Разработка карты урока для 5 класса по теме Декоративно-прикладное изделие для кухни


Паринова И.В. учитель технологии ВКК МБОУ «Лицей №9» г. Воронеж
Разработка карты урока
Класс: 5 класс
Модуль программы: Художественные ремёсла
Тема урока: Декоративно-прикладное изделие для кухни..Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока:
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства, и запуску нового творческого проекта раздела «Художественные ремёсла»
Задачи урока:
Образовательные :Обеспечить ознакомление обучающихся с содержанием раздела «Художественные ремёсла» в 5 классе. Представить для ознакомления вышивки и лоскутные изделия из банка творческих проектов учащихся 5 классов.
Обеспечить приобретения знания о понятии декоративно-прикладного искусства.
Обеспечить возможность расширения знаний о видах декоративно-прикладного искусства России, Воронежского края и ведущих мастеров, работающих в различных техниках декоративно-прикладного искусства.
Способствовать формированию представления о старинных традициях и связанных с ними предметах декоративно- прикладного искусства. (Костюм Воронежской губернии, предметы быта, кружева, вышитые орнаменты и обереги…)
Развивающие:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать и сравнивать и выделять главные и ключевые характеристики различных видов изделий различных промыслов, цветовые сочетания, особенности росписи и украшения изделий и т.д.)
Способствовать развитию элементов творческой деятельности с опорой на опыт и традиции и культуру мастеров декоративно-прикладного творчества. России.
Способствовать бережному отношении. к культуре и традициям своего края, её сохранению,
Воспитывающие:
Способствовать формированию и развитию патриотической культуры и гордости за культурные богатства и национальные традиции своей страны и своего края.
Способствовать воспитанию правильного отношения к культурному наследию мастеров декоративно-прикладного творчества России и своего Воронежского края.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база - Материалы ЭОР, ПКс выходом в сеть интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.
2.. Дидактическое обеспечение – Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе, образцы вышивок, лоскутных изделий, Русский национальный костюм Воронежской губернии. Дополнительная литература, подборка фотографий промыслов России.
Планируемые результаты:
Ученик научиться: определять вид декоративно-прикладного искусства, и определят художественные средства выразительности при выполнении изделий основных промыслов России, костюма Воронежской губернии . Планировать и выполнять проект по созданию изделия в лоскутной технике шитья для кухни.
Ученик получит возможность научиться: сравнивать. анализировать и использовать символы и цветовое сочетание при создании орнаментов в изделиях декоративно-прикладного творчества, в вышивке, создания изделий из лоскута. Организовывать и осуществлять проектную деятельность по созданию изделия для кухни в лоскутной технике. планировать работу. организовывать исследовательскую деятельность, проводить технологический процесс. давать экономическую и экологическую оценку.
Формируемые УУД:
Предметные –
Сравнивать, анализировать и различать вид народных промыслов России и Воронежского края
Составлять план работы над творческим проектом по созданию лоскутного изделия для кухни.
Создавать орнаменты и рисунки, опираясь на историю и опыт мастеров и изделий народных промыслов.
Планировать и выполнять технологию проекта по созданию изделия для кухни в лоскутной технике.
Личностные –
Формирование мотивации к самообразованию, самомотивации изучения темы,
Формирование активной патриотической и гражданской позиции и патриотических чувств,
реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности.
Метапредметные -
Познавательные: совершенствовать умения сопоставления анализа и сравнения объектов и определения особенностей в разных изделиях строить цепочку логических рассуждений, выделять ключевые особенности оформления , применяемых материалов, отделки и в конечном итоге делать выводы, и аргументировать их. Формирование и развитие патриотической культуры и гордости за культурные богатства и национальные традиции своей страны
Регулятивные: совершенствовать умения самостоятельно определять цели обучения. формулировать задачи в учебном процессе и познавательной деятельности. развивать волевую регуляцию и интерес к познавательной деятельности. Умения проводить рефлексию урока (оценивать результат и давать самооценку своей работы)
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и осуществлять совместную деятельность с учителем и своими товарищами, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Развивать умения использовать речевые средства. исходя из задач коммуникации на уроке. Формирование культуры речи .Межпредметные связи: история-география-МХК.- искусство(ИЗО)
Сценарий урока:
Этапы урока Задачи Ход урока Деятельность
обучающихся Деятельность
учителя Формируемые УУД
Мотивационно-целевой
этап
1.
Организационный этап Настроить обучающихся на учебную деятельность. Создать условия для мотивации учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс. приветствие
дежурный озвучивает отсутствующих учащихся
заполнение классного журнала
Пройти и проверить наличие рабочих тетрадей. учебников и полной готовности класса к уроку.
-эмоциональный настрой на урок
активное слушание учителя
выдвижение предположений о теме урока
- слушание собеседника
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
- формулирование собственных ожиданий
- построение понятных для
собеседника высказываний
2.
Постановка целей и задач урока Подвести обучающихся к осознанию целей и задач урока
Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Обратить внимание обучающихся на небольшую выставку, подготовленную заранее. где представить небольшие изделия декоративно-прикладного творчества (резьба по дереву. керамика, изделия из кружева , роспись по дереву) можно заменить рисунками хохломской, гжель и т.п. И рядом представить небольшую выставку работ, выполненных в лоскутной технике.
Вопросы обучающимся:
1.Как вы думаете, что объединяет все эти представленные изделия?
2. Что за вид искусства они представляют?
3. Какие направления этого искусства представлены в этой выставке?
4. И так тема нашего урока…..
5. Какие задачи мы будем решать на этом уроке? Самостоятельное определение темы урока.
Активное слушание собеседников. Отвечают на вопросы, дискутируют, формулируют цель и задачи урока самостоятельно. В процессе беседы и наводящих вопросов подвести обучающихся к формулированию темы и задач урока. - волевая саморегуляция, прогнозирование
- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
- учитывать позицию других людей
- слушать и выступать
- принимать решения
3. Актуализация знаний Организовать актуализацию изученных способов действий для изложения новых знаний,
Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний, организовать фиксацию затруднений. Ответить на вопросы:
1. Какой этап работы мы завершили на предыдущем занятии? (Защита проектов по теме изготовление изделий из текстильных материалов)
2. Какие этапы мы проходили при работе над проектом по изготовлению фартука? (Исследовательско-поисковый, технологический, заключительный)
3. Давайте расшифруем, что мы делали на каждом этапе работы…..
Запуск нового проекта по разделу художественные ремёсла
Организация задания на повторение
Разгадай кроссворд и определи ключевое слово (ЛОСКУТ) .
На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься в процессе работы над проектным изделием для кухни..1.Шаблон для раскроя деталей изделий.
2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.
3. Нить, проходящая вдоль ткани.
4. Рисунок материала, созданный природой.
5. Нить, проходящая поперёк ткани.
6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.
7. Внешнее строение поверхности материала.
8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.

Объяснение, какие виды изделий могут стать творческим проектом. Продемонстрировать модели лоскутных изделий, продемонстрировать эскизы моделей на листах бумаги и в графическом редакторе на компьютере.
Объяснение обучающимся, , что для выполнения проекта по лоскутной технике необходимо ознакомиться с основами композиции, изучит основы цветоведения. Взаимодействие с учителем во время опроса.
Участие в коллективном обсуждении, обсуждение проблем, принятие решений Организация эвристической беседы, заслушивает ответы .демонстрирует изделия и варианты эскизов
Фиксирование затруднений по этапам работы над проектом, и какие знания при этом необходимо освоить. Проявление технико-технологического и экономического мышления.
Формирование умения слушать и вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Формирование умения находить ответы на вопросы
Построение логической цепочки рассуждения Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план работы над проектами)
Практический этап 4.
Первичное усвоение новых знаний организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала
организовать фиксацию преодоления затруднения Объяснение обучающимся понятия декоративно-прикладного творчества
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца
Как возникают промыслы? Мастера, живя в одной местности, занимаясь одним видом художественного ремесла, стали создавать изделия не для собственных нужд, а для рынка, стали объединяться, чтобы легче было работать.
Провести виртуальную экскурсию в музей декоративно-прикладного творчества
http://vmdpni.ru/virtual/?lang=ru виртуальный музей народно-прикладного творчества
В процессе экскурсии останавливать и заострять внимание на различных видах декоративно-прикладного искусства, с их определёнными символическими значениями. цветовыми особенностями, рисунками и орнаментами.
За каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей, в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы.
Какую символику, применяемую в народном искусстве, знаете?
(Солнце в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; Древо Жизни, символизирующее вечное нескончаемое произрастание плодов земных; Мать - Сыра Земля в образе женщины).
Рассказать и продемонстрировать костюм Воронежской губернии и его особенностях вышивки и рисунка домотканого полотна панёвы.
Рассказать и продемонстрировать фото масторов народно-прикладного творчества Воронежской области.
Вопрос обучающимся:
Какие народные праздники вы знаете?
Рассказать о народных традициях или событиях в жизни людей и связанных с этим предметах декоративного искусства. (Вышивка орнаментов на элементах народных костюмов как необычный оберег человека. игрушки из соломы и традиционный праздник проводов зимы, масленичные гуляния…) Активное слушание учителя, активизация имеющихся знаний.
Активное погружение в тему урока и участие в беседе, заслушивать вопросы учителя и высказывание различных вариантов по предъявленной проблеме. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Активное взаимодействие с учителем во время беседы и опроса.
Контроль за правильными ответами обучающихсяРассказ по теме урока о понятии декоративно-прикладного творчества. его многогранности. видах и их особенностях.
Объяснение строится с опорой на личные знания обучающихся.
Организация эвристической беседы по видам декоративно- прикладного творчества, во время виртуальной экскурсии по музею, по наиболее известным видам художественных промыслов России.
Демонстрация. применяемых в декоративно-прикладном творчестве символов при создании орнаментов и текстур, показ народных костюмов Воронежской губернии и рассказ о символичном узоре чёрно0красных клеток на рисунке домотканой панёвыОрганизация беседы по видам народных праздников и какие предметы декоративного творчества при этом используются. Формирование умения учиться и высказывать свои предположения на основе работ с ЭОР, Формулировать свои мысли в устной форе. Развитие умения строить простые рассуждения. получать информацию из представленных объектов (рисунков, экспонатов и т.п.).
Формирование умений слушать высказывания своих товарищей. вести диалог, смело высказывать свои предположения на поставленные вопросы, не боясь ошибиться.
5.
Первичная проверка понимания Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую понимание обучающимися изложенного материала. фиксация затруднений Вопрос обучающимся:
Посмотрите на подборку фотографий на доске и перечислите. какие из них будут относиться к изделиям декоративно-прикладного творчества и объясните почему.
Какие из представленных изделий наиболее известны и какие выразительные средства (цветовое решение. орнамент. особенности росписи или др) характеризуют их? Осмысление поставленной задачи по теме. сравнение и анализ представленных объектов. Построение высказываний и активное слушание и участие в беседе. Организация осмысления темы и основных вопросов. подлежащих усвоению.
Демонстрация объектов и организация эвристической беседы и фиксация затруднения. Формирование умения сравнивать и анализировать, строить речевые высказывания и аргументировать их. Формирование умения слушать и слышать собеседника
ФИЗКУЛЬМИНУТКА 6.
Первичное закрепление нового материала
Самостоятельная работа зафиксировать алгоритм выполнения
- организовать усвоение учащимися нового материала По результатам виртуальной экскурсии и показанных фотографий выполнить задание в рабочих тетрадях:
Выполнить зарисовку элементов росписи в стиле Гжели и Хохломской росписи. Отобразить орнамент или элемент росписи. отражающий нашу Воронежскую губернию. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях, самоконтроль выполнения задания. Восприятие. осмысление и запоминание учебного материала. Организовать деятельность по выполнению работы в рабочих тетрадях, фиксация затруднения, коррекция. Предупреждение о возможных затруднениях. Применение на практике полученных знаний. планирование своих действий исходя из поставленной задачи.
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок Организация самостоятельной работы, выявление допущенных ошибок и ситуацией успеха по её результатам Ребята давайте посмотрим и обсудим, как вы справились с поставленной задачей?
Какие цветовые сочетания характерны для таких промыслов как Гжель и Хохлома?
А почему Хохломскую роспись ещё называют «Золотая хохлома»?
Какие основные цвета использовались при выполнении вышивки или орнаментов в костюме Воронежской губернии. что они символизировали?
Покажите какие символы вы использовали при составлении своих орнаментов. что они означали? Активное включение в процесс беседы и обсуждения выполненного творческого задания. высказывание и дополнение ответов своих товарищей. Организация активного .доброжелательного обсуждения по итогам выполненного задания. обращение к классу по поводу дополнить, исправить или уточнить ответы. Формирование строить речевые высказывания, слушать собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и товарищами. Применение на практике и повторение нового материала.
Рефлексивно- оценочный этап 8. .
Информация о домашнем задании включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новых знаний в практической работе Прочитать параграф 24 и ответить на вопросы.
Выполнить рисунок лоскутного изделия или на компьютере в графическом редакторе или в тетради с использованием учебника. Творческая переработка изученной информации, поиск информации и использование компьютера и сети интернет для выполнения задания Провести инструктаж по выполнению домашнего задания и настрой обучающихся на следующий урок с сообщение темы . которую они будут изучать. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. умения в поиске и выделении нужной информации.
9. Рефлексия организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
оорганизовать проведение самооценки учениками работы на уроке
- по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности - рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
Ответить на вопросы:
Что нового я узнала на уроке?
Какие затруднения были в усвоении материала?
Что бы я хотела ещё узнать по изученной теме?
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
Организация беседы по итогам урока, в доброжелательной форме провести самоанализ обучающимися итогов проведённого урока. формирование умений полно и точно выражать свои мысли
- внутренняя позиция школьника
Самооценка на основе критерия успешности
- эмпатия- адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС В настоящее время произошли серьёзные изменения в сфере образования. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
Представленный урок является вводным уроком раздела «Художественные ремёсла». Учащиеся уже выполнили проект по созданию изделия из текстильных материалов и знают алгоритм работы над проектом. Имеют навыки ручной работы и работы на швейной машине. Чтобы интерес не пропал, мотивация великая сила, я предлагаю обучающимся сделать самостоятельно выбор своей работы, уровень её сложности. Провести исследование, изготовить по своему вкусу, но с применением правильных изученных технологий. Таким образом, усвоив определённый багаж знаний, учащиеся овладели и определённым набором действий.
Приступая к изучению нового раздела. я опираюсь на этот набор знаний и умений я как учитель, стремящийся воплощать идеи, заложенные в ФГОС, использую системно-деятельностный подход в обучении и строю занятия таким образом , что учащиеся опираясь на свой личный опыт и полученные знания и умения, используют их в своей дальнейшей работе над следующим проектом, закрепляя и совершенствуя этот опыт, и в то же время, добавляя новые знания по направлению декоративного творчества. Занятия проводятся в увлекательной, доброжелательной атмосфере, смена методов работы с обучающимися. использование наглядности. ЭОР, беседы и рассказа будет поддерживать живой интерес и желание узнавать что-то новое, и стремиться учиться самому.
Ресурсы, оборудование и материалы ПКс выходом в сеть интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку с подборкой фото материала изделий народно-прикладного творчества и мастеров народных промыслов Воронежской области. Выставка изделий проектных работ учащихся по лоскутной технике.
Список учебной и дополнительной литературы Учебник для учащихся - Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2012
Мастера художественных ремёсел Воронежской области /Сост.Н.П. Красикова, Е.Г. Матвеева, - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2004, - 96 с.
Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Вороненжского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова, - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2003, - 120 с.
Ссылки на использованные интернет- ресурсы http://vmdpni.ru/virtual/?lang=ru виртуальный музей народно-прикладного творчества
Народные промыслы России - https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_народные_промыслы
Промыслы Воронежской области - http://www.okrae.odbvrn.ru/khudozhestvennye-promysly-voronezhskoi-oblasti
Народные мастера Воронежской области - http://www.vrnfolk.ru/index.php?id=88&Itemid=136&option=com_content&view=category
Дидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ Рабочая тетрадь Н.В. Синица , Н.А. Бугаева « Технология. Технологии ведения дома:. 5 класс общеобразовательных учреждений» (М.: Вентана-Графф) 2012г.
Пособия для учителя:
Технология: Технология ведения дома: 5 класс методическое пособие/Н.В. Синица.- М.:Вентана-Графф.2013
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанов – 2-е изд. – М. : Просвящение . 2011.(работаем по новым стандартам.)
Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М. : Планета. 2011. (Современная школа)
Используемые педагогические технологии, методы и приемы В процессе проведения урока используются следующие виды технологий:
- технологии саморазвития личности, с построением учебного процесса таким образом, чтобы учитывать личностную организацию своих учеников их способности и строить свой урок с учётом гармоничного взаимодействия всех обучающихся в классе. в доброжелательной дружественной обстановке.
- информационно-коммуникативные и технология – конструирование урока строиться на основе использования информационно-технологических средств, на уроке используется интерактивная доска или проектор с экраном, компьютер, с выходом в сеть интернет, для совершения интерактивной экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства, готовиться презентация к уроку.
- технологии проектной деятельности. – при запуске нового проекта учитель организует деятельность таким образом, чтобы выступать как консультант, а учащиеся сами выбирали пути решения поставленных задач с использованием различных источников информации. материалы и способы деятельности.
Методы и приёмы работы:
Рассказ. объяснение, эвристическая беседа. наглядные методы – демонстрация работ, костюмов…
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений При построении урока следует учитывать , что использование интерактивной доски для учащихся 5 класса совокупно в течении урока должно быть не более 15 мин и построение урока строиться таким образом. чтобы учебный материал и применяемые методики разумно чередовать с эвристической беседой, демонстрацией изделий и т.п.
Дополнительная необходимая информация Данный урок строиться с использованием информационных технологий. и виртуальной экскурсии в музей декоративно- прикладного творчества. Но не все имеют выход в сеть интернет и это можно заменить. подготовив презентацию, как экскурсию в центры народных промыслов по России. выполнит подборку фотографий и изделий различных видов декоративно-прикладного творчества