Тренинг по отработке действий педагога в конфликтных ситуациях.


Тренинг по отработке действий педагога в конфликтных ситуациях.Конфликтные ситуации могут возникнуть между отдельными личностями, Личностью и группой. Конфликтные отношения педагога и школьного класса значительно сложнее, чем с отдельным ребенком. Как правило конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения педагога ведет к утрате его авторитета среди воспитанников. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует педагог в конфликте. Это прежде всего- само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д. Эти нормы полезны прежде всего школьникам, но дети, как это ни парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники- нарушители порядка. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязанность, лень, безделье. Он чувствует поддержку других или молчаливую поддержку. Очень важно педагогу выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью. Чтобы выиграть психическое противоборство педагогу целесообразно использовать следующие правила:
1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя и ни в коем случае «не бранитесь, и не раздражайтесь». Ребята высоко ценят спокойствие, юмор.
2.3адержка реакции.
Не вступать в полемику с ребенком. Старайтесь не заметить нарушителя, хотя дайте понять, что хорошо видите, его действия. Это помогает внести некоторую растерянность в действия и снижает активность, вносит сомнение у других детей кого поддержать.
Перевод реакции.
Начать разговор с другими, посмотреть в окно, тогда герой конфликта остается наедине с собой, этим снижает сам «замысел» борьбы.
Рациональная ситуация.
Применение юмора разряжает обстановку. Осмеянный нарушитель теряет авторитет в глазах других.
Парадоксальная реакция.
Использовать коварный замысел с пользой, да ещё поблагодарить его. Это приобретает авторитет на длительное время.
В своей группе, которая была организована два года назад из неблагополучных семей, с неустойчивыми, вредными привычками в поведении, с устойчивым нежеланием заниматься трудом, учебой и трудом на общую пользу. Поэтому возникали различные конфликтные ситуации. И чтобы как-то разрядить обстановку, избежать конфликта, сгладить его, применяла различные формы работы.
Кроме индивидуальных доверительных бесед, разбора проблемных ситуаций, примера других детей использовала в повседневной жизни, на занятиях, на прогулках, тренинговые упражнения, игры. Например, во время бесед проводила такие игровые упражнения « Комплимент», « Похвали себя», « Всё равно ты молодец», ПОТОМУ ЧТО... « Достоинства», « Кто Я».
Конечно были затруднения, так как ребята разные, речь, мыслительная деятельность неразвиты. Такие как Н. К., С. М., Г. Г., стеснялись хвалить себя, делать комплименты, в играх было много повторов.
Во время анализа было много споров, не согласия. Каждый видел себя, товарищей по своему, но в итоге находили правильные решение. Интересно прошли доверительные беседы на тему:
« Когда мне бывает плохо...»
« Когда нам бывает стыдно...»
« Почему мы перекладываем вину на другого?» « Хорошо ли быть одному?» и т. д.
В процессе этих бесед выясняла защитные реакции у детей в сложных ситуациях. Учила приемам самозащиты с помощью релаксационных упражнений. Интересно прошло занятие, где учила детей справляться с чувством протеста. Разобрали проблемную ситуацию и выяснила, что ребятам хочется иногда уединяться, побыть в одиночестве, но жизнь в одиночестве никого не прельщает. Выработали совместно такие советы:
1. Если на душе плохо, ты раздражен уединись в комнате, вспомни что-либо приятное, подними настроение.
2 Поделись своим чувством с надежным другом, животным: собакой, котом.
прижми к себе, погладь, поговори и тебе станет легче.
Если ты в ссоре с кем-либо и не можешь сразу помириться, послушай музыку
посмотри по ТУ мультфильмы, а когда успокоишься поговори с взрослым и расскажи, что тебе мучает.
Если ты обижен, что желание твоё не выполнено, то пофантазируй, нарисуй его
и тебе станет лучше.
Интересно прошла игра «Король». Это игра очень полезна для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказать свои желание и в игре открываются новые стороны ребенка. И во время обсуждения выясняли как чувствовали себя дети в роли короля, что понравилось, легко ли быть слугой, королём и т.д.
Дети высказывали свои мысли, чувства. Также проводила разные тренинговые упражнения «Пантомима», « сердитая старуха», « нахал», « проталкивание в автобусе». В ходе анализа ребята рассказывали о своих чувствах, побывав в различных ролях. И никому не хотелось испытать это в реальной жизни. Они понимали, что в таких ситуациях могут возникнуть ссоры, драки, нецензурная брань. Также разучила с детьми игры для снятия напряжения например:
« Дракон кусает свой хвост», « выбивание пыли». « Я могу защитить...», «Брыкание»,Уходи злость, уходи», « Ругаемся овощами», « Возьми себя в руки» и другие.
Конечно дети ещё сами не могут использовать упражнения для сглаживания конфликта, но педагог должен помогать всячески для того чтобы избежал ребенок конфликтной ситуации.