Подготовка к ОГЭ по русскому языку Способы сжатия текста .


Приёмы сжатия текста

К содержательным приёмам сжатия текста относятся:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:
исключение примеров, доказательств, попутных сведений, деталей, подробностей, лирических отступлений;
исключение повторов;
исключение однородных членов предложения;
исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную;
исключение диалогов;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений;
исключение пространного описания природы, чувств настроений.
2. Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена слов с менее широким значением (объемом понятия) словом с более широким значением.
3. Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением,
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Что сохранить при сжатом изложении?
Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;
последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы;
ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста.

Типы заданий, направленных на сжатие текста.
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном, двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Задание №1. Найдите в тексте поясняющие конструкции, однородные члены и исключите их.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Какой приём сжатия использован?



Задание №2. С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.
Исходный текст.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Задание №3. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.
Исходный текст.
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близ Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».
Геракл, который был сначала обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов).

Текст сжатого изложения

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.
Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод.
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперёд.
Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

Приёмы сжатия данного текста:
1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);
2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й, 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).











Инструкция «Как писать изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращённый текст на черновике.

15