Методическая разработка занятия по УП ПМ.04 Выполнение облицовочных работ плитками и плитами. Тема Облицовка поверхностей прямыми рядами
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЗЫБКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ"
Методическая разработка занятия
по учебной практике
ПМ. 04 Выполнение облицовочных работ
плитками и плитами
Тема"Облицовка горизонтальных поверхностей
прямыми рядами"
Рассмотрено на заседании МЦК
_______ _________________ 2016г
Председатель МЦК
__________________ Г.А.Мочалина
Разработала: мастер п/о
Мочалина Г.А.
Новозыбков 2016
План занятия учебной практики
Дата проведения" 04 "марта 2016г. Курс 1 Группа №100
Код, наименование профессии: 08.01.08 мастер отделочных строительных работ
Количество обучающихся в группе: 11 человек
Количество присутствующих :
Раздел УП 03. Выполнение облицовочных работ
Тема занятия: "Облицовка горизонтальных поверхностей прямыми рядами".
Виды выполняемых работ:1. Разбивка пола на захватки; 2. Укладка растворной прослойки; 3.Укладка плиток; 4. Осаживание плитки; 5. Заделка швов; 6. Уход за полами.
Цели занятия:
Образовательные: - Формирование первоначальных умений и навыков выполнения приемов и операций технологического процесса настилки пола прямыми рядами, уметь правильно рассчитывать количество плиток.
Развивающие: - развивать внимательность, аккуратность, самостоятельность, ответственность, умение предвидеть возможные виды брака.
Воспитательные: - воспитывать уважение к выбранной профессии, бережное отношение к инструментам и приспособлениям, самостоятельность, рационально организовывать и планировать свой труд.
Материально-техническое оснащение занятия: инструменты и приспособления, материалы.
Междисциплинарные связи: материаловедение, технология облицовочных работ
Ход занятия:
1. Организационный момент(5мин).
1.1 приветствие обучающихся
1.2 выявление отсутствующих
1.3 опрос о состоянии здоровья и готовности к занятию
2. Вводный инструктаж(45мин)
Сегодня мы продолжаем изучать темы раздела "Облицовка вертикальных и горизонтальных поверхностей".
Цель занятия: обучить трудовым действиям и приемам с последовательностью облицовки горизонтальных поверхностей.
Мотивация учебной деятельности: на сегодняшнем занятии вы должны ознакомиться и получить первоначальные навыки по облицовке горизонтальных поверхностей. В процессе практической деятельности у вас должны развиваться такие профессиональные качества как внимательность, аккуратность, профессиональная ловкость.
Актуализация знаний обучающихся по изученному материалу:
Если вспомнить и проанализировать пройденные нами темы, то можно заметить, что мы плавно подошли к одной из основных тем раздела- это тема с которой мы сегодня познакомимся и звучит она так: "Облицовка горизонтальных поверхностей прямыми рядами".
На ее изучение отводится 6 часов. Эта тема является одной из основных тем, потому что облицовка горизонтальных поверхностей несет защитные, санитарно-гигиенические и декоративные функции.
Защитные функции позволяют предохранить поверхности от увлажнения, действия перехода температур, механических повреждений.
Санитарно-гигиенические функции позволяют легко поддерживать чистоту, быстро производить уборку.
Декоративные функции облицовки позволяют создавать эстетически оформленные интерьеры зданий.
- Соблюдение ТБ при работе в мастерской:
а) до начала работы;
б) во время работы;
в) по окончании работы.
Рабочее место должно быть оборудовано необходимыми заграждениями и приспособлениями. Посторонним лицам находиться на рабочем месте запрещается.
При выполнении операций по насечке поверхности глаза защищают очками. Работать следует в головном уборе и перчатках. Для освещения рабочего места разрешается пользоваться переносной лампой с защитной сеткой и исправным шнуром в резиновой трубке. Напряжение электрического тока не должно превышать 42 В в сухих помещениях и 12 В- в сырых помещениях.
Фронтальный экспресс - опрос
Вопросы:
- Инструменты, применяемые при облицовке горизонтальных поверхностей?
Ответ: кельма, шпатель зубчатый, уровень строительный, стеклорез (плиткорез), киянка, шпатель резиновый, штыри, угольник, шнур, рулетка.
- Как определяется уровень чистого пола ?
Ответ: Уровень чистого пола определяется по проекту отметкой высоты помещения от перекрытия (потолка) до нижней части стены.
- Что изображено на рисунке 1? (показ слайда)
Ответ: определение уровня чистого пола.
- Как проверяют ровность основания под плиточные полы на цементно-песчаной прослойке?
Ответ: Ровность основания контролируется двухметровой рейкой. Просветы между рейкой и поверхностью основания не должны превышать 10мм.
- Операция, выполняемая на рисунке 2? (показ слайда)
Ответ: проверка горизонтальности основания при помощи рейки с уровнем.
- Перечислите конструктивные элементы пола. (показ слайда 3)
Ответ: 1. основание
2. подстилающий слой(подготовка)
3. рулонная гидроизоляция
4. раствор
5. плиточное покрытие
- Как проверяют прямоугольность основания при устройстве покрытия пола?
Ответ: Натянутым шнуром измеряют диагонали помещения. Равенство диагоналей свидетельствует о взаимной перпендикулярности примыкающих сторон помещения. В таком помещении фриз отделяет ряды заделки одинаковой ширины по всему периметру стен.
- Операция, выполняемая на рисунке 4 ? (показ слайда)
Ответ: проверка прямоугольности основания.
- Какой вид покрытия изображен на рисунке 5? (показ слайда)
Ответ: разбивка не прямоугольного покрытия пола.
- Чему должен соответствовать верх реперного маяка?
Ответ: Верх реперного маяка должен соответствовать уровню чистого пола.
-Что изображено на рисунке 6? (показ слайда)
Ответ: установка реперного и промежуточного маяков.
- Объяснение нового материала
1 способ
2.1Рейкой-шаблоном Болотина размещают ширину полос-захваток. От стены или ряда ранее уложенных плиток откладывают расстояние, равное нескольким рядам целых плиток, и устанавливают маячные рейки 2 с помощью правила 3 и уровня на растворные маяки 4. Верх рейки должен соответствовать уровню растворной прослойки. Раствор укладывают по всей ширине захватки. Разравнивают его правилом, снимая излишки. Подготовленная прослойка должна быть на 1-2 мм выше уложенного ранее ряда плиток. Плитки предварительно раскладывают стопками по длине захватки. На раствор плитки укладывают по ширине захватки. Предварительно плитку смачивают в воде или тыльную сторону протирают мокрой ветошью, а затем укладывают на растворную прослойку. Легкими ударами киянки или ручкой мастерка осаживают на раствор до нужного уровня. Уложенную в захватку плитку осаживают деревянным бруском, полутерком или хлопушкой. Уложив брусок на плитку легкими ударами молотка или киянки выравнивают горизонтальность покрытия. Жидкий раствор или цементное молоко состава 1:1 на мелкозернистом песке разливают и распределяют шпателем с резиновой вставкой по швам выполненного покрытия. Излишки раствора удаляют до начала его схватывания. Для защиты от загрязнений при производстве последующих отделочных работ покрытие закрывают. Очистку и промывку пола производят после схватывания раствора в швах. Покрытие протирают влажной ветошью и промывают водой. Следы схватившегося раствора удаляют 30/0-м раствором соляной кислоты.
2 способ
Показ фильма: "Облицовка полов керамической плиткой"(при небольших объемах).
2.2 Практический показ(мастера).
2.3 Закрепление нового материала происходит в устной форме:
- Чем контролируется правильность укладки плитки?
Ответ: правильность укладки плитки контролируется во всех направлениях уровнем и правилом.
- Как подготавливают плитку к работе ?
Ответ: отбирают по цвету, размеру, замачивают в воде( если укладывают на раствор). Неувлажненная тыльная сторона плитки впитывает воду из цементного молока растворной прослойки, уменьшая тем самым прочность ее сцепления с основанием.
- ТБ при облицовке поверхностей керамической плиткой.
Ответ: работать надо в спецодежде, перчатках, головном уборе. При резке плитки работать надо аккуратно и в очках.
3. Текущий инструктаж (300 мин)
Самостоятельная работа обучающихся по облицовке горизонтальных поверхностей керамической плиткой.
3.1Каждому обучающемуся выдается инструкционно-технологическая карта "Облицовка горизонтальных поверхностей прямыми рядами".
3.2 Деятельность мастера - обход рабочих мест с целью:
а. проверить правильно ли организовано рабочее место(лишний инструмент в кабине, расположение растворного ящика, расположение плитки, посторонние предметы).
б. проверить начало работы всеми обучающимися;
в. систематический контроль за выполнением практической работы;
г .проверить правильность соблюдения ТБ ;
д. проверить правильность использования инструмента.
.
4. Заключительный инструктаж(10 мин):
На заключительный инструктаж выносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о достижении цели занятия;
- анализ успешности выполнения упражнений;
- разбор типичных ошибок и недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения обучающимися правил безопасности, организации труда, использование рабочего времени;
- сообщение оценок, темы следующего занятия;
- выдача домашнего задания.
Мастер п/о_____________ Г.А. Мочалина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЗЫБКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ"
Самоанализ занятия
по учебной практике
ПМ. 03 Выполнение облицовочных работ
плитками и плитами
Тема"Облицовка горизонтальных поверхностей
прямыми рядами"
Разработала: мастер п/о
Мочалина Г.А.
Новозыбков 2016
Согласно ФГОС и рабочей программе по ПМ.03 Выполнение облицовочных работ плитками и плитами, мной проведено занятие по УП на тему" Облицовка горизонтальных поверхностей прямыми рядами". Я поставила следующие цели:
- обучить обучающихся трудовым действиям и приемам с последовательностью облицовки горизонтальных поверхностей;
- содействовать развитию знаний, умений предвидеть возможные виды брака, применять теоретические знания на практике;
- формировать ответственное отношение к порученному делу, целеустремленность, аккуратность, самостоятельность в работе.
На предыдущих занятиях обучающиеся уже усвоили способы подготовки горизонтальных поверхностей под облицовку.
Тип данного занятия- комбинированный по выполнению простых комплексных работ.
При проектировании занятия я учла комплексно-методическое обеспечение мастерской, уровень подготовки, личностные особенности обучающихся группы; выбрала эффективное сочетание методов, форм и средств обучения.
Методически грамотная подготовка позволила мне достигнуть поставленных целей. Большое значение имеют межпредметные связи. Для достижения внутреннего единства образовательной программы я опираюсь на знания по предметам: "Основы отделочных строительных работ"(тема "Конструктивные элементы здания") и "Материаловедение"(тема"Материалы для облицовки поверхностей").
Реализация межпредметных связей помогает активизировать обучающихся, стимулировать их творческий потенциал, осуществлять индивидуальный подход и экономить время.
Структура данного занятия состоит из трех этапов:
- вводная часть
- изучение нового материала
- закрепление нового материала(практическая работа).
В ходе вводной части с целью активизации познавательной деятельности, повышение уровня мотивации, я провела фронтальный экспресс-опрос по пройденному материалу с применением средств информационно-коммуникабельных технологий.
Затем мы перешли к изучению нового материала. В целях эффективного усвоения обучающимися нового материала использована словесно-наглядный метод с применением средств ИКТ.
Затем перешли к закреплению нового материала и практическому показу. Я продемонстрировала последовательность выполнения приемов облицовки горизонтальных поверхностей керамической плиткой. По ходу демонстрации давала пояснения к работе.
С целью закрепления материала предложила обучающимся повторить последовательность выполнения приемов облицовки горизонтальных поверхностей в устной форме.
Во время практической работы оказывала индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим затруднения.
В процессе обхода, я задавала вопросы проблемного характера:
- Сравните... ;
- Что будет, если...;
- Объясните, почему...;
- Если не проверить..., то, что получиться... .
Вопросы такого характера побуждают обучающихся к самоконтролю, самостоятельной работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между нарушениями технологии и методами устранения дефектов.
На заключительном этапе совместно с обучающимися я подвела итоги занятия: проанализировала работу каждого, рассмотрели наибольшие недочеты. Затем я объявила оценки и задала домашнее задание.
Я считаю:
- Цели занятия достигнуты;
- план занятия реализован;
- структура занятия отвечает методическим требованиям;
- каждый этап занятия выдержан по временной характеристике;
- демонстрация электронных материалов, наглядных пособий сочеталось со словесными и практическими методами обучения;
- обеспечена благоприятная психологическая атмосфера в ходе всего учебного занятия.
Занятие проведено на высоком методическом уровне с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся в данной группе.