Конспект урока по труду Работа с глиной.Филимоновская игрушка

Конспект урока по труду.
Тема урока: «Работа с глиной». «Филимоновская игрушка».

Цель занятия: создание условий для развития  детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
Задачи занятия:
Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, с его характерными особенностями (материал, форма, цвет).
Развивать практические навыки работы с глиной из целого куска, при создании монолитной формы филимоновской игрушки, используя приемы: вдавливания, вытягивания, сглаживания.
Воспитывать у детей интерес к народной глиняной игрушке, стремление создавать ее своими руками.

Оборудование для учащихся:
глина
доска для лепки
стека
салфетка
баночка для воды
фартук
нарукавники

Оборудование для учителя:
филимоновские игрушки
плакаты «Филимоновская игрушка»
презентация «Филимоновская игрушка»

План занятия (45 мин):

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку ( 3-5 мин.)
Теоретическая часть:
а) изучение нового материала; беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в деревне Филимоново; б)демонстрация филимоновских игрушек, плакатов, презентации (10-15 мин.)
3. Практическая часть: создание монолитной формы игрушки из целого куска глины (15-20 мин.)
4. Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.)


Ход занятия:

-Здравствуйте, уважаемые гости!
-Здравствуйте, ребята! Заметили, сколько красивых игрушек вокруг? (На расписном подносе и украшенном вышивкой полотенце демонстрируются разные по форме и цвету филимоновские игрушки). Это еще не все сюрпризы, которые я для вас приготовила. Пришла я к вам не с пустыми руками (показываю глиняный горшок).
-Догадайтесь, что в горшке? (Ответы детей).
-Принесла я вам игрушки – свистульки (показываю удмуртские, дымковские свистульки).
Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, ее называли в разных местах - сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем (У доски демонстрационный материал). Но тогда свистулька вовсе не была детской забавой, а использовалась нашими предками как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Наши предки верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала просто игрушкой. У каждой свистульки своя мелодия. (Дети 1-2 мин. слушают мелодию каждой свистульки, затем свистят все вместе).
-Посмотрите на эту забавную игрушку, она тоже свистулька (демонстрация игрушки). За яркую роспись ее называют «маленькой радугой» или «солнышком». Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Вопрос: Догадались о какой игрушке я хочу вам рассказать?
А сейчас я научу вас лепить филимоновскую игрушку.
Слайд 1. «Карта Тульской области».
Стоит деревня Филимоново в красивейшем месте на высоком берегу реки Упы, недалеко от старинного города Одоева. По преданию, основателем деревни был гончар Филимон. Именно он обнаружил в этой местности залежи отличной глины, и стал лепить из нее горшки, да игрушки. А место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. С тех пор и повелось здесь «глиняное дело».
Вопрос: Легче слепить горшок или игрушку? (Ответы детей). Кто в деревне лепил горшки, а кто игрушки?
Ответ: Легче слепить игрушку, чем горшок. Гончарами в деревне всегда были мужчины, а вот женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их «свистулешницами». Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет.
Вопрос: В какое время года удавалось слепить больше всего игрушек?
Ответ: Зимой работали, лепили в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали.
Вопрос: Где продавали игрушки? Что такое ярмарка?
Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и других ближайших уездных городах. Свистульки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было изготовить их очень много. Вот и трудились женщины, не покладая рук, но работали быстро – иной раз по сотне свистушек за день лепили.
Слайд 2. «Филимоновские игрушки».
Вопрос: Какие еще игрушки лепили мастерицы?
Ответ: из птиц – курочек, петушков; из животных – коров, оленей, лошадок, козликов; барынь, крестьянок, танцующие пары, наездников на лошадях.
Вопрос: Кто такой кавалер? (предложить словарь).
Ответ: Кавалер - это мужчина, который сопровождает и развлекает даму в гостях, на прогулке и т.п., а также танцует с ней в паре.
Вопрос: Кого называли барыней? (предложить словарь).
Ответ: Барыня – это женщина, живущая в богатстве и не привыкшая к труду.
Все филимоновские игрушки были свистульками, даже барыни и кавалеры. Свисток находился в хвосте зверей и птиц, которых они держали в руках.
-Много вы уже узнали про филимоновскую игрушку, давайте отдохнем. Во время игры прозвучит подсказка о той игрушке, которую будем лепить.
Физкультминутка. «Муха строит новый дом».
Ох, - ох, - что за гром? (Руки к щекам, наклоны в стороны).
Муха строит новый дом. (Движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук, (Хлопки руками).
Помогать идет петух. (Шаги с наклонами в стороны).
Плечики расправьте, голову держите прямо, петушок не может петь, если не вытянет шею. Покажите, какой важной походкой он шагает по двору и кричит: «Ку- ка - ре- ку!».
Итак, все филимоновские игрушки были свистульками. Но не только свистом была приметна деревенская игрушка, удивляла она и своей необычной вытянутой формой. Связано это было с особыми свойствами местной глины, называемой «синикой» (слово на доске).
Слайд 3. « Филимоновские игрушки до обжига».
На редкость пластичная и жирная, иссиня – черного цвета, глина отлично мялась и позволяла вытягивать фигурку целиком, а не лепить ее по частям. При сушке глина быстро покрывалась трещинками, ее приходилось постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище игрушки. И так несколько раз, пока игрушка совсем «не замрет». В результате и появлялись вот такие вытянутые фигурки, немного похожие на жирафов.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы игрушка стала крепкой?
Ответ: Нужно ее обжечь в печи.
Обжиг игрушки – дело особое, «и на это нужно свое мастерство иметь». Много было в деревне гончаров, но готовые изделия всегда обжигали специальные мастера «обжогщики» (слово на доске), ведь от качества обжига зависела вся многодневная зимняя работа. Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных печах, они назывались горнами.
Слайд 4. « Печи - горны».
Горны для обжига устраивали обычно на склонах оврагов. Они имели круглую форму, были широкими, глубокими, а под ними располагалась печь с топкой. Печь закладывали березовыми дровами, почему? (Ответы детей). В горн плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. До глубокой ночи горели могучие костры, горшки и игрушки раскалялись в печи сначала докрасна, потом добела, сильнее раскалить их уже было нельзя. Даже есть такое выражение: « Довел до белого каления!».
Вопрос: Что оно означает?
Ответ: Что человек рассержен до крайней степени, сильнее его рассердить невозможно.
Слайд 5. «Филимоновские игрушки после обжига».
При обжиге филимоновская «синика» менялась, она теряла природную серую окраску, становилась твердой как камень и белой. Белыми свистульки казались еще богаче, но сказочной и оригинальной игрушку делала роспись.
Слайд 6. «Филимоновский петушок».
«Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна три раза родиться» - говорили филимоновские мастерицы. «Первый раз игрушка рождается, когда ее вылепят. Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь - так она рождается во второй раз. Потом игрушку раскрашивают – это ее третье рождение».
-Прежде чем лепить игрушку, давайте отдохнем. Догадались, какую филимоновскую игрушку мы будем лепить? ( Подсказка в игре «Петушок»)
Практическая часть занятия:
Глиняная игрушка «Филимоновский петушок».
Лепка монолитной фигурки петушка из целого куска глины.
Вопрос: Какие инструменты нам понадобятся?
Ответ: Стеки.
Филимоновские мастерицы использовали в работе палочку - «пичужку» для изготовления свистка. Но главным инструментом при лепке всегда оставались руки.
Пальчиковая гимнастика.

Глину в ручки возьмем
И немножечко помнем,
А потом, петушка лепить начнем.

Этапы лепки филимоновского петушка:
берем кусок хорошо подготовленной глины размером с куриное яйцо и катаем плотный шар, чтобы внутри не осталось пустот;
большим пальцем правой руки из половинки шара вытягиваем ножку и делаем грибок;
разделяем шляпку грибка на две части: из одной будем делать хвостик, из другой выйдет шея и голова;
затем прищипываем носик, гребешок, бородку;
прокалываем «пичужкой» глазки с одной и другой стороны;
снизу, через подставку, вглубь на 1-2 см делаем отверстие для того, чтобы игрушка хорошо просохла;
в завершении, ставим авторский знак, игрушка готова.
Выставка работ. Размещение вылепленных игрушек в единую композицию.
Каждая игрушка оригинальна: один петушок важный, другой задиристый, третий голосистый.
Ходит князь по двору, Придирается ко всему. Двойная бородка, Царская походка, Набок колпачок, Рябенький сюртучок. Раньше всех он встаёт, Громко песенки поёт.
(Петушок).
Вопрос: Почему у петушка не сделали в хвосте свисток?
Ответ: Петушок своим криком может прогнать темные силы.
Итог занятия.
Давайте вместе посвистим,
Назло всем темным силам.
И будет солнце на Руси,
А человек счастливым.
(Угощение «Петушок на палочке»).
(Дети свистят в свистульки).


Заголовок 115