Тема «Законотворческий процесс» Подтема: « Где рождаются законы?» (лекция с составлением опорного конспекта)
10 класс. Урок № 58
Тема «Законотворческий процесс»
Подтема: « Где рождаются законы?» (лекция с составлением опорного конспекта)
Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе.
Задачи
систематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Иркутской области;
расширить знания учащихся в области организации законотворческого процесса в Российской Федерации и Иркутской области;
развивать познавательно-творческие навыки при выполнении индивидуальных заданий, осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;
формировать активную гражданскую позицию учащихся.
План урока:
Организационный момент.
Постановка темы и цели урока.
Изучение новой темы.
Федеральное Собрание – парламент РФ
Процесс принятия закона в РФ
Система органов власти в Иркутской области. Законодательное Собрание – высший законодательный орган.
Законотворческий процесс.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя с обозначением цели и задач урока.
III. Изучение новой темы.
Учитель. Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны гласит:
«Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».
Ребята, вспомните из курса обществознания, какие органы в современной политической системе осуществляют исполнительную и судебную власть?
(Ответы детей: правительство и различные суды).
Высшая законодательная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламентом.
Парламент (от фр. рarler – говорить)– общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции.
Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте, рождаются законы.
В нашей стране парламентом является Федеральное Собрание. Давайте посмотрим, что же оно из себя представляет, и какие функции выполняет.
Структура и функции Федерального Собрания РФ.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительный и законодательный постоянно действующий орган РФ. Состоит из двух палат : Государственная Дума и Совет Федерации.
Государственная Дума — нижняя палата
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.
Государственная Дума:
1) даёт согласие Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ;
2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
3) объявляет амнистию;
4) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
5) принимает федеральные законы;
6) принимает постановления.
Совет Федерации — верхняя палата
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.Совет Федерации:
1) утверждает изменения границ между субъектами РФ и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
2) назначает выборы Президента РФ;
3) принимает решение об отрешении Президента РФ от должности;
4) рассматривает и одобряет законы.
Учитель. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон, считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствие с установленным Конституцией порядком. Процесс принятия закона в РФ (работа в тетрадях по лекции составить конспект).
Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу.
Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены; Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов — ст. 104, ч. 3). На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Пятая стадия — подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования — довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях — «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.
Учитель. Ребята, вы конечно знаете, что Иркутская область является субъектом Российской Федерации, и соответственно она имеет собственную систему органов государственной власти.
В систему органов государственной власти входят:
Губернатор – высшее должностное лицо;
Законодательное Собрание– высший законодательный (представительный) орган государственной власти;
Правительство– высший исполнительный орган государственной власти ;
иные исполнительные органы государственной власти .Учитель. В демократическом государстве, каким является Россия, существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Государственная Дума. А в нашей республике законодательный орган власти называется Законодательное Собрание .
Законодательное Собрание– это собрание депутатов.
Собрание является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти, избирается на 5 лет и состоит из 48 депутатов. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года.
Собрание является коллегиальным органом и основной формой его работы является сессия.
В период между сессиями работа ведется внутри комитетов и комиссий, сформированных из числа депутатов.
Основной функцией Собрания, безусловно, является законодательное регулирование.
К ведению Законодательного Собрания относятся следующие важные полномочия:
- принятие закона о региональном бюджете;
- установление налогов и сборов; - назначение референдума и и другие.
Правительство является постоянно действующим, коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти.
Председатель Правительства и его заместители назначаются Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием.
Учитель. Эффективность работы законодательной власти зависит не от количества принятых законов, а от их назначения для страны на данный момент.
В XVIII в. Дж.Локк. писал: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Как актуальны эти мысли для сегодняшней России.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» Дж.Локк.