Обобщение передового педагогического опыта по теме: Использование метода проектов на уроках биологии в основной школе
Обобщение передового педагогического опыта
учителя биологии
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения
основной общеобразовательной школы № 22
п. Зорька муниципального образования Новокубанский район
Самойленко Юлии Сергеевны по теме: «Использование метода проектов на уроках биологии в основной школе»
п. Зорька, 2016 г.
Структура описания педагогического опыта:
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
3.4. Результативность педагогического опыта.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
4. Выводы.
1.Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Концептуальную основу метода проектов составляют идеи
прагматистской педагогики (от лат. pragmatismus – дело, действие) -
педагогического течения.
Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19 в., в сельскохозяйственных школах США и явился по существу альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.
Метод проектов как система обучение получил распространение вомногих странах. Так, в Великобритании он использовался в начальныхшколах в сочетании с другими методами обучения: дети выполняли
конкретные задания, связанные с учебным материалом.
В России идеи Д. Дьюи наиболее полно были реализованы впедагогической практике А.С. Макаренко. Однако отношение отечественной педагогики к методу проектов было далеко неоднозначным. Вначале метод был признан перспективным, и в 1929-30 гг. были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний подруководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в том числе и таких как «Поможем ликвидировать неграмотность».
Современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что
чрезмерное увлечение в 20-е годы проектированием в ущерб другим методам обучения действительно привело к недопустимому падению качества обучения по причинам отсутствия педагогических кадров, способных работать с проектами, слабой разработанностью проектной методики и др. По этим причинам через пять лет метод проектов был объявлен «легкомысленным прожектерством», его универсализация признана «вредной», а использование в обучении запрещено. Постановлением ЦКВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931г.
Переосмысление идей Д. Дьюи и его последователей, возрождение
интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. С
позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:
- активную позицию учащихся в учении;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- формирование общеучебных умений, навыков и компетенций:
исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с
опытом их применения в практической деятельности;
- связь обучения с жизнью.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования.
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем и ли иным образом. (проф. Е.С. Полат).
Основа метода проекта это развитие познавательных навыков учащихся, умение конструировать свои знания, а также ориентироваться в пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, групповую или парную. Этот метод всегда предполагает решение проблемы, с одной стороны использование совокупности разнообразных методов, а с другой умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Основные требования к использованию методов проектов:
наличие значимой проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
самостоятельная, групповая, парная деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов;
значимость предполагаемых результатов;
использование исследовательских методов которые предусматривают определённую последовательность действий.
С помощью проектного метода можно:
содействовать коллективному творчеству, чем конкурирующему или соревновательному поведению;
ориентироваться на личные способности учащихся, с целью их оптимального развития;
усиливать мотивацию для достижения потребности учащихся;
создавать связующие звенья между отдельными предметами;
учитывать личные потребности учащихся.
Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
2. Психолого - педагогический портрет группы обучающихся,
являющихся базой для формирования представляемого
педагогического опыта.
Область применения метода проектов по: 5–8классы,с которыми я работаю на протяжении 5 лет работы в школе.
Количество детей в группе каждый год меняется, но редко бывает больше 20.
В 2015-2016 учебном году в группе было 20 человек, из них 7 девочки и 13 мальчиков. Большинство учеников обучаются в МОБУООШ №22 с первого класса.
Отношения в классных коллективах благоприятные. Большинство учащихся в классах достаточно доброжелательны, по отношению друг к другу. Иногда в трудных ситуациях каждый находит себе поддержку. Но также есть учащиеся у которых просматриваются и отрицательные качества- равнодушие, безразличие к общению со своими сверстниками. Дисциплина в классах хорошая. Учащиеся активно идут на контакт с учителем, вежливы, отзывчивы и положительно настроены к уроку.
Хороший урок –это максимум творчества и сотворчества, минимум репродукции. В своей работеиспользование метода проектов даёт высокую мотивацию к обучению, приносит пользу , а также общение учителя и ученика.Происходят изменения в структуре личности ребенка, что даёт возможность ощутить позитивный результат.
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
В учебно-воспитательном процессе я использую следующие многообразие проектов которые можно классифицировать по следующимтипологическим признакам:
- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью
может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках однойобласти знания); межпредметный проект;
- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий,гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):
- по характеру контактов (среди участников одного учебногозаведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран
мира);
- по количеству участников проекта;
- по продолжительности выполнения проекта.
Исследовательские проекты.
Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической или практической значимости. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.
Творческие проекты.
Целью проектов данного типа является получение творческого продукта- газеты, сочинения, видеоролика, праздника ит.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата.
Ролевые и игровые проекты.
Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, выдуманных персонажей, а результат проекта намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта.
Ознакомительно – ориентировочные (информационные) проекты.
Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикаций в СМИ.
Практико- ориентировочные (прикладные) проекты.
Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области биологии, географии, экологии разрабатывают следующие документы: программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; методические рекомендации, словарь терминов, проект виртуального музея.
По второму признаку- предметно- содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты.
Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Руководителями проектов выступают учителя- предметники. Примерами таких проектов могут быть экологические, географические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в классно- урочной системы.Межпредметные проекты.
В отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два- три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания.
Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты( разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
мини- проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока;
краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности;
долгосрочные проекты- проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Сергеевой В.П. описаны три группыметодов, с помощью которых можноразрабатывать проекты и обучать проектированию.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные
решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получитьпринципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерированияидей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпебез предварительной критики и обсуждения;
запись «выданных» идей;
поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод
«мозговой осады», включающий этапы:
предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
фиксация идей:
- анализ и оценка каждой идеи;
- отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз квыявленной проблеме, поиску образного представления проблемной
ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром
постановки задач. Это «наводящая задача-аналог», «изменение
формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение
функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта
посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и
«улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный
метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального
формирования проектировочных умений (например, в работе с младшимишкольниками).
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении
границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного
проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и
определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов»позволяет упорядочить поиск
вариантов решения проблемы. Такими вопросами могут быть:
- Почему данную проблему нужно решать?
- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
- Какие средства для этого необходимы?
- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.
Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?»,
применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы
или «веера» проблем.
Приведем пример использования приема «Пять почему?»
Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.
1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу отдействительности.
2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают
интересный досуг.
3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных
форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.
4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебно-
воспитательного процесса является обученность и учебные достижения
учащихся, не используют новые формы организации свободноговремени учащихся.
5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм
организации досуговой деятельности школьников (организоватьповышение квалификации, стимулировать применение инноваций ввоспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.
Метод «перечень недостатков»можно применять для описания
проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции»направлен на описание всех
функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования.
К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое
комбинирование», антропотехника».
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих
решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого
метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и
постепенно доводится до получения проектного замысла.
Метод «ассоциации»связан с извлечением ассоциаций из разных идей
по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного
мышления школьников.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии
изменения структуры, содержания, оформления, представления.
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы
первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.
Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств
проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определенииусловий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальныйкомфорт для целевой группы проекта.
Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, спомощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты.
Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой
деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностьюпроекта.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Цели школьного образования,которые ставят государство,общество,семья- это приобретение современных знаний,раскрытие и развитие способностей ребенка,создание условий для формирования самостоятельной личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает,что процесс обучения проходит эффективнее в том случае,если ученик проявляет познавательную активность. Она необходима для того,чтобы ученик смог раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Поэтому требуются эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения.
Лабораторные и практические работы существенным образом влияют на цель обучения, увеличивают степень самостоятельности ученического труда, развивают способность работать с источником знаний. Однако увеличение практических работ невозможно из-за малого количества часов в учебном плане. Одним вариантом решения проблемы стало внедрение проектной деятельности на уроках биологии для учащихся 5-8 классов. Проектная деятельность направляет учащихся на достижение общего высоко результата. Моя роль, как учителя биологии весьма значительна, хотя основную работу все же учащиеся выполняют самостоятельно. Помощь учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь учащимся найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать проект.
Выбранная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и, особенно, практического применения в школе. Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Актуальность на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Опыт моей работы основан на научных выводах педагогики,а также методики преподавания биологии в школе. Основой метода проекта является положение о направленности учебно-познавательной деятельности школьников, учащихся на результат который получается в интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы.
Традиционные методы обучения уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях. Упор делается не на пассивное заучивание информации, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта.
3.4. Результативность педагогического опыта.
Биология - это проблемы экологического кризиса, резкого роста числа заболеваний, исчезновения малых и больших биотопов с их обитателями, загрязнение акваторий. Современный человек, независимо от того, какой вид деятельности предпочтет для себя в будущем, должен уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде. Он должен обладать экологической культурой и прекрасно ориентироваться не только в биологической, но и в пограничных с ней областях знаний. Участие учащихся в исследовательских и проектных конкурсах.
Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами различных эколого-биологических конкурсов.
2014-2015 учебный год: призёр краевого экологического фотоконкурса в номинации «70-летие Победы в ВОВ», учащийся 7 класса Николаенко Константин.
2014-2015 учебный год: призёр муниципального этапа краевого смотра- конкурса «Зеркало природы», учащийся 2 класса Самойленко Роман.
2014-2015 учебный год:призёр муниципального этапа краевой экологической акции «Птицы Кубани», учащийся 5 класса Айрапетян Сурен.
Результаты свидетельствуют и о том, что творческая активность и повышения качества обучения зависит как со стороны учителя,так и со стороны учащихся. Существует множество методов, которые можно использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, побудить их к активной учебной деятельности, а также умение самостоятельно приобретать новые знания.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Метод проектов дал для меня высокую мотивацию к обучению. Внедрение этого метода .Новизна моего опыта заключается в том, что он даёт возможность результативного проектирования учебного процессана уроках биологии.
Цель моей педагогической деятельности это использование разнообразных методов проекта, предполагающие совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
определение проблемы ,а также выдвижение гипотез их решения ;
обсуждение методов исследования;
определение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Таким образом основной моей задачей является- научить учащихся самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
В практику учителей биологии сейчас, наряду с традиционной методикой, входят методы активного обучения: ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод проектов, интерактивные, и многие другие.Метод проектов, имеющий богатый творческий потенциал, является одним из примеров педагогической технологии, которая «означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических технологий. В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийного образования, проводим мультимедиа уроки, применяем анимационные модели в обучении, метод учебного проекта для раскрытия творческого потенциала школьников, их индивидуальности.
3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
При введении проектных методик на уроках биологии перед учащимися ставятся такие задачи:
определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;
подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;
подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивая логическую систему доказательств;
презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, а для этого сам педагог «должен быть искусный педагог, что его искусство преподавания велико».
Вывод:
Благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей.
Проектная методика предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.
СписокиспользуемойлитературыГузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя.
Приложение
Урок биологии 5 класс.
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5-9класс. Автор программы: И.В. Константинова. Раздел. Живой организм : строение и изучение.
Тема: Великие естествоиспытатели.
Тип урока: Урок решения проектных задач
Цель урока:
Сформировать у учащихся понятие о роли естествоиспытателей и их открытий в биологии.
Задачи урока:
Образовательная: создать яркое образно-конкретное представление об эпохе великих биологических открытий, обеспечить усвоение основных единиц знаний изучаемой темы, подвести учащихся к пониманию значения биологических открытий.
Развивающая: развивать коммуникативную культуру, умение работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других; развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроках ситуации удивления, радости, занимательности (парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства учащихся. Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных межличностных отношений, патриотическому воспитанию; воспитывать уважение к историческому прошлому человечества.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, фотографии великих естествоиспытателей
Планируемые результаты: Мини-проекты о великих учёных изучающих природу.
Формы работы: Групповая.
Этап урока Ход урока Формируемые метапредметные результаты Формируемые УУД
ОргмоментПредлагаю классу организовать музей о великих естествоиспытателях и разбиться по группам. Для координации деятельности выбрать старшего научного сотрудника Коммуникативные: слушать и понимать речь.
Постановка проблемы Нас следующий урок к нам придут первые посетители музея. Нам прислали критерии по которым должен выглядеть каждый музей. Я как директор музея даю вам задание: за 20 минут изучить выбранного вами учёного. Все группы получают оценки за свои мини-проекты. Планирование Пакет документов которая получает каждая группа:
-план работы;
-иллюстрированный материал.
План работы:
1.выбрать естествоиспытателя;
2.разработать памятку о его достижениях;
3.рассказать о великих естествоиспытателях, используя фотографии и иллюстрации.
Умения -самостоятельно планировать пути достижения целей; -соотносить свои действия с планируемыми результатами; -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
- Познавательные (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера); - Регулятивные планирование; -Регулятивные прогнозирование (предвосхищение результата)
Исследование Группы работают по плану: разрабатывая свой собственный продукт. Умения:
- строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
Регулятивные - целеполагание, - прогнозирование, - контроль, - коррекция, - саморегуляция; коммуникативные; Познавательные.
ФизминуткаРаз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре!- руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.(Движения в соответствии с текстом) Представление мини-проектов
Каждая группа представляет свой мини-проект. На интерактивной доске дублируются фотографии естетсвоиспытателей. Учащиеся задают вопросы, отвечают на них.
-Владение устной и письменной речью; -Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные саморегуляция; Коммуникативные; Познавательные.
Рефлексия
Каждая группа заполняет таблицу рефлексии: соответствовал ли их мини-проект критериям, заявленным учителем (+, если соответствовал, - не соответствовал). Листок рефлексии, памятка о достижениях учёных сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки. Проводится конкурс насамый интересныйпроект о великих естествоиспытателях, для этого на заранее выданных листочках каждый ученик указывает наиболее понравившийся мини-проект, кроме своего. Учитель подсчитывает результаты уроке поощряет победителей (отметкой или записью в дневники и т.д.)
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные контроля и оценки, самооценки, коммуникативные
Итог урока Отметить степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценить работу учащихся во время урока, прокомментировать оценки.
Домашнее задание: стр 47-49(учебник)
р.т. стр 24-25