Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 5 класса
Аннотация к рабочей программе по культуре народов Ямала для 5 класса
Настоящая рабочая программа по культуре народов Ямала для 5 класса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Данная программа составлена на основе УМК Т.И.Борко, В.Т.Галкина, А.Г.Еманова, А.В.Павлова (Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2008) и предусматривает базовый уровень освоения предмета (34 часа, 1 час в неделю). Программно-методический комплекс по культуре народов Ямала авторов Т.И.Борко, В.Т.Галкина, А.Г.Еманова, А.В.Павлова соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. УМК, в целом, позволяет реализовать цели образования, сформировать ведущие компетенции образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК соответствует целям и задачам обновлённого содержания образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.
Программа учебного курса для 5-7 классов «Культура народов Ямала» печатается по решению Окружного экспертного совета департамента образования ЯНАО. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007.
Содержание курса культуры народов Ямала в основной школе обусловлено общей региональной спецификой. Курс направлен на формирование этнокультурной компетентности обучающихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Кроме того, данная рабочая программа ориентирована на использование в процессе преподавания.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по культуре народов Ямала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением английского языка» в г. Новый Уренгой разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Образовательной программой МАОУ СОШ № 4, утверждённой приказом от 01.09.2014 № 408, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), региональным базисным учебным планом, утвержденным приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 года № 500 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» с изменениями, внесенными приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2010 г. № 916 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г. № 500», приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа «12» апреля 2011 года № 681 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г. № 500», приказом от 12 апреля 2011 года № 689 «О признании утратившими силу некоторых приказов департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа»;
Основу календарно - тематического планирования учебного курса «Культура народов Ямала» составляют следующие документы:
Государственный стандарт общего образования;
Деревянченко А.А. Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ);
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Программа национально – регионального компоненте государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) – Салехард - ЯНОИПКРО, 2003 (Утверждена на заседании Окружного экспертного совета Департамента образования ЯНАО 31.01.2003 г.), являющейся частью программы курса «Культура народов Ямала».
Преподавание занятий учебного курса рассчитано по учебникам:
«Культура народов Ямала»
«Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001). Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ямало-Ненецком округе. «Культура народов Ямала» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ямало – Ненецкого округа.
Программа учебного курса для 5-7 классов «Культура народов Ямала» печатается по решению Окружного экспертного совета департамента образования ЯНАО.- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007.
В основной школе «Культура народов Ямала» относится к числу обязательных общеобразовательных учебных предметов, то есть является предметом, обязательным для изучения в 5 классе.
Рабочая учебная программа модернизирована в соответствии с новыми требованиями времени и изменившимися учебными планами. Она построена по концентрическому принципу, основные её положения развиваются, расширяются и углубляются по мере взросления учащегося. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены резервные часы в связи с климатическими условиями региона и актированными днями.
В рабочей учебной программе отдельно выделен раздел «Литература народов Ямала», на который отведено 8 часов. В изучаемый раздел включены следующие авторы: Р.П. Ругин. Сказка «Залив Священной Собаки», Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим», Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глухаря», Н.Ф.Дудников. Сказка «Спорила ворона с лисицей», М.К.Вагатова. Сказка «Пять слов, пять рассказов», Г.И.Слинкина. Сказка «Старик-Луна».
Для изучения курса «Культура народов Ямала» помогут пособия по культуре, географии, мифологии, фольклору и литературе Ямала, выпущенные в последние годы при активном участии администрации и научных сотрудников Ямало-ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования:
Общая характеристика учебного предмета «Культура народов Ямала»
Содержание курса культура народов Ямала в основной школе обусловлено общей региональной спецификой. Курс направлен на формирование этнокультурной компетентности обучающихся.
«Культура народов Ямала» – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Он включает в себя литературу народов Ямала, историческое развитие.
Ямальская литература является неотъемлемой частью общероссийского литературного процесса. Но необходимо знать, что у ямальской литературы есть свои особенности, и именно они определяют подход к изучению художественного текста. Поэтому в произведениях уделяется особое внимание тем аспектам содержания, которые отражают этнографические и исторические особенности Ямала.
Большая роль изучения культуры в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика ямальской литературы, как составляющей курса, определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом необходимости продолжения работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы и культуры.
Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем. Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск в привычной для ребёнка среде новых сведений – увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Курс «Культура народов Ямала» тесно связан с другими учебными с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках курса формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием курс обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих курса «Культура народов Ямала» –творчество учащихся. Творческие работы различных видов способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры
Основные цели изучения культуры народов Ямала в школе:
ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования;
ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян);
формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры;
ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера;
ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала;
ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов;
помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов;
приобщение детей к простейшим трудовым процессам (обработка дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создание орнаментов).
Место предмета «Культура народов Ямала» в учебном (образовательном) плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Культура народов Ямала » отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка в 5 классе
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
понимание ключевых проблем изученных произведений и фольклора народов Ямала ;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
приобщение к дyxoвнo-нpaвствeнным цeннocтям литературы и культуры других народов, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями русского народа; восприятие на слух литературных произведений. Осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения , отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЯМАЛА»
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ 2ч
Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО (Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Растительный и животный мир. Основные города округа и богатство недр)Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые). (Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые). Понятие об особой культуре народов Севера).РАЗДЕЛ II. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА 2ч
Понятие о кочевом образе жизни (Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников(оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота).
Понятие о каслании. (Понятие о каслании. Средства передвижения. Устройства жилища. Питание и одежда кочевников. Воспитание детей).АЗДЕЛ III. ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ЯМАЛА 11ч
Понятие о фольклоре.
Понятие о фольклоре. Особенности фольклора
Малые жанры фольклора. (Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки).
Понятие о сказке как о фольклорном жанре. (Сказка как фольклорный жанр).
Классификация сказок (Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных)Этическое содержание сказок (Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю). Сказка «Храбрый Яндо и его сестра Тэюне»)Понятие об аллегории (Понятие об аллегории (животные как носители определённых человеческих качеств). Сказка «Почему собаки только лают»)Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке (Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке. Сказка «Деревянный идол») Сюжетная структура сказки (Сюжетная структура сказки).
Сходства и различия сказок коренных народов Ямала с русскими и европейскими сказками (Сходства и различия сказок коренных народов Ямала с русскими и европейскими сказками).
Сказители сказок у коренных народов
Собиратели фольклора на Ямале
РАЗДЕЛ IV. ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА 8ч
Литературные сказки и их авторы
Р.П. Ругин. Сказка «Залив Священной Собаки»
Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим»
Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глухаря»
Н.Ф.Дудников. Сказка «Спорила ворона с лисицей»
М.К.Вагатова. Сказка «Пять слов, пять рассказов»
Г.И.Слинкина. Сказка «Старик-Луна»
Итоговая работа по фольклору и литературе народов Ямала
РАЗДЕЛ V. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА 5ч
Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – культурный своеобразный код коренных народов Ямала.
Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты.
Виды орнаментов в народном искусстве.
Аппликация из ткани и сукна.
Детские игрушки.
РАЗДЕЛ VI. МУЗЫКА, ПЕСНИ И ТАНЦЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА 4ч
Музыка, ритм, песня, танец.
Основные музыкальные инструменты народов Ямала.
Песня как источник изучения культуры народа.
Своеобразие традиционного танца коренных народов.
РАЗДЕЛ VII. ИГРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 1ч
Игра как важнейший компонент культуры всех народов.
РАЗДЕЛ VIII. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1ч + (1ч резервный)
Итоговое занятие (Урок контроля).
Резервный урок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
урока Кол-во
часов Тип
урока Элементы
содержания Требования
к уровню
подготовки Вид
контроля.
Измерители
1 2 3 4 5 6 7
1. Краткие сведения
о географии, кли-
мате и народах, проживающих в
ЯНАО 1 Лекция Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Растительный и животный мир. Основные города округа и богатство
недр Уметь пользоваться учебниками, разбираться в геогра-
фическом положении окру-
га 2.
Народы, проживающие на террито-
рии округа (коренные и пришлые)1 Лекция.
Беседа Народы, проживающие
на территории округа
(коренные и пришлые).
Понятие об особой культуре народов Севера Уметь отличать коренные
народы округа от пришлыхТест
3. Понятие о коче-вом образе жиз-ни 1 Лекция Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников(оленеводство,
рыболовство, охота
в тундре, морская охота) Уметь давать характеристику занятиям кочевников 4. Понятие о каслании. 1 Беседа Понятие о каслании. Средства передвижения. Устройства жилища. Питание и одежда кочевников. Воспитание детей Уметь рассказывать о бытовой жизни народов округа Развёрнутый ответ
на вопрос
5. Понятие о фольклоре. 1 Лекция Понятие о фольклоре. Особенности фольклора Уметь определять основ-
ные особенности фолькло-
ра 6. Малые жанры фольклора. 1 Лекция.
Беседа Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки Уметь определять жанры
фольклора, знать их отличи-тельные признаки Словарный дик –
тант 7. Понятие о сказке как о фольклорном жанре. 1 Беседа Сказка как фольклорныйжанр Уметь пересказывать сказ-
ку, характеризовать героев 8. Классификация
сказок 1 Лекция Классификация сказок
(бытовые, волшебные, о животных) Уметь разбираться в клас-
сификации сказок, нахо –
дить в них элементы вол –
шебстваТест
9. Этическое соде-ржание сказок 1 Практикум Этическое содержание
сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю). Сказка «Храбрый Яндо и его сестра
Тэюне» Уметь пересказывать сказ-
ку, мотивировать ответ 10. Понятие об ал-легории 1 Лекция.
Беседа Понятие об аллегории
(животные как носители определённых человечес-ких качеств). Сказка «Почему собаки только лают». Уметь находить аллегорию
в сказках, делать свои вы-
воды 11. Общие принци-пы создания ус-ловных (фанта-стических) об-разов в сказке 1 Лекция.
Беседа Общие принципы созда-
ния условных (фантасти-ческих) образов в сказке. Сказка «Деревянный идол» Уметь разбираться в прин-
ципах создания условныхобразов в сказке Характеристика
героев, сопостави-
тельный анализ
12. Сюжетная стру-ктура сказки 1 Лекция Сюжетная структура сказ
киУметь разбираться в жанровых признаках сказок, опредеделять сюжет 13. Сходства и раз-личия сказок коренных наро-дов Ямала с русскими и ев-ропейскими сказками 1 Практикум Сходства и различия ска-
зок коренных народов
Ямала с русскими и евро-пейскими сказками Уметь находить сходство и
различия в сказках народов
Ямала с русскими и евро-пейскими сказками Письменный ответ
на вопрос
14. Сказители ска-зок у коренных народов 1 Беседа Сказители сказок у коренных народов Уметь художественно пересказывать текст 15. Собиратели фольклора на Ямале 1 Беседа Собиратели фольклора
на Ямале Уметь определять вид сказ
ки, опираясь на её жанро-
вые особенности Тест
16. Литературные сказки и их авторы 1 Лекция Литературные сказки и
их авторы Уметь отличать литерату-
рные сказки от сказок уст-
ного народного творчест-
ваРабота со словарём
17. Р.П. Ругин. Сказка «Залив Священной Собаки» 1 Практикум Р.П. Ругин. Сказка «За –
лив Священной Собаки» Уметь читать произведения писателей ЯНАО 18. Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим» 1 Практикум Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим» Уметь выразительно чи-
тать Письменный ответ
на вопрос
19. Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глу-харя» 1 Практикум Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глухаря» Уметь определять смысловую нагрузку в сказке 20. Н.Ф.Дудников. Сказка «Спорила ворона с лиси-цей» 1 Практикум Н.Ф.Дудников. Сказка
«Спорила ворона с лисицей» Уметь понимать подтекст
сказки Сочинение сказки
21. М.К.Вагатова. Сказка «Пять слов, пять рас-сказов» 1 Практикум М.К.Вагатова. Сказка
«Пять слов, пять рассказов» Уметь выразительно чи-
тать, составлять план 22. Г.И.Слинкина. Сказка «Старик-Луна» 1 Практикум Г.И.Слинкина. Сказка
«Старик-Луна» Уметь кратко пересказы-
вать сюжет, давать харак-
теристику героям 23. Итоговая рабо-та по фольклору
и литературе народов Ямала 1 Урок
контроля Итоговая работа по фольклору и литературе народов Ямала: итоговый
тест, конкурс чтецов и сочинителей сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам Уметь правильно выби-
рать ответ Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология…
учебник, стр. 42-44,
(итоговый тест)
24. Украшение одеж-ды, оружия, сре-дств передвиже-ния, орнамент – культурный сво-еобразный код коренных народов Ямала 1 Лекция.
Беседа Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – культурный своеобразный код коренных народов Ямала Уметь опознавать орнамент коренных народов
Ямала 25. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты 1 Лекция.
Беседа Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты Уметь разбираться в художественной обработке дева и кости, изделиях из бересты 26. Виды орнамен-
тов в народном искусстве 1 Лекция.
Беседа Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика Уметь определять виды
орнаментов в народномискусствеТест
27. Аппликация из ткани и сукна 1 Лекция.
Беседа Аппликация из ткани и
сукна Уметь разбираться в аппликациях из ткани и сук-
на 28. Детские игрушки 1 Лекция.
Беседа Детские игрушки (кукла нухуко у ненцев, кукла
акань у хантов)Уметь опознавать название игрушек у ненцев и
у хантов Тест
29. Музыка, ритм, песня, танец 1 Лекция.
Беседа Музыка, ритм, песня, танец как выражение духа
и темперамента народа Уметь разбираться в пес-
нях и танцах народа Яма-
ла30. Основные музы-кальные инстру-менты народов Ямала 1 Лекция.
Беседа Основные музыкальные
инструменты народов
Ямала. Их функции и
употребление Уметь разбираться в основных музыкальных инструментах народов Ямала Словарный диктант
31. Песня как источ-ник изучения ку-льтуры народа 1 Лекция.
Беседа Песня как источник изучения культуры народа. Многообразие песен у коренных народов Ямала.
Способ исполнения песен и их исполнители Уметь определять жанр
народных песен коренных жителей Ямала 32. Своеобразие традиционного танца коренных народов 1 Лекция.
Беседа Своеобразие традиционного танца коренных на-
родов. Магический, ритуальный и эстетический компонент танца северных народов. Уметь разбираться в традиционных танцах коренных народов Тест
33. Игра как важней-ший компонент культуры всех народов. 1 Лекция.
Беседа Игра как важнейший компонент культуры всех на-
родов. Воспитательное
значение игры. Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства) Уметь определять виды
игр, их воспитательное
значение 34. Итоговое заня –
тие.
1 Урок
контроля Повторение и закрепление изученного материала. Итоговый тест Уметь чётко и быстро выбрать правильный ответ
теста Тестирование
35. Резервный урок 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МТЕРИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Культура народов Ямала» (авторы: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001).«Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы» (авторы: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001).CD. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.
Географический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. – М.: Издательство ДИК, 1999.
География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001.
Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1997.
Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2002.
Лакиер В.И. Русская геральдика. М., 1990.
Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И.попов, Н.В.Цымбалистенко. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2002.
Мифология, фольклор и литература Ямала/ Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В.Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
Муравьев В. Старые уездные гербы. // Памятники Отечества. 1994. № 1-2.
Н.М.Журавель. Краеведение ЯНАО / Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
Нидон Кристоф. Растения и животные. М., 1991.
Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5-7 классы. – Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Программа национально – регионального компоненте государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) – Салехард - ЯНОИПКРО, 2003 (Утверждена на заседании Окружного экспертного совета Департамента образования ЯНАО 31.01.2003 г.), являющейся частью программы курса «Культура народов Ямала».
Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока / Сост. Бурыкин А.А., Акбальян Е.Р. – М.: Северные просторы, 2002.
Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред.Рябицева В.К. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
Приходько М, Приходько О. Хомани. С-Петербург: ООО «Издательский Дом «Светлячок», 2002.
Программа для 5 класса по культуре народов Ямала. Авторы: Деревянченко А.А. Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ);
Сказки народов Таймыра. Учебное пособие для 6-8 классов средних школ Крайнего Севера. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2007.
Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2002.
Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М., 1985.
Стерх – символ надежды: книга-фотоальбом. – Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2006.
Фели Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 1994, с. 217-307.
Янгасова Н.М. Ненецие лаханако /Сост. Н.М. Янгасова; перевод Н.М. Янгасова. Под редакцией М.А. Ерченко. Салехард, 2007.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЯМАЛА В 5 КЛАССЕ
«Ученик научится» «Ученик получит возможность научиться»
-владеть знаниями о народах, проживающих на Ямале, их примерной численности, их исторической судьбе;
-понимать смысл слова «культура» и перечислить ее черты;
-рассказывать об образе жизни коренных народов Ямала;
-иметь представление о фольклоре, его жанрах, знать содержание и героев нескольких сказок народов Севера;
-представлять и описывать основные элементы и виды декоративно - прикладногo искусства коренных народов Ямала;
-находить сходство и различия песен коренных народов с песнями других народов;
-перечислить основные игры северных народов -сделать самостоятельно игрушку северных народов, составить северный орнамент из ткани или другого материала;
-называть основные музыкальные инструменты коренных народов;
- выполнить физические упражнения, связанные с играми северных народов
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯМАЛА 5 КЛАСС
№
Тема
урока Кол-во
часов Тип
урока Элементы
содержания Требования
к уровню
подготовки Вид
контроля.
Измерители Домашнее
задание Дата
проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ 2ч
1. Краткие сведения
о географии, кли-
мате и народах, проживающих в
ЯНАО 1 Лекция Краткие сведения о геог-
рафии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Растительный и живот –
ный мир. Основные горо-
да округа и богатство
недр Уметь пользоваться учебниками, разбираться в геогра-
фическом положении окру-
га Культура народов Ямала, учебник,
стр. 11-12.
Н.М.Журавель,
Краеведение ЯНАО,
стр. 5-45,
стр. 132-140. 2.
Народы, проживающие на террито-
рии округа (коренные и пришлые)1 Лекция.
Беседа Народы, проживающие
на территории округа
(коренные и пришлые).
Понятие об особой куль-
туре народов Севера Уметь отличать коренные
народы округа от пришлыхТест Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология… учебник, стр. 9-12. РАЗДЕЛ II. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА 2ч
3. Понятие о коче-вом образе жиз-ни 1 Лекция Понятие о кочевом обра-
зе жизни. Основные заня-
тия кочевников(оленевод-
ство, рыболовство, охота
в тундре, морская охота) Уметь давать характеристику занятиям кочевников Культура народов Ямала, учебник,
стр. 26-39,
стр. 40-42,
стр. 61-63,
стр. 74-83.
4. Понятие о каслании. 1 Беседа Понятие о каслании. Сре-
дства передвижения. Уст-
ройства жилища. Пита –
ние и одежда кочевников. Воспитание детей Уметь рассказывать о бытовой жизни народов округа Развёрнутый ответ
на вопрос Н.М.Журавель, Краеведение ЯНАО,
стр. 83-104.
РАЗДЕЛ III. ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ЯМАЛА 11ч
5. Понятие о фольклоре. 1 Лекция Понятие о фольклоре. Особенности фольклора Уметь определять основ-
ные особенности фолькло-
раЮ.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала,
учебник 5-7 классы.
Стр. 14-24
6. Малые жанры фольклора. 1 Лекция.
Беседа Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, пого-
ворки, заговоры, заклина-
ния, обереги, считалки Уметь определять жанры
фольклора, знать их отличи-тельные признаки Словарный дик –
тантЮ.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала,
учебник 5-7 классы.
Стр. 25-30 7. Понятие о сказке как о фольклорном жанре. 1 Беседа Сказка как фольклорныйжанр Уметь пересказывать сказ-
ку, характеризовать героев Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала,
учебник 5-7 классы.
Стр. 35-38 8. Классификация
сказок 1 Лекция Классификация сказок
(бытовые, волшебные, о животных) Уметь разбираться в клас-
сификации сказок, нахо –
дить в них элементы вол –
шебстваТест Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала,
учебник 5-7 классы.
Стр. 36-41 9. Этическое соде-ржание сказок 1 Практикум Этическое содержание
сказок (торжество добра над злом, любовь к родно
му краю). Сказка «Храб-
рый Яндо и его сестра
Тэюне» Уметь пересказывать сказ-
ку, мотивировать ответ Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 6-8,
стр. 21-23,
стр. 35-36,
стр. 43-46
10. Понятие об ал-легории 1 Лекция.
Беседа Понятие об аллегории
(животные как носители определённых человечес-ких качеств). Сказка «По-
чему собаки только лают». Уметь находить аллегорию
в сказках, делать свои вы-
воды Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 6-8 11. Общие принци-пы создания ус-ловных (фанта-стических) об-разов в сказке 1 Лекция.
Беседа Общие принципы созда-
ния условных (фантасти-ческих) образов в сказке. Сказка «Деревянный идол» Уметь разбираться в прин-
ципах создания условныхобразов в сказке Характеристика
героев, сопостави-
тельный анализ Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 14-18 12. Сюжетная стру-ктура сказки 1 Лекция Сюжетная структура сказ
киУметь разбираться в жанровых признаках сказок, опредеделять сюжет Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 21-23 13. Сходства и раз-личия сказок коренных наро-дов Ямала с русскими и ев-ропейскими сказками 1 Практикум Сходства и различия ска-
зок коренных народов
Ямала с русскими и евро-пейскими сказками Уметь находить сходство и
различия в сказках народов
Ямала с русскими и евро-пейскими сказками Письменный ответ
на вопрос Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 35-36 14. Сказители ска-зок у коренных народов 1 Беседа Сказители сказок у коренных народов Уметь художественно пересказывать текст Ю.И.Попов. Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
Стр. 43-46 15. Собиратели фольклора на Ямале 1 Беседа Собиратели фольклора
на Ямале Уметь определять вид сказ
ки, опираясь на её жанро-
вые особенности Тест РАЗДЕЛ IV. ЛИТЕРАТУРА ЯМАЛА 8ч
16. Литературные сказки и их авторы 1 Лекция Литературные сказки и
их авторы Уметь отличать литерату-
рные сказки от сказок уст-
ного народного творчест-
ваРабота со словарём Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 92-96 17. Р.П. Ругин. Сказка «Залив Священной Собаки» 1 Практикум Р.П. Ругин. Сказка «За –
лив Священной Собаки» Уметь читать произведения писателей ЯНАО Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 97-100 18. Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим» 1 Практикум Ю.Н.Афанасьев. Сказка «Летучий Зверь-Налим» Уметь выразительно чи-
тать Письменный ответ
на вопрос Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 107-113 19. Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глу-харя» 1 Практикум Г.Д.Лазарев. «Сказка про Глухаря» Уметь определять смысловую нагрузку в сказке Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 114-120 20. Н.Ф.Дудников. Сказка «Спорила ворона с лиси-цей» 1 Практикум Н.Ф.Дудников. Сказка
«Спорила ворона с лиси-
цей» Уметь понимать подтекст
сказки Сочинение сказки Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 1121-130 21. М.К.Вагатова. Сказка «Пять слов, пять рас-сказов» 1 Практикум М.К.Вагатова. Сказка
«Пять слов, пять расска-
зов» Уметь выразительно чи-
тать, составлять план Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 131-138 22. Г.И.Слинкина. Сказка «Старик-Луна» 1 Практикум Г.И.Слинкина. Сказка
«Старик-Луна» Уметь кратко пересказы-
вать сюжет, давать харак-
теристику героям Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология, фольклор и литература Ямала, хрестоматия 5-7 классы.
стр. 139-144 23. Итоговая рабо-та по фольклору
и литературе народов Ямала 1 Урок
контроля Итоговая работа по фольклору и литературе наро-
дов Ямала: итоговый
тест, конкурс чтецов и сочинителей сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам Уметь правильно выби-
рать ответ Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология…
учебник, стр. 42-44,
(итоговый тест) РАЗДЕЛ V. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА 5ч
24. Украшение одеж-ды, оружия, сре-дств передвиже-ния, орнамент – культурный сво-еобразный код коренных народов Ямала 1 Лекция.
Беседа Украшение одежды, ору-
жия, средств передвиже-
ния, орнамент – культур-
ный своеобразный код коренных народов Яма-
лаУметь опознавать орна-
мент коренных народов
Ямала Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы.
стр. 66-69,
Н.М.Журавль, Краеведение ЯНАО,
стр. 126-130 25. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты 1 Лекция.
Беседа Художественная обработка дерева и кости, изде-
лия из бересты Уметь разбираться в худо-
жественной обработке де-
ва и кости, изделиях из бе-
рестыКультура народов Ямала, учебник 5-7 классы.
стр. 89-94
Н.М.Журавль, Краеведение ЯНАО,
стр. 126-130 26. Виды орнамен-
тов в народном искусстве 1 Лекция.
Беседа Виды орнаментов в на-родном искусстве, их предназначение и сим-воликаУметь определять виды
орнаментов в народномискусствеТест Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы.
стр. 262-265
Н.М.Журавль, Краеведение ЯНАО,
стр. 126-130 27. Аппликация из ткани и сукна 1 Лекция.
Беседа Аппликация из ткани и
сукна Уметь разбираться в ап-
пликациях из ткани и сук-
на Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы.
стр. 266-269
Н.М.Журавль, Краеведение ЯНАО,
стр. 126-130 28. Детские игрушки 1 Лекция.
Беседа Детские игрушки (кукла нухуко у ненцев, кукла
акань у хантов)Уметь опознавать назва-
ние игрушек у ненцев и
у хантов Тест Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы.
стр. 270-273
Н.М.Журавль, Краеведение ЯНАО,
стр. 126-130 РАЗДЕЛ VI. МУЗЫКА, ПЕСНИ И ТАНЦЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА 4ч
29. Музыка, ритм, песня, танец 1 Лекция.
Беседа Музыка, ритм, песня, та-
нец как выражение духа
и темперамента народа Уметь разбираться в пес-
нях и танцах народа Яма-
лаКультура народов Ямала, учебник 5-7 классы,
стр. 292-295
Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология…
учебник 5-7 классы,
стр. 24-25
30. Основные музы-кальные инстру-менты народов Ямала 1 Лекция.
Беседа Основные музыкальные
инструменты народов
Ямала. Их функции и
употребление Уметь разбираться в осно-
вных музыкальных инст-
рументах народов Ямала Словарный диктант Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы,
стр. 296-298
Ю.И.Попов, Н.В.ЦымбалистенкоМифология…
учебник 5-7 классы,
стр. 26-29 31. Песня как источ-ник изучения ку-льтуры народа 1 Лекция.
Беседа Песня как источник изу-
чения культуры народа. Многообразие песен у ко
ренных народов Ямала.
Способ исполнения пе-
сен и их исполнители Уметь определять жанр
народных песен корен-
ных жителей Ямала Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы,
стр. 300-302 32. Своеобразие традиционного танца коренных народов 1 Лекция.
Беседа Своеобразие традицион-
ного танца коренных на-
родов. Магический, ритуальный и эстетический компонент танца север-
ных народов. Уметь разбираться в тра-
диционных танцах корен-
ных народов Тест Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы,
стр. 303-305
РАЗДЕЛ VII. ИГРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 1ч
33. Игра как важней-ший компонент культуры всех народов. 1 Лекция.
Беседа Игра как важнейший ком
понент культуры всех на-
родов. Воспитательное
значение игры. Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки
на оленях, силовые еди-
ноборства)Уметь определять виды
игр, их воспитательное
значение Культура народов Ямала, учебник 5-7 классы,
стр. 63-71 РАЗДЕЛ VIII. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1ч
34. Итоговое заня –
тие.
1 Урок
контроля Повторение и закрепле-
ние изученного материа-
ла. Итоговый тест Уметь чётко и быстро вы-
брать правильный ответ
теста Тестирование