Технологическая карта урока по русскому языку Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов


Учитель Айтбулатова Д.Д.
Класс 2 АТема урока «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»
Тип урока Открытие новых знаний
Дата проведения 24 января 2017 год
Цель урока Научить применять основное правило написания букв Ы и И после ц в корне слов и в окончаниях слов – названий предметов
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи урока Предметные:
- создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на изучение нового правила;- формировать и совершенствовать навыки письма.
Метапредметные:
- продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности;- продолжить формирование интереса к новому учебному материалу;- учить принимать и сохранять учебную задачу;- продолжать учить строить монологические высказывания.
УУД Личностные УУД: проявлять интерес к учебному материалу
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной форме.
Познавательные УУД: кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение других людей и их позицию.
Планируемые результаты Предметные:
Уметь писать буквы Ы и И после Ц в разных частях слова.
Личностные: Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Помоги Мише ответить на этот вопрос» (У.3, с. 19).
Метапредметные:
Познавательные: Подведение под понятие: подведение под правило (правило правописания –ы- после –ц- в окончаниях слов-названий предметов) (У.3, с. 18).
Регулятивные: Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, планировать учебную деятельность с помощью учителя и самостоятельно.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные: Оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение. Умеет задавать уточняющие вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ресурсы урока Учебник «Русский язык», часть 3. Чуракова Н. А., тетрадь с печатной основой «Русский язык», часть2.
Ноутбук, проектор, экран.
Формы урока
(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) Фронтальная, индивидуальнаяЭтап урока, время Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент, 3 минут.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно.
Слушать будем внимательно. Организует проговаривание правила поведения на уроке.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
2. Актуализация знаний, 10 минут
Учитель: А сейчас откроем тетрадочки и повторим словарные слова (один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадях).
Словарный диктант: пальто, работа, сапог, телевизор, ужин, фамилия, хорошо, чеснок, шоколад, щавель.Организует работу учащихся.
Выполняют задания. Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю;
Познавательные: формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
3. Постановка проблемы, формулирование темы урока, 7 минут -Внимание, посмотрите на экран и прочитайте стихи А. С. Пушкина.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
-Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
Учитель: Верно. Вы будете как ученые, делать открытия и познавать новое.
Учитель: Исследуйте, пожалуйста, это предложение.
- Значения каких слов вам непонятны?
Обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова и разберем значения этих слов.
гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
парадокс (греч. «неожиданный, странный») – явление, кажущееся невероятным, неожиданным.
просвещенье - распространение знаний, образование.
Учитель: А вот и первая встреча. Ребята, отгадайте загадку:
Есть такой циркач лихой:
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу. (Циркуль)
Учитель: - Но циркуль пришел к нам не один - он привел с собой друзей. (рисунки с изображением цыпленка, цапли, цветка)
-Как вы думаете, почему эти предметы дружат? Что их объединяет?
(в словах - названиях предметов есть сходство, это начальный звук [ц])
-Какой это звук?
Звук [ц] глухой и произносится твердо.
Учитель: Ребята, прочитайте про себя слоги. (Дети читают на экране: ца, цу, ци, цы, цо) А теперь найдите такие, в которых на слух нельзя определить, какая буква пишется?»
Ребята выделяют слоги ци, цы.
Учитель: Скажите, сумели ли эти слоги подсказать вам тему сегодняшнего исследования?
(Да, написание букв Ы-И после Ц)
Учитель: Отлично! Спишите все слоги в тетрадь, а выделенные цветом - подчеркните.
Подводит учащихся к постановке темы урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.Физкультмнутка, 3 минуты Буратино потянулся,  Раз нагнулся, два нагнулся.  Руки в стороны развёл,  Ключик видимо нашёл,  Чтобы ключик тот достать,  Надо на носочки встать. Выполняют упражнения вместе с учителем Коммуникативные:
обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
Регулятивные:
формируют умение соотносить свои действия с действиями учителя;
Личностные:
Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.
4. «Открытие» нового знания», 10 минут
Учитель: Немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему уроку.
Учитель: Кто помнит, какую букву пишут после Ц в корне слова? Как надо писать слова цирк, циркач, цирковой? Какие это слова?
Давайте мы прочитаем подсказку Летучей Мыши (с.18), запишем эти слова и выделим в них корень.
Учитель: Теперь вы уж точно справитесь с новым заданием. Открываю слова: ц..рк, ц..фра, пальц.., бойц.., ц..линдр, ц..трус
Учитель: Вы видите, что гласные после Ц пропущены. Определите, какую букву надо вставить: Ы или И?
Учитель: Ты думаешь, что во всех случаях надо писать «И»? А ты как думаешь? Некоторые из вас считают, что надо вставить букву «И», другие думают, что «Ы». Как же нам быть?
(Надо посмотреть в словаре и выучить эти слова наизусть)
Учитель: Можно, конечно и в словарь посмотреть. Идея хорошая, но слов с такими написаниями в словаре много - разве все запомнишь?
Поэтому нужно знать правила-«секреты» русского языка. Сейчас мы с вами откроем такое правило (новые слова: птица, синица, лисица). Что общего в этих словах?
(Они обозначают названия животных; отвечают на один и тот же вопрос «кто?»; во всех словах есть звук [Ц]; и оканчиваются они одинаково: на ца; слова стоят в единственном числе)
Учитель: Измените слова так, чтобы они стояли во множественном числе (птицы, синицы, лисицы). Какую букву написали после Ц?
Дети: Букву Ы.
Учитель: А теперь попробуйте сами сформулировать правило, когда после Ц пишется буква Ы.
Дети: В названиях животных; в конце слова; если слово стоит во множественном числе.
Учитель: А сейчас я напишу еще два слова (записывает: конец- концы). Что у них общего с предыдущими и чем они отличаются?
Дети: Эти слова не называют животных, но в конце слова после Ц пишется буква Ы.
Учитель: Давайте уточним правило, когда после Ц пишется буква Ы.
Дети: Буква Ы после Ц пишется в конце слова во множественном числе.
Учитель: Теперь вернемся к заданию, которое вызвало у нас спор.
Учитель: А как быть с остальными словами? Чем они отличаются от тех, в которых мы закрыли орфограмму?
Дети: У остальных слов буква Ц стоит в начале слова, а не в конце.
Учитель: Верно, значит, оттого и пишутся эти слова по-разному: в остальных словах после Ц пишем букву И. Так какой «секрет» мы с вами открыли?
Дети: Написание букв Ы, и после Ц зависит от того, в каком месте в слове эти буквы находятся.
Учитель: Давайте запишем в тетрадь эти слова, подчеркнем гласные Ы, И.
(Помним о правильной посадке во время письма)
Учитель: Как вы думаете, надо ли каждый раз смотреть в словарь или заучивать наизусть все слова с написаниями ЦЫ и ЦИ?
Дети: Нет, достаточно знать правило.
Учитель: Верно, ведь слов очень много и все запомнить невозможно. Но некоторые слова приходится запоминать, потому что есть написания, на которые эти правила не распространяются (цыпленок, цыган, цып-цып, цыц, на цыпочках, цыкать, цыпки) Скажите, чем эти слова не соответствуют правилу, которое мы только что вывели?
Дети: По правилу здесь после Ц должна стоять буква И, а не Ы.
Учитель: Сколько слов вы должны запомнить?
Дети: Семь.
Учитель: Давайте запишем слова-исключения в тетради.
5. Первичное закрепление, 7 минут Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми задачами на нашем пути. Выполняя следующие задания, вы должны показать прочность тех знаний, которые приобрели. Я предлагаю вам работу по учебнику.
а)Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы
№2 №16(с. 13-14).
б)Учебник: №14 (ч. 3, с. 18-19) (с комментированием)
(Не забывайте о правильной посадке во время письма)
в)Учебник: №15 (ч.З, с. 19).
— Откройте Обратный словарь на букву Ы.(с.147-148)
— Найдите в списке слова, у которых основа оканчивается на Ц, а окончание - на Ы.
-Спишите. Окончания подчеркните. С тремя словами придумайте и запишите словосочетания: слово-название признака + слово-название предмета.
Например: вкусные голубцы, густые ресницы, домашние шлепанцы…
Объясняет задание.
Проводит проверку.
Самостоятельно выполняют задание.
Затем, по одному зачитывают ответы,
Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий .
Рефлексия, 3 минуты
-Ребята! Прочитайте слова: комната, корова, молоко, ягода, помидор, заяц, язык. Составьте из выделенных букв новое слово. Какое слово получилось?
-Верно, МОЛОДЦЫ! Почему нас так можно назвать?
-Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву?
-Назовите основное правило написания буквы И после Ц в корне слова. (Под ударением пишется И, а не Ы.)
-Какую задачу мы решали на уроке? –открывали секрет написания буквы Ы после Ц.
-Когда после Ц пишется буква Ы?- буква Ы после Ц пишется в конце слова во множественном числе.
-У вас на столах лежат небольшие анкеты, по которым вы можете оценить свою работу на уроке.

-Вы будете еще больше молодцы, если все секреты урока будете помнить всегда.
Подводят итоги урока
Оценивают устно свою работу (с опорой на анкеты) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ,
Познавательные формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке .Домашнее задание, 2 минуты Учитель: откройте ваши дневники и запишите домашнее задание.
ТПО 2, стр. 14, упр. 17.