Устный журнал для младших школьников Наша речь


Устный журнал «Наша речь»
На классной доске вывешивается альбом, выполненный из листов ватмана. На его страницах написаны названия разделов устного журнала, а также изречения о языке, пословицы, поговорки и т.п.
Учитель:
- Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь» (открывает первую страницу). Итак, первая страница нашего журнала называется «Учимся говорить».
- С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонацию их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. а к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
- Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели и общественные деятели.
Дети читают высказывания о русском языке.
А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Л. Н. Толстой. Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.
А. Н. Толстой. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
М. Горький. Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.
Учитель:
А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке.
Дети по очереди читают записанные в альбоме пословицы.
Сначала подумай – потом говори.
Не храбрись словом, покажи делом.
Меньше говори – больше дела твори.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
До слова крепись, давши слово держись.
Учитель:
Подрастая, человек учится говорить, а потом читать и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно! (Дети читают хором слова мама, Родина, Россия, мир, труд, написанные на карточках и прикреплённых к доске). Когда вы все научились читать, книги стали вашими большими друзьями. (Песня «Чему учат в школе»). Вы растете. Все более сложные задачи стоят теперь перед нами на уроках русского языка. Давайте попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач.
Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движение:
Черепаха …
Человек…
Заяц…
Автомобиль…
Самолет…
- Почему вы использовали именно такие глаголы? (Они показывают, кто как движется).
Можно ли сказать по-другому? (Дети отвечают, пытаются поменять некоторые глаголы).
- Недавно мы с вами писали изложение рассказа «Помощник». В одном из изложений был такой отрывок: Сережа услышал гудок машины. Сережа быстро оделся и вышел из сторожки. Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (Повторяется слово Сережа.) Как можно было избежать этого повторения? (Слово Сережа можно заменить словом он или мальчик.) Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу. (Синонимы.) Вот так и называется вторая страничка нашего устного журнала.
- (Переворачивая страничку журнала, прикрепленного к доске) Когда мы пишем сочинения или изложения, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор –(врач) стужа – (мороз, холод)
Работа – (труд, дело) Солдат – (воин, боец)
- Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нем синонимы.
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много с ними шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Учитель
- Перевернем еще одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале рассказа все и во всем отказывают Павлику? (Он был грубым, невежливым.)
- Что ему помогло? (Слово пожалуйста.)
- Почему слово пожалуйста мы называем «волшебным» словом?
- Какие еще волшебные слова вы знаете? (дети читают на плакатах: спасибо, здравствуйте, извините, добрый день, и т.д.)
- Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося эти слова, мы желаем здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» В. Коркина. (читает ученица)
Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим, на утро похожим…
Но если проснешься –
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
Учитель
- Ребята, как еще мы приветствуем друг друга? (добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти «волшебные» слова? (Спокойным, ровным голосом.)
- А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми» словами. Послушайте что у него получилось. (Читает ученица.)
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал ЯринкуДа как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка…
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Учитель
- Вежлив ли был Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное слово». (Читает ученица.)
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
«Простите»-Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н.Юсупов.
- Какое чудесное слово помогло папе? А всегда ли вы помните об этом слове? (Дети приводят примеры.)
Далее детям предлагаются практические задания – оценить ситуации.
Ролевая игра «Не заметил»
Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил». (Дети дают оценку поведению мальчика.)
«Опоздал»
- Ребята, кто у нас часто опаздывает на урок?
- Что ему приходится говорить, когда он опаздывает?
- А можно ли избежать этого? Как?
- А теперь переходим к следующей страничке нашего журнала. Она называется «Слово о словах»
- Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, мы не задумываемся над происхождением слов, над их особыми смысловыми оттенками. Почему мы та говорим: самолет, пешеход, электростанция. (Дети объясняют.)
- Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка ряба». А какого цвета эта курочка? Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка? (Дети объясняют.) Верно. Можно проследить ряд: ряба-рябой-рябит.
- Каждый день мы говорим слова учебник, дневник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются?
- И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (без приставок) А когда – положить? (с приставками) Старайтесь, ребята, не путать эти слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает нам песня «Игра» композитора В. Шаинского, на слова поэта Р.Рождественского.
- Последняя, пятая страничка нашего журнала – занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов.
1. Кроссворд «Перекресток»
1 2 3 4
Сумка школьника, которую носят на спине. (ранец)
Занавески на окне (штора)
Рабочий стол ученика (парта)
Дикая полосатая лошадь (зебра)
2. Ребусы (ребусы могут быть любые)
3. Скороговорки.
4. Загадки.
- Для того чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, но и соблюдать правильную интонацию, правильно ставить знаки препинания. 9Ученица читает стихотворение С .Я. Маршака «Знаки препинания».)
Итог: О чем же мы с вами сегодня говорили? Наш разговор был в виде устного журнала. Как он называется? Какие страницы были в нем? Чему мы научились?
Я желаю всем вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Всего доброго!