Весёлые пальчики( кружок в младшей группе ).


Пояснительная записка
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группепоказали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Создание программы дополнительного образования «Волшебные пальчики»обосновано отсутствием в примерной общеобразовательной  программе дошкольного образования «Детство» аппликации из пластилина и пластилинографии в средней группедетского сада.
Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
Авторской программы  Лыковой И.А «Цветные ладошки»
Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Педагогические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2014 – 2015 учебный год
2.     Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук
3.     Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста
4.     Провести анализ эффективности проделанной работы
 Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин/
2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
наглядности;
доступности;
последовательности и постепенности;
активности;
систематичности;
научности и достоверности;
сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие связной речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
Воспитывать трудолюбие и старание.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
экспериментирование с изобразительными материалами;
создание и решение проблемных ситуаций;
игровые приемы;
рассматривание и обсуждение;
показ технических приемов;
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
использование сюрпризных моментов;
использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
самостоятельная деятельность;
совместная  деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
подгрупповая
индивидуальная
парная
Предполагаемый результат обучения:
У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
Радуются полученному результату.
Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Список литературы
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2.     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
3.  Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
4.  «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
Перспективный план работы кружка