Использован7ие метода проектов на уроках иностранного языка и во внеаудиторной работе
Использование метода проектов на уроках иностранного языка и во внеаудиторной работе
Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности обучающегося на уроке. А с другой стороны, преподавателю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в аудиторию, включить обучающегося в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в ходе занятий реальный процесс вхождения в культуру.
В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» (Полат Е.С.). Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность проявить их самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В нашей стране метод проектов начал впервые внедрять в образование выдающийся русский педагог П. Ф. Каптеров. В последующие годы метод получил развитие в работах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, К. П. Ягодского. Осуществление выдвинутой в 20-е годы прошлого века идеи «связать обучение с жизнью» требовала методов обучения, реализующих принцип «обучение через дело». Одним из таких методов стал метод проектов. В последние годы метод учебных проектов стал предметом исследования многих дидактов и методистов (Н. Г. Алексеева, М. Ю. Бухаркина, В. В. Гузеева, Т. Б. Захарова, Т. В. Куклина, В. Р. Лещинер, В. В. Николина, Е. С. Полат, В. И. Слободчиков, А. Ю. Уваров, И. Д. Чечель и др.).
Проблемному методу много внимания уделялось ив отечественной дидактике/М.И.Махмутов, И.Я.Лернер/. Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов, так как он не был технологически проработан. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое, а главное, правильное применение на практике. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика с одной стороны, а с другой разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Данные выкладки могут касаться практически каждого предмета учебной программы. Каковы же особенности предмета «Иностранный язык», которые делают целесообразным обращение к методу проектов?
Прежде всего, преподаватель иностранного языка обучает способам речевой деятельности. В связи с этим мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения, которая может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах общеобразовательных учреждений является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, как средство межкультурного взаимодействия/Н.Д.Гальскова/. Язык - элемент культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры. Речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Отсюда следуют методические выводы:
Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию, необходима активная устная практика для каждого обучающегося группы.
Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, чтобы они акцентировали внимание на содержании своего высказывания, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей.
Необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в практическое познание особенностей функционирования языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся. Вот почему целесообразно обращение к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Наш предмет вносит существенную лепту в общее развитие обучающегося.
Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Данный метод может достаточно широко использоваться на любой степени обучения.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.Использование этой технологии позволяет:
– затрагивать личность обучающегося целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
– делать обучающегося активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;
– создавать такие ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; обучающиеся должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции преподавателя, делая его наблюдателем, консультантом и участником общей работы;
– постепенно научить обучающегося работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
– предусматривать все возможные формы работы на уроке и вне его: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество обучающихся.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранного языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.
Для успешной работы необходимо соблюдать этапы работы над проектом.
I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1. Планирование преподавателем проекта в рамках тем программы.
2. Выдвижение идеи преподавателем на уроке.
3. Обсуждение идеи обучающимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.
II. Организация работы:
1. Формирование микрогрупп.
2. Распределение задания в микрогруппах.
3. Практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.III. Завершающий этап:
1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).
2. Обсуждение способов оформления проекта.
3. Презентация результатов проекта всей группе.
4. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок. Оценку следует выставлять за проект в целом:
- за лингвистическую правильность;
- за многоплановость характера проекта;
- за уровень проявленного творчества;
за четкость и эстетику презентации.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.Деятельность обучающихся при работе над проектом основывается на сочетании индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе сотрудничества, где они учатся планировать совместную деятельность. Это способствует развитию социальных и организаторских умений обучающихся, умению работать в «команде». Вполне очевидно, что при выполнении проектов качественно меняется роль преподавателя. Он – не транслятор готовых знаний, а соучастник педагогического процесса. Он становится помощником, консультантом, координатором самостоятельной работы обучающихся. Разумеется, эта работа нуждается в поэтапном контроле и оценке.
Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку (рефлексия). Подводятся итоги совместной работы обучающихся, дается качественная оценка проделанной работе. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивается умение правильно оценивать себя и других.
В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:1. Организационный;2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;3. Обсуждение методических аспектов и организация работы обучающихся;4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов;5. Работа над проектом;6. Подведение итогов, оформление результатов;7. Презентация проекта.
Формы проектов:
1) мини проект (от 30 минут до 4 уроков);
2) краткосрочный (до 1 месяца);
3) средней продолжительности (от 2 месяцев до полугода);
4) долгосрочный (от полугода до года).
По предметам:
1.монопредметные;
2.межпредметные;
По количеству участников:
1.индивидуальные;
2.парные;
3.групповые.
Фазы проектной деятельности:
подготовка ― нахождение идей, гипотез, вопросов, которые нужно решить. Определение содержания (что известно, а что нужно узнать);
2) планирование ― участники проекта составляют некий вопросник (что нужно ― какая литература, учреждение, интернет и прочие источники. Кто может помочь ответить на вопросы?
Какие технические средства нужны (камера, фотоаппарат) и где их взять ?Какие методы исследования можно использовать (анкета, интервью)? Выбрать форму презентации ― в форме чего будет выход;
3) аналитическая работа ― поиск адресов источников, библиотек; установление временных прочих рамок;
установить распределение ответственностей, если это группа (кто за что отвечает);
4) фаза сбора информации - запланировать регулярные встречи, обсуждения;
5) фаза ― презентация (оценка только «4» или «5»);
Роль преподавателя - это роль координатора, участника и помощника. Ему необходимо быть инициатором, предварять план действий, проявлять гибкость, быть готовым к изменениям и вариантам, предлагаемым учащимися, поддержать их инициативу, помогать справляться с подстерегающими трудностями. Надо обозначить тему так, чтобы обучающиеся сумели подхватить идею, развить тему, успешно воплотить ее в проект, использовать свои знания в представившейся ситуации. Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, таблицы, графики и диаграммы, фото. В фонограммах используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, самостоятельно делать мультимедийные презентации. И, наконец, обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-немецки, может прекрасно рисовать или владеет компьютером.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить активную деятельность обучающихся, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, я использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
В практике своей работы использую монопроекты, коллективные, видовые, письменные и Интернет-проекты (мультимедийные презентации). С использованием метода проектов совместно с обучающимися подготовлены ряд тематических плакатов (Города Германии, Символы Франции, Профессии, В мире музыки), письменные монопроекты, миниисследования.
Испоьзую следующие виды проектов:
Соединение изученных материалов по теме в общий путеводитель - мини – микро проект (индивидуальны или групповой): «В мире музыки», «Профессии», «Путешествие», «Молодежь и музыка», «Музыка для меня…».
Проект - плакат: « Научные открытия, сыгравшие наиболее важную роль в истории человечества», «Символы Франции», «Города Германии», «Страны Франкофонии», «Иностранный язык в мире», «Добро пожаловать в Берлин», «Путешествие по Германии», «Немецкоговорящие страны», «Франция в творческой судьбе И.С. Тургенева», «Литературная Франция», «Октоберфест в Германии», «Традиции празднования Рождества и Нового года», «Всемирный день учителя» и др.3. Конкурсы стихов, поздравительных открыток, викторины, представление на сцене - чтение стихотворений, басен, новогодние и рождественские поздравления – традиционный конкурс – викторина поздравительных открыток».
4.Информационный плакат, стенгазета - «Мой любимый литературный герой», «Автомир Германии», «За страницами учебника», «В мире грамматики», «Из истории автомобилестроения», «Самые интересные автомобильные музеи Германии», «День влюбленных», «День студента-Татьянин день», «День смеха и шуток» и др.
5.Миниисследование, плакат, сообщение: «Какую музыку я люблю слушать, мои музыкальные предпочтения», «Города Германии», «Французские космонавты и астронавты», «Современные французские шансонье», «Великие французские писатели», «Провинции и департаменты Франции - Бретань – Финистер», «Бургонь», «Француская кухня», «Гейне-великий немецкий поэт», «Немецкие и австрийские писатели» и др.
6.Монопроекты в рамках общего долгосрочного проекта «Французская кухня».
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Они учатся работать со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника во время аудиторных занятий.
Обучающиеся осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, информационных плакатов, стенгазет). Для долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии необходимо время. Не могу сказать, что первые проекты были успешными, но стало понятно, что это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность, вызывающая живой интерес, желание найти нужную информацию.
В проекте все идет от фантазии, воображения и, если даже всем обучающимся предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга.
В обучении немецкому и французскому языкам языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с рабочей программой. Работая по учебно-методическому комплексам есть возможность не ограничивать себя в творчестве по самостоятельной переработке материалов для урока. Адаптируя материалы комплексов к использованию на занятиях (уровень знаний обучающихся разный), стараюсь создавать собственные сюжеты, ситуации, ролевые игры в форме проектов, участвуя в которых обучающиеся развивают свои языковые умения, осваивают язык как средство общения. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Работу над проектами мы начинаем с достаточно простых вещей: изготовление поздравительных Рождественских и новогодних открыток на иностранном языке. Особенно активно такую работу я провожу на первом курсе. Обычно эту работу мы начинаем в ноябре. Заранее объявляю об этом обучающимся и предлагаю продумать содержание открытки, подобрать идею в зависимости от наступающего нового года, подготовить рабочие материалы, найти информацию в Интернете, особенно о праздновании Рождества в странах изучаемого языка, в России, приобрести необходимые канцелярские принадлежности и т.п. Подготовке данного проекта предшествует цикл занятий, где дается необходимая лексика, выполнение различных лексико - грамматических упражнений. Прорабатываем иностранные тексты о традициях празднования, сравниваем их с российскими обычаями, организуем просмотр видео в Интернете, выбираем тексты поздравлением и кому будет оно предназначено. На одном из занятий предлагаю составить тесты на данную тему (исходя из изученного материала), обменяться ими с соседом по парте. Также даю свои вопросы и тесты, которые показывают, что тема заинтересовала обучающихся. Конечным этапом данного проекта является изготовление самой открытки, (внеаудиторная работа), а затем и конкурс на лучшую открытку. При этом для наглядности в кабинете делаю выставку из открыток разных стран и лучших открыток, изготовленных обучающимся предыдущих лет. Все работы оцениваются преподавателем совместно с обучающимися, а лучшие получают призы. После каждого проекта – конкурса вывешиваю фотоколлаж, где видны этапы работы в ходе проекта, его конечный продукт.
Традиционным стал конкурс – выставка поздравительных открыток, (как внеаудиторное мероприятие), изготовленных обучающимися к Новому году и Рождеству.
В ходе конкурса используются видео, материалы Интернета (фоторяд) о традициях проведения этих праздников в Германии и во Франции в сравнении с российскими традициями. Выпущены стенгазеты, посвященные традициям празднования Рождества и Нового года. В группах поваров были предложены рецепты блюд, традиционно присутствующих в меню на эти праздники. Проведено открытое мероприятие в группе 2.7 н (парикмахер) викторина «Рождество в Германии», на котором были использованы подготовленные обучающимися открытки, проведено награждение лучших работ. Эти внеаудиторные мероприятия способствуют развитию индивидуальных способностей каждого обучающегося через коллективную форму работы, воспитанию интереса к изучению иностранного языка на основе культурных ценностей страны изучаемого языка, формированию коммуникативной компетенции (способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Далее мы пытаемся уровень подготовки и выполнения проектов усложнять и совершенствовать. В чем это выражается: обучающиеся все более самостоятельно работают над темами, привлекая как можно больше источников информации. На данном этапе обучения доминируют темы по страноведению, культуре стран изучаемого языка.
Работа над проектами строилась по следующей схеме:
- задается тема исследований, подробно обсуждаются пути ее воплощения. О предстоящей работе обучающимся сообщается заранее, чтобы не ограничивать их по времени, т.е. избежать ошибок в самом начале;
- определяются исполнители, (как правило, по желанию, обучающиеся с высокой мотивацией), организуются в группы, в пары или работают индивидуально;
- определяются сроки консультаций-проверок, что и когда предъявить, сообщить, как движется работа над проектами;
- уточняется индивидуальный план проекта каждой группы или обучающегося;
- собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где найти нужную информацию; тем временем продолжается изучение текущего материала темы по учебнику;
- проект проверяется в черновом варианте;
Вносятся коррективы и даются напутствия на перспективу исполнения;
- проект оформляется начисто, при проверке чистового варианта возможны добавления, но исправления ошибок нежелательны; обязательно используем дополнительно материал: это интересно, занимательная грамматика, поэтический уголок, загадки, необычные случаи, «Что? Где? Когда?» и др.
- презентация проекта в соответствии с замыслом обучающегося. Заранее определяется время и форма изложения. Перебивать обучающегося при непосредственной защите проекта не рекомендуется;
- оценка проекта.
Особенно активно участвуют в этой работе обучающиеся групп парикмахеров, повар – кондитер, реставраторов.
В этом учебном году обучающиеся группы 2.8 н (повар – кондитер), изучавших два года немецкий язык выбрали темой своего коллективного проекта «Музыка для меня…» -„Musik für mich…“.Они отразили свои интересы в мире музыки, основываясь на пройденном лексико – грамматическом материале по теме. На небольшом формате плаката появилось достаточно объемное содержание: основные направления музыки, названия музыкальных инструментов (в виде блиц – конкурса), личные высказывания обучающих об их музыкальных пристрастиях – все это на немецком языке с употреблением активной лексики. Кроме того, был использован иллюстративный материал из журналов и газет, проявился юмористический подход в представлении материала. Главным девизом данного проекта стали слова: «Музыка не имеет национальности»-(Musik hat keine Nationalität).
Вопрос об оценке проектов. Представляется, что необходим дифференцированный подход. Оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема. Если обучающийся достаточно свободно рассказывает о предмете исследования, если он провел свое собственное исследование - высокая оценка не вызывает сомнений. Оценивать проект иногда можно предложить самим обучающимся, объяснив предварительно критерии оценки.
При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
Критерии проектной работы для урока иностранного языка:
-самостоятельный поиск с использованием различных средств (словари, интернет, справочная литература и т.д.). Обучающийся использует иностранный язык, как средство достижения цели;
-наличие презентабельного материала, (постер, брошюра, фильм, внеаудиторные мероприятия, наглядный материал, альбомы, стенгазеты и т.д.);-связь с жизнью (выход конкретного продукта).
Метод проектов способствует развитию социально - коммуникативных особенностей личности обучающегося, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого преподавателя. Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов – это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.
Из опыта работы по проектной методике я могу с уверенностью сказать, что данный метод, несомненно, способствует повышению у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность обучающегося. Положительным моментом является тот факт, что обучающиеся обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное.
Проектная методика обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Кроме того, учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от обыденности и скуки на уроке. Оно способствует развитию обучающихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.
Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к обучающимся, требующий, прежде всего отношение к обучающемуся как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
Методические выводы:
проектная методика формулирует у обучающихся необходимые умения и навыки речевой деятельности;
формирование коммуникативной компетенции вне языкового окружения даёт возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли;
обучающиеся воспринимают язык как средство межкультурного взаимодействия;даёт возможность всем без исключения проявить себя;
новизна позволяет каждый раз вовлекать в работу с интересом;
незаменима при проведении нестандартных уроков.
Список литературы:
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе.- 2002. - №2 – С. 11-15.
Борисова Р.Г. «Проектная деятельность уч-ся в общеобразовательной школе» //Иностранные языки в школе, 2008 .- №8.
Беляева Л.А, Иванова Н.И. « Презентация POWER POINT и ее возможности при обучении иностранному языку» //Иностранные языки в школе -2008.- №4.
Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009.- №7.
5.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 38—41.
6.Идилова И.С. «Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация» //Иностранные языки в школе.- 2007. -№6.
7.Кохендерфер Ю.В. «Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий» //Иностранные языки в школе.- 2008.- №4.
8.Побокова О.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск: Пресс, 2003. — 140 с.
9.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 2, 3. — С. 37—45.
10.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 280 с.
12.Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 1. — 43 с.
13.Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного процесса// Журнал «Завуч». – 2003. – № 6.
14.Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования /Е,М.Соловова//Иностранные языки в школе – 2001. – С. 8-10.
15.Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проекта // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 63—68.
16.Шишова И.Е. «Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку»//Иностранные языки в школе.- 2008 . - №1.
17.Землянская Е.Н, Чупреева М.К. «Учебные проекты младших школьников: роль родителей»// Начальная школа». - 2006 . -№5.