обид друг на друга
-Ученики организуют свои рабочие места, распределяют работу в группе.
Коммуникативные:
Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться
ФИЗМИНУТКА
Замесила бабушка ни булки, ни оладушки.
( Руки сцеплены в замок, круговые движения влево, вправо)
Доставала из печи
( Руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
( Повороты туловища влево, вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол,
(Приседания.)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(Прыжки)
Кто же бегает без ног?
( Хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок!
Выполняют упражнения.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
Уборка рабочих мест.
Требования безопасности по окончанию занятий
Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
Стеком почисти рабочую доску, если там остались следы от пластилина, грязный пластилин выброси в мусор, чистый убери в коробку.
Протри стек и парту тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.
Обобщение.
-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?
-Что сделали бы в следующий раз по-другому?
- Что сделаем теперь?
Оформляем выставку работ.
Устроим показ своих героев.
Готовят свои работы к показу спектакля (одевают голову кукол на карандаш).
Личностные:
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
РЕФЛЕКСИЯ
Оценка практической деятельности
-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям:
- Качество выполненного изделия;
- Соблюдение пропорций;
- Правильность выполнения операций соединения.
-Вам понравилось работать в группе?
- Оцените свою работу в группах смайликом.
В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе
Личностные
Формируем умение адекватного понимания причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Коммуникативные:
Формируем умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Формируем аргументировать своё мнение,
Формирование умения слушать и слышать, достаточно полно и точно выражать свои мысли, вести дискуссию, уважая при этом позиции всех участников диалога, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками, уважают в общении партнёра и самого себя.
Используемая литература:
Е. А. Лутцева. Учебник Технология 1 класс Изд-во «Вентана-Граф», 2011 г.
Е. А. Лутцева Рабочая тетрадь 1 класс Изд-во «Вентана-Граф»,
И.И. Головчак. Технология 1 класс. ФГОС Технологические карты уроков по учебнику Е. А. Лутцевой, Изд-во Волгоград 2013
Урок – практикум Занятия № 14
Интернет ресурсы (загадки, картинки героев сказка «Колобок»)
Рисунок 31Рисунок 40Рисунок 2
·