Урок информатики в 9 классе Работа со статистическими данными в электронных таблицах. Ресурсы Архангельской области.
Автор:
Мелкова Анна Владимировна,
учитель информатики МБОУ «СОШ № 5»
первой квалификационной категории
Тема урока: Работа со статистическими данными в электронных таблицах.
Ресурсы Архангельской области.
Цель урока:
Образовательная:1.Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронная таблица» 2.Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.Развивающие:1.Развитие логического мышления.2.Развитие у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля.3.Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:Воспитание коммуникативной культуры, любви к родному краю.
Знания, умения, навыки:
1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение.
4.Выполнять вычисления без использования функций.
Основные понятия:
Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, ссылка.
Тип урока: комбинированный.
Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Место урока в разделе курса:
Второй урок по теме «Электронные таблицы».
Межпредметные связи: математика, география.
Программное обеспечение: процессор MS Excel 97/2000/XP.
Базовый учебник: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», изд. «БИНОМ», 2011г.
Оборудование и раздаточный материал:
Компьютеры Celeron, мультимедийный проектор
Оформление доски, правила ТБ, стенды (вопрос по подготовке к экзамену?)
Бланки для повторения материала.
Распечатка бланка оценок (взаимопроверка, индивидуальная работа в тетради (самооценка + оценка учителя), работа в парах за компьютером (оценка учителя). Выставляется средняя оценка в журнал.
Физкультминутка. (Тоже связанную с электронными таблицами или найти в Интернете)
Распечатка заданий на компьютере (преобразовать текстовую информацию в табличную, выполнить необходимые вычисления)
Плакаты на доске.
Ход урока
Содержание
Особенности, время
1. Организационный момент
Приветствие, тема урока, подписать бланки, объяснить учащимся как с ними работать.
1 минута
2. Целеполагание
Прочитайте текст, заполните пустые клетки числовыми данными.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Ставится проблема – совместно формулируем цель).
Прежде, чем выполнить задание, повторить материал прошлого урока.
Формулировка цели урока совместно с учащимися
3. Повторение материала
Взаимопроверка
Выполнение заданий
Самооценка
Вернуться к 1 заданию, которое не смогли выполнить.
Выполнить операции с числами по адресам ячеек, записать ответы в нужные ячейки. Сравнить результаты с правильными ответами. Поставить себе оценку.
Вопросы:
О каких типах данных идет речь в тексте?
(текстовые, числовые, дата, статистические данные)
Повторение типов данных
Расшифровать слова.
Каждой букве соответствует адрес ячейки.
Разгадайте слова и подпишите названия элементов электронной таблицы, указывая на них стрелками?
А1, F5, C7, C1, D10, D3 - СТРОКА
A1, F5, C1. E6. B5. E2. F9 - СТОЛБЕЦ
A10, D5, D3, B3, D3, A6, C1, B8 - ДИАПАЗОН
E6, D5, A2, F3 - ЛИСТ
D10, B8, D5, E8, D3 - КНИГА
Поменяйтесь листочками и поставим друг другу оценку, сравнивая с правильными ответами. (Слайд)
Повторение основных элементов электронной таблицы
4. Новый материал
Оценивает учитель при проверке тетради
Заполнить таблицу определений по § 19, стр.110
Понятие
Определение
Тексты в ЭТ
Правила записи чисел в ЭТ
Правила записи формул
Подготовка таблицы к расчетам
Самостоятельная работа в тетради по новому материалу
5. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос, закрепление нового материала
Выполнить задание.
Дана ЭТ, заполненная данными. Записывать формулы:
A
B
C
D
E
1
а
b
с
(а+b)/c
2
значения
3
4
5
6
С математического языка в формулы ЭТ:
Из формулы ЭТ на математический язык:
5. Домашнее задание
§ 19, стр.110 повторить определения, ответить на вопрос 5 (письменно в тетради).
6. Физминутка
С помощью презентации
7. Задание на компьютере
Оценка учителя
Все делаем в одном документе на Листе1 и Листе2.
1. Сделать таблицу в Excel. Найти общее население городских округов Архангельской области. Построить гистограмму по этим данным.
Выставление оценки после окончания урока
2. Текстовую информацию преобразовать к табличному виду. Посчитайте с помощью ЭТ общую длину рек Архагельской области. Построить диаграммы по числовым данным.
Реки Архангельской области
Северная Двина – самая крупная река области. Годовой сток – 110 млрд. м3. Длина реки – 744 км, и на всем протяжении она судоходна. Гидрографическая система Северной Двины насчитывает до 600 рек.
Река Пинега – правый приток Северной Двины, собирает на своем пути более 100 рек.
Река Вычегда – правый приток Северной Двины. Верховье находится в Республике Коми (870 км). В переделах Архангельской области длина Вычегды составляет 226 км. Годовой сток определяется в 30 млрд. м3, при этом 60 % его приходится на весенний паводок.
Река Мезень берет начало в Республике Коми и впадает в Мезенский залив. Длина составляет 966 км. Годовой сток – 28 млрд. м3. Река судоходна не по всей длине.
Река Онега вытекает из озера Лача, а впадает в Онежскую губу Белого моря. Длина составляет 416 км, годовой сток – 16 млрд. м3. Имеет порожистый характер течения.
Ответить на вопросы:
1. Что помогает узнать составленная таблица?
2.
3. Закрасить диапазоны ячеек зеленым цветом и прочитать получившееся слово.
Сделать таблицу в Excel. Выполнить необходимые вычисления.
Документ сохранить на диске Д или Е в папке «9 А» по своей фамилией.
*4. Если осталось время пройти «Мастер» («Нормал») в «Память»
Список литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», изд. «БИНОМ», 2011г.
«Экология Архангельской области»
Приложение
Приложение 1
Статистические данные о городе Северодвинске
История города начинается с появление 24 августа 1553 года английского корабля «Эдуард Бонавентура» под руководством капитана Ричарда Ченслера .
В 15531584 годах при Николо-Корельском монастыре уже располагается первый русский торговый порт.
Пароход «Иван Каляев» привезший первых градостроителей в 1936 году.
В 19381953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь.
12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.
Жилые массивы города делят на старый город, центр, новый город.
Площадь муниципального округа Северодвинск 1193,49 кмІ
Численность населения в 2012 году составила 193, 519 человек.
Современный герб города утверждён 2 июля 1993 года.
Гимн Северодвинска принят и официально утверждён 28 октября 2004 года.
В городе находятся 4 градообразующие предприятия.
Транспорт: в город можно попасть 3 видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным.
В сфере образования в городе работают 36 общеобразовательных учреждений. Школа № 26 находится в посёлке Белое Озеро и № 36 - в Нёноксе.
В Северодвинске находится 5 высших учебных заведений.
Памятников и мемориально-исторических комплексов в городе и близлежащих деревнях около 20, памятных досок примерно 16.
Также в городе есть 7 театров, ДК и учреждений культуры, 3 кинотеатра, 1 музей,
4 спортивных сооружения.
Пресса города представлена 7 печатными изданиями.
Статистические данные о городе Северодвинске
История города начинается с появления английского корабля «Эдуард Бонавентура» под руководством капитана Ричарда Ченслера .
В 15531584 годах при Николо-Корельском монастыре уже располагается первый русский торговый порт.
Пароход «Иван Каляев» привезший первых градостроителей в году.
В 19381953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь.
город Молотовск был переименован в город Северодвинск.
Жилые массивы города делят на
Площадь муниципального округа Северодвинск
Численность населения в 2012 году составила человек.
Современный герб города утверждён .
Гимн Северодвинска принят и официально утверждён
В городе находятся градообразующих предприятия.
В город можно попасть видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным.
В сфере образования в городе работают общеобразовательных учреждений. Школа № находится в посёлке Белое Озеро и № - в Нёноксе.
В Северодвинске находится высших учебных заведений.
Памятников и мемориально-исторических комплексов в городе и близлежащих деревнях около , памятных досок примерно .
Также в городе есть театров, ДК и учреждений культуры, кинотеатра, музей,
спортивных сооружения.
Пресса города представлена печатными изданиями.
Заголовок 115