Классный час на общешкольном уровне Пионеры-герои Великой Отечественной войны для 3 класса
Школьное мероприятие « Пионеры-герои Великой Отечественной войны» для 1-4 классов .
Подготовила учитель нач. классов Иванова Валентина Ивановна.
Задачи : познакомить детей с понятием « пионер», с предназначением пионерии, с их символикой.
Цели: воспитание патриотизма, гордости перед отечеством, благодарности за подвиг героев ВОВ.
Оборудование: проектор, музыкальный центр, микрофоны, песня «Взвейтесь кострами тёмные ночи», презентация «Пионеры – герои Великой Отечественной войны».
Ход мероприятия.
(Звучит отрывок песни «Взвейтесь кострами ...)
1 Ведущий- Я приветствую всех, кто собрался в зале. Наше мероприятие посвящено пионерам ,которые ещё детьми ушли на фронт защищать Родину.
-А кто же такие пионеры? Мы сейчас это и узнаем.
19 мая – День рождения пионерской организации. Она появилась в СССР в 1922 году. Пионерское движение охватило целую эпоху в истории страны и продолжает существовать и в настоящее время. Только нам мало что о нем известно. Молодое поколение зачастую просто не знает, чем занималась пионерская организация и что делает сейчас.
2ведущ.- Все было очень торжественно, внушало своеобразную гордость. Практически не было детей, не состоявших в пионерской организации. Сначала, с поступлением в школу, ребенка принимали в октябрята. После чего школьник гордо носил на груди звездочку с курчавым мальчиком. По достижении 9 лет, после утверждения на сборе отряда, следовала следующая ступень – посвящение в пионеры. И, наконец, в старших классах как «завершающий этап социального становления личности школьника» – вручение комсомольского значка.
Пионер обязан был носить красный галстук. Он мог быть сделан из любого материала, но обязательно быть красным, любого оттенка. Каждый школьник должен был уметь завязывать его особым узлом. Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.
1 ведущ. У пионеров был свой девиз, который звучал так: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». При посвящении в пионеры каждый давал клятву:
(Разыгрывается сценка с детьми)
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.» «Будь готов!» «Всегда готов!»
2 ведущ.- У пионеров были свои законы.
Законы :Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер равняется на героев борьбы и труда. Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества. Пионер лучший в учебе, труде и спорте. Пионер дисциплинирован. Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду. Пионер - товарищ и вожатый октябрят. Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит. 1 ведущ. Ещё у них были свои обычаи.
Обычаи пионеров:Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька. Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками. Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка. Пионеры точны и аккуратны. Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь. Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер. Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов. Пионеры охраняют полезных животных. Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.
2 ведущ.
В целом пионерская организация задумывалась как целая структура по воспитанию молодежи. Детям прививались правильные моральные принципы и нормы. Пусть это преподносилось слишком торжественно, но детям нравится ощущать свою значимость. А сколько полезных дел было организовано людьми в красных галстуках: сбор макулатуры и металлолома, игра «Зарница», пионербол, сколько бабушек переведено через дорогу, сколько снято котят с деревьев…, а в целом получалось, что дети и подростки заняты делом.
1 ведущий-
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали и прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В катакомбах, как Володя Дубинин.
2 ведущ. песня «Вставай страна огромная»)
И ни на миг не дрогнули юные сердца. И назвали их люди героями.
Наш рассказ о судьбах ваших сверстников, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовём теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
1ученик- Лёня Голиков
Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень –озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь , бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле были важные документы. Штаб переправил их в Москву.
Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…
2 апреля 1944 года был опубликован Указ о присвоении пионеру – партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.
2 ученик- Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930года в селе Хмелёвка. Учился в городе Шепетовка, был признанным вожаком своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Вале доверили быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
Когда в городе начались аресты, Валя с семьёй ушли к партизанам. Шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту, на его счету! Валя Котик был награждён медалью «Партизану Отечественной Войны» II степени, орденом Отечественной войны I степени. Валя погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.
3 ученик- Марат Казей.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат, ворвались фашисты. Осенью ему не пришлось уже ходить в 5 класс. Школьное здание превратили в казарму. За связь с партизанами, маму Марта фашисты повесили . Вместе с сестрой Адой, он ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…
Вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их … и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
4 ученик- Вася Коробко.
На окраине села Погорельцы, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночью, к зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в комнату, выносит пионерское знамя и надёжно прячет его.
Под мостом Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете наблюдает, как рушится мост под тяжестью немецких бронетранспортёров. В те дни партизаны убедились, что ему можно доверять, и через некоторое время поручили Васе серьёзное дело: стать разведчиком в самом логове врага. Он стал топить печи в штабе, колоть дрова, а сам присматривается, передаёт сведения партизанам. Вместе с партизанами Вася уничтожил 9 эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей.
Маленького героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
5 ученик- Александр Бородулин .
Шла война. Над посёлком, где жил Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Не мог этого вынести Саша Бородулин. Он решил бороться. Раздобыл винтовку. Убив немецкого мотоциклиста, взял первый боевой трофей-настоящий немецкий автомат. Вместе с партизанами ходил он в разведку. Немало вражеских солдат и машин на его счету. Каратели выследили отряд. Тогда командир вызвал добровольцев – прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперёд. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибли. Саша остался один. Бой шёл до конца. Он позволил немцам сомкнуть кольцо вокруг себя кольцо. И тогда Саша Бородулин выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша погиб, но память о них жива.
За выполнение опасных заданий и проявленное мужество зимой 1941 года Саша Бородулин был награждён орденом Красного Знамени.
6 ученик- Галя Комлева.
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. За шесть своих школьных лет она была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу".
Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала и за это юная патриотка была расстреляна.
Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
2 ведущ.- Война. Эта беда упала на плечи взрослых и детей. Коснулась каждой семьи. Оставила шрамы в сердцах каждого человека.
Стих (читает ученик)
Кукла Много нынче в памяти потухло,а живет безделица, пустяк:девочкой потерянная куклана железных скрещенных путях.Над платформой пар от паровозовнизко плыл, в равнину уходя...Теплый дождь шушукался в березах,но никто не замечал дождя.Эшелоны шли тогда к востоку,молча шли, без света и воды,полные внезапной и жестокой,горькой человеческой беды.Девочка кричала и просилаи рвалась из материнских рук,—показалась ей такой красивойи желанной эта кукла вдруг.Но никто не подал ей игрушки,и толпа, к посадке торопясь,куклу затоптала у теплушкив жидкую струящуюся грязь.Маленькая смерти не поверит,и разлуки не поймет она...Так хоть этой крохотной потерейдотянулась до нее война.Некуда от странной мысли деться:это не игрушка, не пустяк,—это, может быть, обломок детствана железных скрещенных путях.(В. Тушнова, 1943)
1 ведущ. - Провожая своих отцов, сыновей, дедов на войну, люди с нетерпением ждали от них весточки.
Стих ( читает ученик )
Стихи о почтальонке Ей пятнадцати нет. Девчонка.Невысока и очень худа.Письмоносица, почтальонка,По прозванию Нюрка-беда.В зной и в слякоть, в метель со стужейС сумкой кожаной наперевесРазнести Нюрке почту нужно По пяти деревенькам окрест.Дома двое младших братишек,Мать болеет почти уж год.Слава Богу, отец с фронта пишет –Ждут и верят, что он придет.Он придет, и все будет как прежде,Как в далеком-далеком вчера.Не лиши только, Боже, надежды…И опять на работу пора.Ребятишкам – картошка в печке,Ей с утра – с сумкой наперевес.А что впроголодь…Бегать легчеПо пяти деревенькам окрест.В деревнях – старики да дети,Бабы – в поле, то сеют, то жнут.Почтальонку вдали приметятИ с сердечной тревогой ждут.Треугольник – живой! Удача!Коли серый казенный конверт –Замолчат, закричат, заплачут…И померкнет в глазах белый свет…Защемит у девчонки сердчишкоОт людского горя и бед…Тяжела эта сумка слишком,Если там от беды привет.Вести черные – похоронки,Горя горького череда.Письмоносице, почтальонкеБез вины дали имя – Беда.Малолетка еще, девчонка –Только в косах полно седины.Письмоносица, почтальонка,Разносящая вести с войны.(Т. Черновская)
1 ведущ.- Память о каждом ,прошедшем войну , будет жива , пока мы помним, чтим, гордимся ими и их подвигами! Особенно мы не забудем маленьких героев большой войны !
( выходят дети выступающие на сцене и хором говорят )
НИКТО НЕ ЗАБЫТ! НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
(Выходит хор детей и поют песню « Ты гори мой костёр».)