РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОНБАСС
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОНБАСС"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Горловской общеобразовательной
школы І-ІІ ступеней №48
Грицик А.А.
ТЕМА: «Литературный Донбасс».
ЗАДАЧИ:
Образовательные – познакомить учащихся с современной литературой родного края, на конкретных примерах показать, что литературная биография Донбасса необыкновенно богата, помочь детям глубже узнать прошлое и настоящее нашего родного Донбасса;Развивающие – развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
Воспитывающие – воспитать интерес к произведениям поэтов Донбасса;
Ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Создать условия для развития компетентности учебно-познавательной – умение ставить цель и организовывать её достижения;
Культурологические – уважение культуры русской нации;
Коммуникативные – умение вступать в общение, работать в паре;
Здоровьесберегающие – умение использовать многообразие двигательного опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектная доска, проектор, музыка, портреты поэтов Донбасса, мультимедийная презентация-тест «Запомнил ли ты?», рисунки детей, плакат: "Литературный Донбасс".
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-конкурс.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка цели.
3. Работа по теме урока.
УЧИТЕЛЬ: Дорогие дети, уважаемые гости. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы талантливы, дети. Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижениям".
Давайте послушаем стихотворение Александра Яковлевича Гросова "Пройдусь чарующей зарёю…" из сборника стихотворений "Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу", которое прочитает нам Кириленко Данил.
Пройдусь чарующей зарёю
По тропкам края моего,
Где степь сливается с рекою
И на все стороны светло,
Здесь Святогорья звон напевный
Меняет жизнь на новый лад,
А голоса преданий древних
В курганах скифских говорят,
Там луговое разнотравье,
И запах терпкий струит лист,
Вскипает радуги сиянье,
И шум дождей повыльно чист.
И я хоть в зной, хоть в зимний вечер,
Хоть с глубины, хоть звуках дней,
Но сам Донеччиной отмечен
И память знаю от корней.
УЧИТЕЛЬ: Наши конкурсанты подготовили рисунки к своим стихам.
Пожалуйста, Даниил, охарактеризуй свой рисунок.
УЧИТЕЛЬ: Прослушав стихотворение Гросова А.Я., давайте определим тему нашего урока.
(Литературный Донбасс)
УЧИТЕЛЬ: Урок мы проведём в форме конкурса. А для того, чтобы правильно оценить результаты этого конкурса я предлагаю избрать жюри.
(Избирается жюри)
УЧИТЕЛЬ: Итак, тема урока определена, жюри избрано, конкурсанты готовы.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Поэзия – это стремление изменить мир, сделать добрее каждого из нас, обезоружить зло и остаться "Спасательным кругом", когда мы нуждаемся в помощи.
Об этом стихотворение "В моём шкафу теснится к тому том", прочитает его Полынько Артур.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом,
Обложку – дверь откроешь второпях,
И ты вошёл, и ты – уже в гостях.
Как переулок каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград!
Хорошая книжка привыкла к прочтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки как старших привык почитать.
УЧИТЕЛЬ: Пожалуйста, Артур, покажи всем свой рисунок этому стихотворению и скажи что ты хотел сказать тем, что изобразил?
УЧИТЕЛЬ: Многие писатели и поэты Донбасса прославили в своих стихотворениях наш родной край. Только в этом маленьком сборнике (показывается сборник) "Современная литература родного края" собраны призведения 47 авторов. Откройте пожалуйста этот сборник на стр. 158 и прочитайте фамилии этих произведений. А вот эту чудесную книгу написал Горловский поэт Павел Беспощадный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Звучит грамзапись песни "Улыбка" на слова М. Пляцковского, музыка Шаинского).
УЧИТЕЛЬ: Кто узнал на фотографиях М. Пляцковского? Какие песни на слова М. Пляцковского вы ещё знаете?
("Дважды два - четыре", "Голубой вагон", "Чему учат в школе").
Особые слова, дети хотелось бы сказать сегодня вот об этой поэтессе (показывается портрет). Кто знает кто это? Что вы знаете об Алле Александровне Шевчук?
(Демонстрируются сборники стихотворений А.А. Шевчук).
(Даниил Стёпкин читает стихотворение А.А. Шевчук "Ртутный").
Михаил Спартакович Пляцковский родился в городе Енакиево Донецкой области, трудился в местной заводской многотиражке "За металл" и описывал красоту родного края.
Дорогие дети, уважаемые гости. Многие учащиеся нашего класса изъявили желание принять участие в конкурсе стихотворений поэтов Донбасса. Давайте послушаем их. (Дети читают стихотворения, характеризуют рисунки к ним, жюри оценивает мастерство учащихся).
УЧИТЕЛЬ: А вот как вы, дети, гости, думаете, есть ли будущее у литературного Донбасса? Как вы его себе представляете?
УЧЕНИЦА: Будущее литературного Донбасса – это мы, его дети. Вот, например я, Ерохина Валерия, учусь только в 3 классе, но уже пробую писать стихи. Вот послушайте:
Смелые разведчики
Ходили на разведку в любую погоду,
Приносили сведения
Нужные народу
Они сражались,
Не жалея жизни
Для нас старались
Во имя Отчизны.
Живи и помни
И не когда не забывай
Как герои наши – защищали край.
4. ИТОГ УРОКА.
Детям предлагается тест «Запомнил ли ты?»
УЧИТЕЛЬ: Что нового вы узнали, дети, сегодня на уроке? (Ответы детей).