План-конспект открытого урока с применением кейс-технологий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова»
ПРОЕКТ
отрытого урока
специальность: 18.02.09 Переработка нефти и газа
дисциплина: МДК 03.031 Промышленная безопасность
тема урока: Возможные неполадки и аварийные ситуации, способы их предупреждения и ликвидации на НПЗ и НХЗ.
Преподаватель: Азова О.С.
2016г.
Кстово
Проект урока
Дата проведения: 18.10.16
Преподаватель: Азова О.С.
Учебная группа: 2013-ТНГ-62Д
Специальность: 18.02.09 Переработка нефти и газа
Дисциплина: МДК 03.031 Промышленная безопасность
Тема занятия: Возможные неполадки и аварийные ситуации, способы их предупреждения и ликвидации на НПЗ и НХЗ.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: частично-поисковый с применением кейс-технологий
Основная дидактическая цель занятия: ознакомить обучающихся с возможными неполадками и аварийными ситуациями на технологических установках НПЗ, способами их предупреждения и ликвидации.
Образовательные задачи: сформировать у обучающихся теоретические знания об причинах неполадок и аварий на технологических установках НПЗ, основных мероприятиях по предупреждению нарушений технологического режима, способствовать усвоению знаний с применением кейс-технологий на основе реальных аварийных ситуаций на НПЗ и НХЗ.
Развивающие задачи: продолжить развитие у обучающих мыслительных операций: умение анализировать реальные производственные инциденты, выделять главную и избыточную информацию о содержании текста, находить решения по недопущению и ликвидации аварий на производстве, обобщать изученный материал и делать выводы.
Воспитательные задачи: сформировать у обучающихся модель поведения, направленную на профилактику несчастных случаев нарушения технологических регламентов, продолжить формировать навыки организации собственной деятельности, поиска и использования информации, работы в команде.
Используемые педагогические технологии: кейс-технологии, развивающего обучения.
Используемые методы обучения:
частично-поисковый с применением кейс-технологий,
по источнику передачи и восприятия информации: словесный, поисковый (эвристический), фронтальная беседа,
методы мотивации учебной деятельности: метод опоры на жизненный опыт,
по характеру управления учебной работой: -работа в команде, самостоятельная работа .
Планируемые результаты:
знать:
характеристику опасных факторов производства;
перечень минимально необходимых средств контроля и регулирования, при отказе которых необходима аварийная остановка производственного объекта;
требования охраны труда на производственном объекте.
уметь:
анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению;
анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению;
разрабатывать меры по предупреждению инцидентов и аварий на технологическом блоке.
профессиональные компетенции (ПК):
ПК 3.1 Анализировать причины отказа, повреждения технологических устройств и принимать меры по их устранению.
ПК 3.2 Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.
ПК3.3 Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.
Приобрести опыт в использование изученного материала в своей профессиональной деятельности.
Внутри предметные связи:
Тема 4: Основные понятия промышленной безопасности
Тема № 7: Защита органов дыхания от воздействия вредных веществ»
Тема 10: Основные понятия характеризующие взрыво- и пожароопасность.
Тема 14: Характеристика пожароопасных и токсичных свойств сырья, готовой продукции.
Средства обучения: компьютер, проектор, обучающие слайды, обучающее видео «Авария на Ачинском НПЗ», технологические регламенты установок ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», карточки с индивидуальными заданиями, карточки с кейс-задачами.
Форма организации работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока:
Организационный этап.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
Повторение пройденного материала и актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Просмотр обучающего видео.
Первичное закрепление и проверка понимания.
Выполнение кейс-задания по группам.
Подведение итогов.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия.

Содержание урока
Организационный этап.
Запись темы и плана урока на доске (слайд 1)
Проверка присутствующих на занятии обучающихся.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель:
В ходе занятия мы должны научится анализировать причины отказа, повреждения технологических устройств, нарушений технологических режимов и принимать меры по их устранению и недопущению. (слайд 2)
Преподаватель:
Какое по вашему самое главное правило по безопасности на производстве?
Ответ: Соблюдать правила безопасной работы: не допустить нарушений, инцидентов, аварий
Если не смогут ответить, то задать вопрос в конце урока.
Преподаватель:
Наше сегодняшнее занятие состоит из 2 частей: теоретической и решение ситуационных задач в группах.
Работать будем по плану:
Опрос пройденному ранее материалу и выполнение тестовых заданий.
Лекция с презентацией
Решение ситуационных задач
Подведение итогов.
Информация о домашнем задании.
Обратная связь.

Повторение пройденного материала и актуализация знаний.
Преподаватель:
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим ранее изученный материал:
Выдаются карточки с тестовые заданиями по вариантам: 2 варианта по 10 вопросов.ТЕСТ ПО ДИССЦИПЛИНЕ
«ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Тема:
Основные понятия, характеризующие взрывоопасность и пожароопасность.
Огневые и газоопасные работы.
Вариант № 1
В вопросах необходимо выбрать ЕДИНСТВЕННЫЙ верный вариант ответа.
Взрыв - это:
это взрыв парогазовой смеси при которой скорость распространения горения определяется скоростью распространения ударной волны
это взрывное горение (быстрое преобразование веществ), сопровождающееся выделением внутренней энергии с образование сжатых газов, способных производить работу
возгорание при минимальной концентрации горючих газов, паров, пыли в воздухе, при которой они способны загораться и распространять пламя
нет верного ответа
Какие несчастные случаи подлежат специальному расследованию:
групповые несчастные случаи независимо от тяжести телесных повреждений.
несчастные случаи со смертельным исходом
групповые несчастные случаи и случаи со смертельным исходом
нет верного ответа
Групповым несчастным случаем считается несчастный случай, происшедший с числом пострадавших:
2 и более человек
5 и более человек
10 и более человек
Не имеет значение количество
Температура вспышки - это:
это низшая температура горючего вещества, при которой выделяются горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника сжигания возникает устойчивое горение
это температура горючего вещества, при которой выделяются горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника сжигания возникает устойчивое горение
это самая низкая температура горючего вещества, при которой на поверхности образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника огня, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения
это максимальная температура горючего вещества, при которой на поверхности образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника огня, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения
К пассивным мерам пожаротушения относится:
противопожарные разрывы, преграды для распределения огня
создании автоматической пожарной сигнализации
создание системы автоматической пожаротушения
снабжение помещений первичными средствами пожаротушения
Что необходимо использовать при загорании электросиловых кабелей:
Огнетушитель марки ОВП
Огнетушитель марки ОП или ОУ
Песок
АсбополотноКакие работы относятся к газоопасным :работы внутри аппаратов, ёмкостей, цистерн, резервуаров; работы в колодцах и приямках, где глубина Н>1.2 м. и где не исключена возможность выделения в рабочую зону вредных паров и газов в результате разгерметизации оборудования и работы, проводимые при недостаточном содержании кислорода (объемная доля ниже 20%)
работы восстановительного характера и работы, связанные с осмотром, чисткой, ремонтом при содержании О2 меньше20% об.
работы в колодцах и приямках, где глубина Н>1.2 м. и где исключена возможность выделения в рабочую зону вредных паров и газов в результате разгерметизации оборудования
нет верного ответа,
Какие документы прилагаются к наряду-допуску на проведение газоопасных работ в ёмкости:
Документы о сдачи ёмкости в ремонт
схемы установки заглушек и запорной аппаратуры
документ о проверке средств защиты органов дыхания
все перечисленное верно
Какие газоопасные работы проводятся без оформления наряд-допуск, а регистрируются в журнале учёта газоопасных работ:
работы связанные с предупреждением аварий
работы, внутри аппаратов
работы не включенные в перечень газоопасных работ
периодические повторяющиеся работы, являющиеся неотъемлемой частью технол. процесса
Состав бригады при проведении газоопасных работ в шланговом противогазе ПШ-1
1 человек
не < 2-х человек
не <3-х человек
не имеет значения
ТЕСТ ПО ДИССЦИПЛИНЕ
«ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Тема:
Основные понятия, характеризующие взрывоопасность и пожароопасность.
Огневые и газоопасные работы.
Вариант № 2
В вопросах необходимо выбрать ЕДИНСТВЕННЫЙ верный вариант ответа.
Авария - это:
контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а так же взрыв на опасном производственном объекте.
нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта, при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.
отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от технологического режима, нарушение положений федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Температура воспламенения - это:
это низшая температура горючего вещества, при которой выделяются горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника сжигания возникает устойчивое горение
это температура горючего вещества, при которой выделяются горючие пары и газы с такой скоростью, что после воспламенения их от источника сжигания возникает устойчивое горение
это самая низкая температура горючего вещества, при которой на поверхности образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника огня, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения
это максимальная температура горючего вещества, при которой на поверхности образуются пары и газы, способные вспыхивать в воздухе от источника огня, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения
Наиболее частой причиной возникновения пожаров на предприятии по статистике является:
курение в неразрешенных местах
самовозгорание материалов
нарушение технологического режима
неисправность электропроводки
Техническое расследование причин аварий проводится комиссией в течение:
10 рабочих дней
15 рабочих дней
20 рабочих дней
30 рабочих дней
Огнетушители марок ОВП – 5, ОВП – 10 относятся к классу
химических пенных
воздушно – пенных
углекислотных
порошковых
Что оформляется на проведении газоопасных работ 1 группы:
Приказ по производству на проведение ремонтных работ
Распоряжение по производству на проведение ремонтных работ
Наряд-допуск на проведение газоопасных работ
Распоряжение по предприятию на проведение газоопасных работ
На какие этапы подразделяют огневые работы
основной и последовательный
подготовительный и основной
основной и заключительный
подготовительный, основной и заключительный
Газоопасные работы 3 группы проводятся:
по наряду-допуску
без оформления наряд-допускас оформлением наряд-допуска, в соответствии ПЛА
без оформления наряд-допуска, в соответствии ПЛА
Состав бригады при проведении газоопасных работ в шланговом противогазе ПШ-2
1 человек
не < 2-х человек
не <3-х человек
не имеет значения
К активным мерам пожаротушения относится:
наличие огнетушителей в помещении
автоматическая пожарная сигнализация
автоматическая система пожаротушения
все перечисленное верно
Преподаватель:
Итак, ответьте на следующие вопросы, которые потребуется нам к сегодняшнему занятию:
Что такое авария?
Что такое ЛВЖ?
Как классифицируются ЛВЖ?
Что такое процесс горения? Чем он характеризуется?
Что такое температура вспышки, воспламенения?
Что такое ВКПВ и НКПВ?
Что такое ПДК? ПДК бензина, аммиака, сероводорода?
Ответы:
Авария – это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
ЛВЖ – это жидкости, способные гореть и поддерживать горение от открытого источника огня после удаления источника воспламенения.
I разряд - особо опасные ЛВЖ. Их tвсп =<-18oС (ацетон, бензин, эфир);
II разряд - постоянно опасные ЛВЖ. Их tвсп =  (-18....+23)oС (бензол, этиловый спирт, этилацетат и др.);
III разряд - опасные при повышенной температуре воздуха ЛВЖ. Для них 23oС < tвсп ≤ 60 град. С (уайт-спирит, керосин, сольвент, скипидар)
Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Необходимы горючее вещество, окислитель и источник пламени.
Температурой вспышки – это температура, при которой нефтепродукт, нагреваемый в стандартных условиях, выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени.
Температура воспламенения — это низшая температура, при которой горючее вещество загорается от поднесенного открытого огня и продолжается не менее 5 сек.
Нижний (верхний) концентрационный предел распространения пламени (НКПРП и ВКПРП) — минимальная (максимальная) концентрация горючего вещества (газа, паров горючей жидкости) в однородной смеси с окислителем (воздух, кислород и др.) при котором возможно распространение пламени от источника зажигания.
ПДК - максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Объяснение нового материала.
Преподаватель:
Теперь рассмотрим причины отказа, повреждения технологических устройств, нарушений технологических режимов и основные мероприятия по их устранению и недопущению.
Переписывать слайды дословно не нужно, т.к. мы с вами будем более подробно рассматривать причины нарушений и аварий на следующих практических занятиях.
(Слайд 5, 6, 7)



Преподаватель:
На основание рассмотренных причин инцидентов и аварий и знаний по МДК 01.01 Технологическое оборудование и коммуникации (ХТНГ) попробуйте самостоятельно предложить последствия по предложенным причинам тех.неполадок
(Слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)

И давайте рассмотрим основные мероприятия по предотвращению нарушений тех.процессов. И какое самое главное правило безопасности.

Просмотр обучающего видео
«Авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе».
Первичное закрепление и проверка понимания.
Преподаватель:
Давайте разберем просмотренное видео:
Что стало причиной аварии на НПЗ?
Почему произошла коррозия трубопровода?
Что стало причиной взрыва?
Что было необходимо сделать для предотвращения горения и взрыва?
Ответы:
Разгерметизация шлемового трубопровода в результате коррозии и утечки газо – продуктовой смеси. Коррозионный износ на стенке шлемового трубопровода произошл в результате нарушений экспертизы правил промышленной безопасности и продления срока эксплуатации трубопровода подрядной организацией.
В результате воздействия коррозионных агрессивных веществ (сернистые соединения) и работы в условиях повышенной нагрузки.
Не до конца затушенные горелки печи и неэффективная работа паровой завесы.
Необходимо было остановить подачу сырья в колонну, затушить печи нагрева сырья, увеличить подачу пара на паровой завесе печей.

Выполнение кейс-задания по группам.
Преподаватель:
Переходим ко второй части нашего занятия – решение ситуационных задач на основе реальных инцидентов на производстве.
Группа разбивается на подгруппы для решения кейс-задач. Раздаются индивидуальные карточки заданий по подгруппам, технологические регламенты установок ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинте». Также можно воспользоваться опорными конспектами и отчетами по практическим работам.
Используются мини-кейсы с формированием проблемы, в которых описывается конкретная сложившаяся аварийная ситуация на производстве. Предполагается найти пути выхода из нее и способы недопущения исследуемой проблемы.
Рекомендуемая последовательность работы над кейс-задачей:
№ п/пЭтапы работы
1 ступень Введение – постановка задачи
2 ступень Сбор информации по кейс-задаче (обсуждение полученной информации, содержания кейса)
3 ступень Выделение наиболее важной информации для решения кейса
4 ступень Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
5 ступень Выработка и принятие окончательное решения проблемы
6 ступень Подготовка доклада
7 ступень Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Этапы работы над кейс-задачей представляются на слайде (слайд 6)

I блок кейс-задачРаздаточный материал - примеры заданий:
Ситуационная задача:
В сентябре 2016г. во время проведения планового ремонта оборудования на территории компании ООО «РусВинил», Россия, при подготовке к ремонту установки в реактор с катализатором попала вода. Вариант № 1
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
предложить причины попадания воды в реактор;
предложить возможные последствия попадания воды в реактор;
смоделировать алгоритм устранения производственного инцидента и возможные варианты недопущения аварийной ситуации. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Ситуационная задача:
В июне 2016г. на территории компании ООО «РусВинил», Россия, перед проведением ремонтных работ во время съема заглушки из трубопровода произошла утечка хлора. Вариант № 2
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
предложить причины утечки хлора и к чему это может привести;
смоделировать алгоритм устранения последствий рассматриваемого инцидента;
смоделировать алгоритм действий масштабного выброса хлора. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Ситуационная задача:
В 13.00 26 августа в Калифорнии на НПЗ компании Tescoro взорвался резервуар с серой, что в последствие привело к возгоранию изоляционного материала резервуара. Вариант № 3
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
что будет образовываться в результате горения резервуара с серой?
предложить возможные последствия рассматриваемого инцидента;
смоделировать алгоритм устранения производственного инцидента. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Ситуационная задача:
В понедельник 17 марта на установке по очистке масел компании ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», Россия, после ремонта запустили в работу компрессор. В 11 часов произошла утечка аммиака. Слесарь Зинин потерял сознание. Механик Ерофеев хотел вынести его на свежий воздух и сам потерял сознание. Вариант № 4
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
предложить причины утечки аммиака;
смоделировать алгоритм действий в рассматриваемом инциденте;
смоделировать алгоритм действий в случае возникновения пожара. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Ситуационная задача:
В 1995г. на установке АВТ компании АО «Ачинский НПЗ», Россия, произошла разгерметизация трубопровода, истечение нефтепродукта и его самовоспламенение. Вариант № 5
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
предложить причины утечки нефтепродукта;
что необходимо делать для недопущения предложенных вами причин разгерметизации трубопровода;
смоделировать алгоритм действий в случае разгерметизации трубопровода. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Ситуационная задача:
В июне 1994г. АО «Ангарский НПЗ», Россия, при проведение капитального ремонта и ведении огневых работ в секции установки АВТ во время съема заглушки на трубопроводе произошел выброс и возгорание нефтепродукта. Пострадало 2 человека .Вариант № 6
Этапы работы
Введение – постановка задачи
Сбор информации по кейс-задаче
Выделение наиболее важной информации для решения кейса
Обмен мнениями и рассмотрение альтернативных решений задачи (дискуссия)
Выработка и принятие окончательное решения проблемы
Подготовка доклада
Презентация решения – аргументированный краткий доклад
Задание:
На основание технологического регламента и технологической схемы установки:
предложить причины возгорания нефтепродукта;
смоделировать алгоритм проведения огневых работ;
смоделировать алгоритм действий в случае возгорание одежды на персонале. Используемая литература для решения задачи: технологический регламент установки НПЗ или НХЗ, опорные конспекты, отчеты по практическим работам.

Этап обсуждения решения кейс-задач:
Преподаватель:
Итак давайте рассмотрим ваши задания. Скажите какое у вас было задание (по подгруппам) и ваши варианты решения.
После предложенных ответов можно спросить есть ли дополнения по решению задачи у других микрогупп.
Ответы:
Вариант № 1
Неправильные действия персонала при подготовке реактора к ремонтным работам: система (реактор) находилась под давлением. Для остановки установки необходимо медленно сбросить давление в системе, однако давление было понижено очень резко, в результате чего и произошел заброс воды в реактор.
Последствия: попадание воды в реактор приведет к разрушению порошкового катализатора, что ведет за собой покупку нового катализатора. Так же придется проводить дополнительные ремонтные работы (выгрузка катализатора, закупка нового катализатора, загрузка катализатора), что в свою очередь приводит к простою оборудования. В результате предприятие несет серьезные экономические убытки.
Алгоритм устранения производственного инцидента: дополнительно обучить персонал, провести ручную выгрузку катализатора, устранить последствия внутри реактора (очистка реактора), загрузить новый катализатор, пустить в работу на технологический режим, произвести наказание виновных с матер.эффектом.

Вариант № 2
Нарушение технологического регламента персоналом при подготовке трубопровода к ремонтным работам: не опорожнили трубопровод от хлора, не продули инертным газом. Последствия: отравления со смертельным исходом.
Удалить персонал из зоны утечки. Освободить оборудование от хлора, продуть инертным газом (азот). Провести ремонтные или огневые работы. Пустить оборудование на технологический режим.
Алгоритм действий при масштабной утечке хлора: вывести персонал из зоны химического заражения перпендикулярно направлению ветра. Если персонал не может покинуть зону, то необходимо подняться на верхние этажи и отметки в СИЗ (фильтрующий противогаз, респиратор, мокрая тряпка). Удалить течь или прокачать содержимое в исправную емкость. Место разлива засыпать гидрооксидом кальция, кальцинированной содой, щелочью.
Вариант № 3
Образование смога (задымление) и химического токсического вещества – сероводорода, оксида серы.
Возникновение сильного задымления в результате горения резервуара и самой серы, выделение сероводорода. Распространение смога и химического облака на жилой массив. Возможные отравления со смертельным исходом (Н2S в больших концентрация не ощущается).
Вывести персонал из зоны химического заражения перпендикулярно направлению ветра. Надеть СИЗОД. Вызвать бригаду ВГСО и принять меры к тушению пожара. После тушения пожара устранить причины возникновения опасных концентраций сероводорода (для изоляции паров организовать водяную завесу, остатки серы перевести в исправную емкость). В местах возможных скоплений сероводорода провести замеры концентраций.
Вариант № 4
Причины: не герметичность корпуса компрессора, не герметичность трубопроводов к компрессору, клапанов компрессора, фланцевых соединений (попадание посторонних предметов, пыли в места соединений, недокрученность)
Вынести пострадавшего из зоны держась наветренной стороны. Организовать первую доврачебную помощь. Эвакуировать персонал, изолировать опасную зону. Устранить течь (остановить подачу аммиака). Для осаждения газа организовать водяную завесу.
Алгоритм действий: Эвакуировать персонал. Остановить подачу аммиака. Дать возможность догореть не приближаясь к горящим емкостям (компрессору). Если необходимо охлаждать и тушить пожар водой или воздушно-механической пеной с максимального расстояния.
Вариант № 5
Причины: коррозионный износ трубопровода, не герметичность фланцевых соединений, не герметичность сварочных швов.
Не выполнение проверки оборудования на коррозионный износ, не выполнение усилений сварочных швов, не проверка на герметичность всех соединений, не контролировался уровень вибрации, отсутствие контрольных приборов.
Алгоритм действий: прекратить подачу нефтепродукта, остановить установку, затушить горелки печей, максимально включить паровую завесу для отсечения паров ГЖ от источника огня (печи с открытым огнем, газовые факела). Устранить течь.

Вариант № 6
Нарушение технологического регламента персоналом при подготовке трубопровода к ремонтным работам: не опорожнили трубопровод от нефтепродукта, не продули инертным газом, не провели замеры концентраций нефтепродуктов в трубопроводе.
Руководитель оформляет наряд – допуск (2 экземпляра). Места проведения работ обеспечить первичными средствами пожаротушения. Провести инструктаж. Провести очистку от ЛВ и ГЖ ремонтируемого оборудования, продуть инертным газом. Осуществлять контроль за состоянием парогазовоздушной среды в опасной зоне. Проводить работы в соответствие с планом огневых работ.
Алгоритм действий: затушить горящую одежду, эвакуировать из зоны горения нефтепродукта, оценить степень поражения кожных покровов. Наложить асептическую повязку, транспортировать в лечебное учреждение.
Подведение итогов.
Проводится обобщение деятельности всей группы и отдельных студентов.
Отмечаются наиболее удачные моменты урока и степень достижения целей.
Оценивание за работу на уроке.
Информация о домашнем задании.
Найти в интернете обучающее видео и разобрать его самостоятельно с докладом на следующем занятии: «Расследование ЧП на НПЗ Тесоро в Анакортсе (Вашингтон), 2 апреля 2010 года», «Расследование ЧП на НПЗ Шеврон в Ричмонде (США), 6 августа 2012 года».
Работа с опорным конспектом
Рефлексия.
Преподаватель:
Перед вами лежит таблица – фиксации знаний. Заполните графы знаками точкой или галочкой на своих листах самооценивания.
В графе отмечаете, то вам понравилось, информация, которая вызвала положительные эмоции.
В графе отмечаете, что не понравилось и показалось скучным, осталось непонятным или не нужным.
Знания и умения

Цель занятия Выбор информации из разных источников Решение ситуационных задач по группам Оценка достоверности информации Является ли изученная информация для вас полезной
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": принят Гос. Думой 13 июля 1997 г. // Российская газета. Федеральный выпуск №145. – 1997. – 30 июля.;Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03): Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.03 № 29// Российская газета. Федеральный выпуск №3234. – 2003. – 21 июня.;Технологические регламенты установок ООО «ЛУКОЙЛ -Нижегороднефтеоргсинтез»;
Толочина О.Г. Кейс-технология как один из инновационных методов образовательной сред ы// Социальная сеть работников образования, 2013 – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov