Классный час «Священные птицы народов Севера Ямала»


Священные птицы народов Севера Ямала 2014 год Автор: Алифер Елена Павловна, учитель МБОУСОШ №6 г. Ноябрьск * Знакомство с традиционной культурой ряда коренных народов Севера является первоочередным требованием времени к людям, живущим на территории края. Цель занятия:пополнить знания о культуре, традициях и обычаях коренного населения народов Севера, связанных с образом птицы. * Мы живём на Ямале. Это земля исконного проживания ненцев, ханты, селькупов. Их традиционная культура складывалась на протяжении веков. Эти народы Севера живут по законам, передающимся от одного поколения другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Образ птицы один из центральных в искусстве древнего и дорусского населения Сибири . * План проекта Образы птиц в фольклоре народов Севера Ямала. Птицы на сувенирах и изделиях народных художественных промыслов. Традиционные праздники северных народов, посвящённые птицам. Птицы в изделиях народов Севера Образ птицы один из центральных в искусстве древнего и до русского населения Сибири. В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета в образе птицы неуязвима для злых духов. Птица – связь трех частей вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). (Мифология народов Сибири) Священные птицы Глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна. Сова. По легендам многих народов сова (филин) считается символом мудрости. Медальон, изображающий сову, является вместилищем тайных знаний, защищающих от потусторонних темных сил. Сокол. Придает силу, жизненную энергию, храбрость. Белый сокол по легендам славян – первое божество (Род). Из его перьев произошли все остальные люди. Трясогузка. (Птица солнца) по легендам народов ханты и ненцы трясогузка приносит счастье, удачу, радость. Гагара. (Священная птица) по приданию коренных народов гагара оберегает детей от болезней, приносит им счастье, и долголетие. Вороний день Вороний день – старинный традиционный праздник (Ворна хатла) северных народов ханты и манси. Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни. Ворона для северных народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения,  который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы. В праздничный день ворона «приносит подарки» ребятишкам. Выйдя на улицу, дети находят висящие на ветках березы связки калачей, сушек, а калач – символ солнца. Проводы лебедя У народа ханты существует еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками. «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей» ( слова ханты). Образ птицы в фольклоре Стерх – священная птица хантов и манси, воплощение наблюдающего за миром людей божества Мир-Суснэ-хума, сына верховного бога Нум Торума. На болота, где гнездится стерх, ханты и манси ступать было запрещено, и места эти становились естественными заповедниками, где укрывались и другие птицы.Стерх -персонаж мифов, легенд. Не мучай священных жителей природы, ибо самому нетрудно попасть в худшую беду. (запрет) Фольклор народов Севера Ямала Пословицы:Природа жива, как жив человек.Опустевшее гнездо как брошенное чумовище - в нем не ночует даже студеный ветер.Оставь землю потомкам такой, какой увидел её в детстве. Коренные жители Ямала не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней, поэтому многие птицы для них являются священными. В образах птиц на орнаментах отражено богатство и своеобразие материальной и духовной культуры народов Севера. На протяжении веков коренные жители Севера Ямала в сказках, преданиях, легендах писали о священных птицах Наши открытия   Где бы ни жил ты на этом свете,            Но другой планеты не найти.           Защити леса и реки эти,           И себя, и Землю защити!                                                    Р. Ругин Используемые источники: Александров М. //Ямальский меридиан 1992, №1, С.65Северные просторы.- 1995.- № 2-3, С. 53-57http://remeslo89.ru http://www.cultura-yamala.ru http://fedpress.ru/news/polit_vlast/reviews/vse-smeyalis-eto-pravda-putin-postavil-na-krylo-svyashchennykh-ptits-yamala http://yamal.rgo.ru http://region-yamal.ru tapki.org›articles…svyaschennaya-ptica-hantov…num…gublibrary.ru›pub/prazd/Prazdniki.htmlhttp://fedpress.ru/news/polit_vlast/reviews/vse-smeyalis-eto-pravda-putin-postavil-na-krylo-svyashchennykh-ptits-yamala