Технологическая карта урока русского языка на тему Изменение имен прилагательных по родам


Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс УМК «Школа России»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Технологическая карта
Тема Изменение имён прилагательных по родам
Цели
Образовательные: развитие умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний,умение анализировать и делать выводы;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
Знания: род имён прилагательных
Умения: научатся правильно определять род прилагательных, уметь изменять имена прилагательные по родам.
Навыки: определять род имён прилагательных по окончанию
Метапредметные:
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Межпредметные связи Русский язык
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
- Диск к учебнику «В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Русский язык 3 класс»
- презентация к уроку
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа
Этапы и цели урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I . Организационный момент Прозвенел звонок для нас. (Сдайд 1)Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.
-Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?(Слайд 2)
- Составьте словосочетания о весне.
-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?
Проверяют готовность к уроку.
Ответы детей(пришла весна, просыпается природа, ярче светит солнышко, небо голубое, прилетают грачи)
-Яркое солнце, тёплый день, красивый подснежник и т. д.)Имя существительное, и имя прилагательное
Личностные УУД:
самоорганизация.
Регулятивные УУД:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Личностные УУД:
осознание своих возможностей.
Регулятивные УУД:
умение регулировать свои действия.
Познавательные
УУД:
умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовить к восприятию нового материала. -Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем гостить в городе «Частеречинске»
-Вспомним , кто живёт в этом городе?(Слайд 3)
-Все части речи в нашем городе живут дружно , поддерживают друг друга и поэтому предложения которые мы составляем с их помощью, получаются правильными, красивыми.
-Но , вот в город приехали гости и ни как не могут понять в какие же дома им заселится, давайте им поможем .( Слайд 4)
-Ребята, составьте предложение из данных слов, и придумайте ещё 2-3 предложения ,чтобы у вас получился текст на определённую тему.
Ответы детей: «Части речи», перечисление частей речи с краткой их характеристикой
Работа в парах
( на партах у детей лежат карточки со словами, каждая пара составляет предложение.)Приложение №1
Разбор предложения 1 ученик у доски, разбор имен существительных с комментированием с места
III. Самоопределение к деятельности
Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы
IV. Физминутка-Назовите имя прилагательное в этом предложении.
-Что вы можете о нём сказать?
-Как определили род имени прилагательного?
Давайте вспомним алгоритм определения рода имени прилагательного (Слайд 5)
-Ребята, скажите, к прилагательному тёплый подходит только существительное ветерок ?-На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только первый столбик , 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на карточках)Приложение 2
М.р. Ж.р. С.р.
Тёплый Тёплая Тёплое
Ветерок - Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали?
-На карточках остались ещё слова. На какие группы можноразделить эти слова?
- А, изменится ли прилагательное тёплыйдля существительныхж.р..?Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным
(При подборе слов дети находят орфограммы называют их , если это словарные слова, объясняют «Что такое словарное слово».при работе со словом хлеб, обращается внимание на словосочетание « тёплый хлеб» .Небольшая беседа о сказке Константина Паустовского «Тёплый хлеб».Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответственности за свои слова и поступки. Сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.Ведётся работа со словосочетание « тёплая душа». Когда так говорят, что имеют ввиду.Человек с тёплой душой – добрый, приятный, мягкий, может выслушать, что-то посоветовать. С ним приятно проводить время.)- Пронаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый?
-Сформулируйте тему урока.(Слайд 5)
-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания.
-Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?
-Ребята, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте музыку. А, я почитаю вам стихи. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март. Песнь журавля)-Что вы представили , когда слушали эту музыку?
Наблюдения и ответы детей.( стоит в ед .ч., отвечает на вопрос в какой?, м.р.)
Ответы детей
Ответы детей
Дети выбирают слова на карточках м.р., подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)-М.Р.
-на существительные ж. и с. рода
Дети выбирают слова на карточках ж.р., с.р. подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)-Изменялось по родам
Дети отдыхают, слушают музыку.
Ответы детей.
Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные УУД:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные
УУД:
использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование
V.Работа по теме
1.Создание проблемной ситуации
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией -Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные?
- Заполните таблицу(Приложение 4), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.73)
Помогите заполнить таблицу. (Слайд 8)
-Ребята, посмотрите на слайд, что случилось в нашем городе? (Слайд 9)
- Да, действительно, имя прилагательное обиделось, на имя существительное из-за того , что его считают зависимой частью речи, и решило переехать от имени существительного на другую улицу. И в нашем городе случился переполох. Давайте докажем имени прилагательному, что оно так же является важной частью речи. Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать сказать?
( Приложение 5)
-Можно ли назвать то ,что написано предложениями? Почему?
-Запишите, предложения, какие у вас получились. От каждой группы выйдут по одному представителю и исправят предложения, записанные на доске.(1 группа – 1 пр., 2 группа – 2 пр., 3 группа – 3 пр.)(Слайд 10).
-Выпишите из текста словосочетания ( имя прилагат. + имя существительное). Определите род имен прилагательных, выделите окончания. Как определили род им. прилагательных?
-Ребята, посмотрите , что произошло с текстом?
-Прочитайте предложения , что вы можете о них сказать?
- Нужна ли нам такая часть речи , как имя прилагательное и для чего?(Слайд 12)
Работают с таблицей (у каждого на столе такая же таблица, заполняют вместе ) Работа в парах.
Ответы детей : «Пропало имя прилагательное»
Работа в группах
Ответы детей.
Слова не связаны между собой по смыслу.
Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания .Дети выписывают словосочетания , проверка.
-Исчезло прилагательное.
-Текст стал простым, неинтересным.
Ответы детей Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания
Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результатуПознавательныеУУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.
2.Упражнения для закрепления( диск) - Поиграем в игру.(игра на диске)
-Выполнить задание самостоятельно, 1 ряд выписывает словосочетания с именами прилагательными м. р., 2 ряд с именами прилагательными ж. р., 3 ряд с именами прилагательными с.р. Выделите окончания имён прилагательных.
-Проверка , к доске выходят по 3 человека от каждого ряда.
-Докажите , что это прилагат. м,р. ,ж. р., с.р. (дети должны назвать два способа определения рода, по сущ. и по окончанию прилагательного)
(При выполнении задания выходит словосочетание «домашнее задание», в этот момент даётся домашнее задание)
Д/з дифференцированное , в трех конвертах:
Задание к упражнению.
Списать текст. Найти в нём имена прилагательные. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных
Задание к упражнению:
Прочитать. У имён прилагательных вставить нужное окончание. Списать. Выделить окончания.Определить род имён прилагательных..
Задание к упражнению:
Прочитать. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных.
Дети работают в тетрадях.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные
УУД:
коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные
УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД:управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем
VI. Подведение итогов урока
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке -Как же определить род имени прилагательного? Повторим алгоритм. (Слайд13)
-Какие бывают окончания имён прилагательных?
Ответы детей
VII. Рефлексия
Цель: проверить работу детей на уроке. -- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Нарисуйте смайлик и вложите его в тетрадь.
- Спасибо за работу.
Дети работают с карточками.
Личностные УУД:
умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Регулятивные УУД:
оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика
Познавательные
УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Приложение №1
тёплый тёплый тёплый
юга юга юга
ветерок ветерок. ветерок
подул подул подул
С С С
в….терок

Приложение №2
Приложение №2
сер…цеморе
мес….цхле….
душа

в….да

п….года

п….льто
Тёплый

хле….
Тёплое
Тёплая

Приложение №3
Родовые окончания имён прилагательных Родовые окончания имён прилагательных
М.р. Ж.р. С.р. М.р. Ж.р. С.р.
Родовые окончания имён прилагательных Родовые окончания имён прилагательных
М.р. Ж.р. С.р. М.р. Ж.р. С.р.
Наступила весенняя день.
Приложение №4

Слышна весёлый песня соловья.
Светит яркой солнце.
Наступила весенняя день.
Слышна весёлый песня соловья.
Светит яркой солнце.
Наступила весенняя день.
Слышна весёлый песня соловья.
Светит яркой солнце.
Приложение №5
Спиши текст. Найди в нём имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род имён прилагательных
Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. Из коры берёзы закапал сладкий сок. Задремала на солнце старая лосиха. Рядом резвится маленький лосёнок.
Спиши текст. Найди в нём имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род имён прилагательных
Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. Из коры берёзы закапал сладкий сок. Задремала на солнце старая лосиха. Рядом резвится маленький лосёнок.
Спиши текст. Найди в нём имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род имён прилагательных
Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. Из коры берёзы закапал сладкий сок. Задремала на солнце старая лосиха. Рядом резвится маленький лосёнок.
Спиши текст. Найди в нём имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род имён прилагательных
Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. Из коры берёзы закапал сладкий сок. Задремала на солнце старая лосиха. Рядом резвится маленький лосёнок.
Прочитай. У имён прилагательных вставь нужное окончание. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
Редк… лесок. Ласково светит весенн… солнце. Из коры берёзы закапал сладк… сок. Задремала на солнце стар… лосиха. Рядом резвится маленьк… лосёнок.
Прочитай. У имён прилагательных вставь нужное окончание. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
Редк… лесок. Ласково светит весенн… солнце. Из коры берёзы закапал сладк… сок. Задремала на солнце
стар… лосиха. Рядом резвится маленьк… лосёнок.
Прочитай. У имён прилагательных вставь нужное окончание. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
Редк… лесок. Ласково светит весенн… солнце. Из коры берёзы закапал сладк… сок. Задремала на солнце стар… лосиха. Рядом резвится маленьк… лосёнок.
Прочитай. У имён прилагательных вставь нужное окончание. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
Редк… лесок. Ласково светит весенн… солнце. Из коры берёзы закапал сладк… сок. Задремала на солнце стар… лосиха. Рядом резвится маленьк… лосёнок.
Прочитай. Вставь по смыслу подходящие имена прилагательные. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
……… лесок. Ласково светит ………. солнце. Из коры берёзы закапал ……….. сок. Задремала на солнце ……… лосиха. Рядом резвится ………… лосёнок.
Слова для справок: редкий, весенний, маленький, старый, сладкий.
Прочитай. Вставь по смыслу подходящие имена прилагательные. Спиши. Выдели окончания .Определи род имён прилагательных.
……… лесок. Ласково светит ………. солнце. Из коры берёзы закапал ……….. сок. Задремала на солнце ……… лосиха. Рядом резвится ………… лосёнок.
Слова для справок: редкий, весенний, маленький, старый, сладкий.
Приложение №6