Урок систематизации знаний в системе деятельностного метод для2 класса «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий»
Конспект урока
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Предмет, тип урока: русский язык, урок систематизации знаний в системе деятельностного метода обучения.
Класс, УМК: урок проводится во втором классе по УМК «Перспективная начальная школа».
Цели урока: 1) осознать и правильно писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Задачи.
Образовательная: повторить алгоритм правописания слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
Оздоровительная: создание на уроке атмосферы непринуждённости, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, учебник, обратный словарь, карточки с заданиями для пар, сигнальные карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне. Итак, начинаем урок с хорошего настроения!
- Давайте вспомним правила работы при письме.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Отступим от написанного две строчки, запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
- На доске записаны скороговорки, давайте прочитаем хором. (Дети читают по рядам и индивидуально)
В роще щебечут стрижи и чижи.
В шалаше шесть шалунов.
- Каких согласных звуков встречается больше? ( Шипящих)
- Назовите шипящие звуки. [ж], [ш], [ч], [щ]
- А какими буквами они обозначаются?- Значит, какие буквы будем писать наминутке чистописания?
- Посмотрите на доску, я предлагаю вам вот такую цепочку: ж ш ч щ (показ на доске).
Гимнастика для пальчиков.
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
- Ребята, сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать. У каждого из вас на парте лежит нарисованный цветок, в течение урока вы должны раскрасить этот цветок. Если задание выполните без ошибок, раскрасите лепесток красным карандашом, если допустите 1-2 ошибки, раскрасите жёлтым карандашом, если 3 ошибки и более, синим карандашом раскрасите лепесток.
- Оцените себя.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3. Закрепление, повторение (подготовка к обобщению понятий, правил)
Формулировка темы урока
- Ребята, посмотрите на слова: зверёныш, борщ, чертёж, царевич,
глушь, вещь, ложь, речь (слова записаны на доске)
- Над какой орфограммой будем работать? (Написание слов-названий
предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук).
А) - Ребята, вспомните, пожалуйста, японские сказки о барсуках. Что вы скажите о барсуках? (Оба они поэты, первый барсук ценил красоту, а второй – создавал её).
- Ребята, а этот барсук (показ картинки) любит рисовать после чтения
японских трёхстиший и прогулок в лунную ночь.
Однажды барсук гулял в лунную ночь, читал хокку Исса:
Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашён.
- Увидел ежа, залюбовался им и захотел его нарисовать. Посмотрите, вот какая картина у него получилась. (Слайд 2)
- Кто же был приглашён на праздник?
(Все слова-названия предметов с основой на шипящий)
- Запишем эти слова столбиком.
Шалаш,
ёж,
камыш,
ландыш.
-Гуляя, он увидел мышь и залюбовался ею. Её тоже нарисовал. Рассмотрите картинку и найдите слова-названия предметов с основой на шипящий. Запишем эти слова во второй столбик. (Слайд 2)
Мышь,
печь,
ночь,
тишь.
- А почему в первом столбике слова пишутся без «ь», а во втором с «ь»?
(В словах-названиях предметов женского рода с шипящим звуком на конце пишется «ь», а в словах-названиях предметов мужского рода на конце »ь» не пишется)
(Самопроверка)
- Давайте вспомним алгоритм написания (Слайд 3)
- Оцените себя, закрасьте лепесток у цветочка соответствующим цветом.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнуть
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём
Выполним движения.
- Я буду называть слова-названия предметов мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово женского рода, то вы хлопаете в ладоши, если услышите слово мужского рода – приседаете.
Плач, печь, мелочь, трубач, мяч, речь, москвич, ночь. (Слайд5)
Б) Работа по цветным карточкам в парах, выбирает задание пара.
Синяя карточка предлагает вам написать слова-названия предметов в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка – подобрать к словам близкие по смыслу слова-названия
предметов с шипящим на конце. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка – образовать от данных слов слова-названия предметов в единственном числе, выделить орфограмму, указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое слово записали? Поднимете сигнальные карточки (зелёный цвет).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
- Оцените себя сами, закрасьте лепесток у цветочка нужным цветом.
Физкультминутка для глаз.
в)
Работа с сигнальными карточками.
- Приготовьте сигнальные карточки. Слова будете называть из Обратного словаря:
1 ряд 1 вариант: открывает Обратный словарь на букву -ч: ткач, калач, королевич. (с. 147)
1 ряд 2 вариант на –чь: печь, речь, мелочь. (с. 150)
2 ряд 1 вариант на –ж: пейзаж, гараж, чиж. (с. 141)
2 ряд 2 вар. на –жь: ложь, рожь, дрожь. (с. 148)
3 ряд 1 вар –ш: ковш, фарш, детёныш (с. 147)
3 ряд 2 вар на –шь: гуашь, брошь, сушь (с. 150)
Я на –щ, -щь: вещь, мощь, помощь, плащ, лещ, клещ. Индивидуальная работа на интерактивной доске.
- Замени одним словом и запиши это слово; в записанном слове выдели орфограмму, определи род.
Она бывает детской и письменной (речь)
Горчица оставляет во рту (горечь)
Плохое настроение вместе с капризами (плач)
Морской, речной бывает он (пляж)
Мелкие деньги (мелочь)
Молодые люди (молодёжь)
Непромокаемая лёгкая одежда от дождя (плащ)
- Оцените себя.
Г) Предлагаю поработать по интересам.
Центр «Строители».
- Соберите рассыпавшиеся слова и запишите их правильно.
(лышма) малыш,
(чьдо) дочь,
(гачбо) богач,
(лащп) плащ.
Д) Дополнительное задание: подберите синонимы с шипящим звуком на конце к следующим словам: тьма, доктор, спокойствие, поддержка. (Слайд 4)
Центр «Знатоки»
- Спишите, докажите правильность написания слов; подчеркните «лишнее» слово.
Глушь, стриж, кирпич, карандаш, камень.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание, оцените друг друга.
4. Итог урока.
- Над какой орфограммой работали?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Во время всего урока вы за каждое задание «ставили» себе оценку,
раскрашивали цветок: красный лепесток – «5», жёлтый – «4», синий – «3
- Покажите, какие цветы у вас получились. (Оценки за урок)
Домашнее задание: на выбор – тест, кроссворд, творческое задание – составить четверостишие со словами с основой на шипящий звук или У. с 115 №123..
Рефлексия
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу. Давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Поднимите соответствующую звёздочку.
Если было интересно и легко на уроке, возьмите оранжевую звёздочку.
Если иногда были трудности, сомнения – розовую звёздочку.
Если ещё не разобрались в теме – синюю звёздочку.
- Посмотрите, как много оранжевых звёзд. Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. (Слайд 6)
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи.