Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Эллипсис.
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА
Дисциплина: гармония
Отделение – музыкальное курс – 4 группа – 40
Тема: Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Эллипсис.
Преподаватель: Шелепова Дарья Александровна
Требования к освоению дисциплины общеобразовательного цикла
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 530201)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 1.4. Анализировать занятия по музыке, досуговые мероприятия, использование музыки в повседневной жизни детского дошкольного учреждения, корректировать процесс музыкального образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
ПК 3.5. Импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины (Выписка из рабочей программы)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
анализировать аккордовую структуру в произведениях разных стилей, определять стилевые особенности в гармоническом языке произведения;
построить заданный аккорд или аккордовую последовательность в учебном четырехголосии;
анализировать аккордовые построения в учебной и музыкально – художественной литературе;
играть однотональные и модулирующие аккордовые построения в виде аккордовых последовательностей в форме периодов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические периоды развития музыкальной культуры; особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;
принципы формообразования и гармонии;
особенности ладовых систем;
основы функциональной гармонии;
типы строения различных аккордов;
функциональную принадлежность аккордов, их обращения и разрешения
Тема: Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Сопоставление. Эллипсис.
Требования программы: освоение и накопление навыков построения и анализа аккордов, их обращений и разрешения.
Цель: освоение понятий модуляция, эллипсис, сопоставление. Определение их особенностей в музыкальном материале.
1. Обучающая:
Освоение и накопление навыков анализа модуляций в музыкальном материале. Применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением. (ОК.4, ПК 3.1., ПК 3.5.)
2. Развивающая:
Развивать слуховое восприятие музыки. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
(ОК.4, ПК 2.5.)
3. Воспитательная:
Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ПК 1.3., ПК 2.2.)
Осуществление профессиональной направленности при анализе урока. (ОК.1, ПК 1.3., ПК 1.4.)
Формировать систематичность приобретения профессиональных навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.
Тип урока: получение и закрепление новых навыков
Форма урока: групповая
Оборудование: Рабочие места по количеству обучающихся, Рабочее место преподавателя, Комплект учебно-методических материалов. Наглядные пособия (схемы, таблицы). Технические средства обучения: ноутбук / компьютер + мультимедийный проектор, доска маркерная, фортепиано, ноты, рабочая тетрадь ученика.
Структура урока:
оргмомент (2 мин)
проверка домашнего задания, повторение ранее изученного (мотивационный) (12 мин)
закрепление знаний (21 мин)
домашнее задание (3 мин)
итог урока (2 мин)
Планируемые результаты:
Личностные: учащийся должен понимать социальную значимость приобретаемых знаний, уметь организовать собственную учебную деятельность и нести ответственность за приобретенные знания.Межпредметные: уметь организовать, определить и контролировать способы решения профессиональных задач, овладеть профессиональными навыками и логическими действиями анализа.
Предметные: продолжить обучение музыкальным навыкам, умению анализировать и применять полученные навыки.
Литература:
Григорьева В. Г. Музыкальные формы XX века [Текст] / В. Г. Григорьева. – М.: Музыка, 2004 г. – 176 с.
Дубовский И. Учебник гармонии [Текст] / И. Дубовский. – М.: Музыка, 2011 г. - 438с.
Зеленский В. Курс гармонии в задачах [Текст] / В. Зеленский. – М.: Музыка, 2009 г. – 497 с.
Мясоедов А. Учебник гармонии [Текст] / А. Мясоведов А. – М.: Музыка, 2004 г. – 304 с.
http://www.partita.ru/http://www.mosconsv.ru/http://www.conservatory.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/http://forum.myflute.ru/http://notoboz.ru/instrumets/Ход урока:
Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность ученика Результат
1.Оргмомен. 2.Проверка домашнего задания. (мотиваци-онный)
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях студентки по предыдущему и мотивация на изучение нового.
ОК.1, ОК.2, ОК.4 Приветствие, диалог об успеваемости студентов.
Урок начинается с беседы о том, что было пройденного на прошлом уроке, преподаватель задает вопросы, на которые студенты отвечают и приводят примеры.
Далее идет проверка домашнего задания.
- Анализируют, делают выводы,
- Отмечают наиболее удавшиеся фрагменты в контрольной работе.
- Самостоятельно определяют цель изучения нового материала, план урока. Домашнее задание проверено. Проводят рефлексию.
Умело нашли правильный ответ, умеют формулировать задачи.
3.Закрепление знаний
Способствовать отработке навыков, организовать самостоятельную работу учащейся
ОК.3, ОК.2
Преподаватель напоминает о том, что такое модуляция. Как уже говорилось, модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Кадансовое завершение построения служит основным отличием от отклонения. Модуляция является важнейшим гармоническим фактором развития в музыкальном произведении. Связь тональностей основывается прежде всего на функциональных взаимоотношениях тоник; чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее и соотношение самих тональностей. Соотношение же тональностей проще тогда, когда они имеют наибольшее количество общих звуков и аккордов. Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства тональностей. Для мажора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты и все три побочные параллельные, а также тональность минорной субдоминанты, например: для «до-мажора родственными тональностями будут «соль-мажор» и его параллельная тональность «ми-минор», «фа-мажор» и его параллель «ре-минор», тональность минорной субдоминанты «фа-минор», но и тональность параллельного «до-мажору» «ля-минор». Для минора таких родственных тональностей тоже будет шесть, а именно: основная тональность «ля-минор», родственными будут – параллельный «до-мажор», тональность субдоминанты – «ре-минор и его мажорная параллель – «фа-мажор», минорная доминанта «ми-минор» и его мажорная параллель «соль-мажор и тональность гармонической доминанты «ми-мажор».Преподаватель рассказывает о технике перехода в новую тональность. В пределах диатонического родства модуляция происходит при посредстве общего связываемым тональностям аккорда. Представляя определенную функцию в начальной тональности, общий аккорд приобретает иное функциональное значение в последующей тональности; он является тем самым посредником между двумя тональностями и называется поэтому по-средствующим. Число общих аккордов между тональностями первой степени родства не во всех случаях одинаково и выявляется сравнением их ключевого обозначения в записи.
Чтобы осуществить модуляцию, кроме общего трезвучия, надо найти модулирующий аккорд, который и приведет в новую тональность.
Процесс модуляции в тональности первой степени родства слагается из четырех последовательных моментов:
- показ первой тональности;
- введение посредствующего (общего) аккорда);
- введение модулирующего аккорда;
- построение завершающей каденции.
Иногда при модуляции в доминантовую (DIII, D или DVII) или субдоминантовую группу (SII,S, STVI) тональностей первой степени родства применяется отклонение в тональность посредствующего аккорда в целях более решительного отхода от исходной тональности и облегчения переключения на последующую тональность.
"Эллипсис". В гармонии этим словом обозначается явление, когда неуйчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое. Вернее, когда разрешение неустойчивого аккорда не приносит устойчивости. При этом каждый отдельно взятый голос аккорда может даже двигаться в "правильном" направлении, куда его влечет естественное тяготение, но устойчивости все равно не достигается. Например, если взять самый обычный доминантсептаккорд вместе с его разрешением в тонику,
и включить в состав тоники дополнительный тон септимы, так, чтобы образовался новый доминантсептаккорд, то получится, что, вроде бы все голоса доминанты пошли по своим тяготениям, однако после разрешения неустойчивость сохранилась. Потому что во втором аккорде снова присутствует диссонанс септимы. Доминанта разрешилась в другую доминанту. -Отвечают на вопросы.
-Обсуждают и предлагают варианты ответов.
- Наблюдают за учителем, анализируют собственные действия.
- Самостоятельно анализируют Применяют полученные знания,
Используют данные музыкального анализа в самостоятельной работе,
Умеют находить способы действий.
4. Домашнее задание Задать домашнее задание.
Напомнить о порядке выполнения домашнего задания.
ОК.2, ОК.5 Студентам необходимо проанализировать конспекты урока, музыкальные примеры, самостоятельно проработать учебный материал, провести работу с учебником Дубовского, обратить внимание на примеры приведенные в учебник. Провести подробную работу над трудностями: пониманием, что такое модуляция, какие виды модуляции есть.
Студенты сами оценивает свою работу на уроке, далее преподаватель делает выводы, насколько эффективной была работа студентов на уроке. Напоминает о порядке выполнения домашнего задания. Предлагает найти музыкальные примеры к каждому виду модуляции и эллипсису. Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы Проводят рефлексию. Вспоминали порядок выполнения домашнего задания.
5. Итог урока Подвести итоги работы по теме.
Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения, выяснению причин затруднений.
ОК.2 Обобщить урок. Дать возможность студентам самим сформулировать тему урока, подвести итоги и отметить уровень овладения и применения новыми знаниями.
Итак, результат нашей совместной работы на уроке будет виден в последствие. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока, будет зависеть от упорства и трудолюбия студентов.
Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Подвели итоги работы на уроке.
Учились проводить рефлексию.